Механизмы социального восприятия
Основными механизмами восприятия и познания в процессе общения являются идентификация, рефлексия, стереотипизация, эмпатия.
Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Используя идентификацию, мы ставим себя на место собеседника и таким образом можем реконструировать его внутреннее состояние. Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.
Однако активизация механизма идентификации требует решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого. Это знание того, как другой понимает меня. Это - своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» (Кон, 1978). Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно сравнить с ситуацией удвоенного зеркального отображения. Этот механизм межличностного восприятия описывается в шутливой форме в стихотворении Р. Бернса (перевод С.Я. Маршака):
- Он целовал, вас, кажется?
- Боюсь, что это так.
- Но как же вы позволили?
- Ах, он такой чудак!
-Он думал, что уснула я
И все во сне стерплю,
Иль думал, что я думала,
Что думал он: я сплю!
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек:
1. Джон, каков он есть на самом деле. У Холмса буквально, «каким его сотворил Господь Бог».
2. Джон, каким он сам видит себя.
3. Джон, каким его видит Генри.
Соответственно три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и, соответственно, то же для Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг (1972) воспроизводят предложенные модели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом.
Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А X Б и обратная информация о реакции Б на А, Б А. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А и Б', а также представление о «другом»; у А представление о Б — Б" и у Б представление об А — А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А, обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б' на А". Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с объективной реальностью А, Б', А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А — А —А" и Б —Б' —Б"
Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодействия оратора с аудиторией. Если оратор (А) имеет неверное представление о себе (А), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие тоже. Приближение всего комплекса этих представлений друг к другу — сложный процесс, требующий специальных усилий. Одним из средств является здесь разновидность социально-психологического тренинга, ориентированного на повышение перцептивной компетентности.
Построение моделей типа рассмотренной играет важную роль. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений (Данилин, 1977).
Стереотипизация(от греч. stereos – твердый и typos - отпечаток) – восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий, групп) на основе определенных представлений и социальных стереотипов. (Речь о стереотипах пойдет дальше). Стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Основная функция стереотипизации – поддержание и. личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. Стереотипизация является схематизированной и аффективно окрашенной формой социальной перцепции. Феномен стереотипизации раскрывается с помощью следующих положений.
1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы по любому из признаков недифференцированно, грубо, пристрастно.
2. Подобная категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.
3. Изменения в различных сферах человеческой жизни могут обуславливать изменение стереотипов, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени.
4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве чувственной ткани мира и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
5. Когда отношения между группами носят сотрудничающий или соревновательный характер, стереотипы поведения мало враждебны. Рост напряженности в отношениях между группами приводит к ужесточению враждебности, снижению пластичности стереотипов. Стереотипы начинают играть доминирующую роль в межгрупповых отношений.
Эмпатия- (от греч. empatheia- сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Термин эмпатия был введен в психологию Э. Титченером. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от идентификации, является слабое развитие рефлексивной стороны, ограниченность рамками непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивида возрастает, как правило, с приобретением жизненного опыта. Эмпатия также легче проявляется, если собеседники проявляют сходные поведенческие и эмоциональные реакции. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. В обоих случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.
Более всего исследованы три эффекта восприятия: эффект ореола, эффект новизны и первичности.
Эффект ореола- проявляется в условиях дефицита информации о собеседнике, при формировании первого впечатления. Данный эффект может выступать в форме положительной оценки («положительный ореол») и негативной оценки («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают перецениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются. Если общее первое впечатление о собеседнике в силу сложившихся обстоятельств оказывается отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны" - тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).
Данные эффекты касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В эксперименте А Лачинса четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее информация возобладала. Такой эффект получил название "эффекта первичности" и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 4739;