Социальная фасилитация.
Поиск психологических факторов, способных оказывать влияние на работу индивида в группе и успешность совместной деятельности людей, издавна привлекал внимание специалистов в данной области. Первые экспериментальные исследования, посвященные изучению влияния группы на личность, были проведены в США в 20-е годы ХХ века. Пионерами в этой области знаний были Н. Триплетт (1898) и Ф. Оллпорт (1920) и немецкий психолог В. Мёде (1927). Психолог Норманн Триплетт, интересовавшийся велосипедными гонками, впервые заметил, что гонщики показывают лучшие результаты, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером.
В первых исследованиях, посвященных данному вопросу, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а сама группа трактовалась, прежде всего, как «присутствующие люди». В этих экспериментах изучалось не взаимодействие людей в группе (интеракция), а факт их одновременного действия рядом (коакция). Коактивная (экспериментальная) группа – это группа людей, собранных в лаборатории и работающих рядом, но без непосредственного и активного взаимодействия друг с другом. Данные группы формировались из индивидов, временно объединяемых друг с другом исключительно для целей проводимого исследования и не имевших ни достаточного опыта общения друг с другом, ни навыков межличностного взаимодействия. Каждый из членов таких групп получал индивидуальное задание, выполнял его в изоляции или в присутствии остальных. Затем результаты работы каждого в изоляции и в присутствии других людей сравнивались между собой, обобщались, и на основе такого сравнения делался вывод о том, какое влияние оказывает присутствие других людей на работоспособность, психические процессы и состояния индивида. Результаты исследований таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если по условиям эксперимента между участниками эксперимента не было соперничества). Социальные психологи выяснили, что один только факт присутствия других людей рядом оказывает влияние на испытуемого. Этот феномен получил название социальной фасилитации. Социальная фасилитация (facility англ. – легкость, благоприятные условия) – это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. Соревнование как разновидность социального взаимодействия — яркий пример социальной фацилитации, улучшения результатов деятельности людей в присутствии и сравнении друг с другом.Эффект фасилитации был обнаружен также и у животных. Оказалось, что в присутствии особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен.
В ряде экспериментов было показано и наличие противоположного эффекта присутствия группы, которое оказывало сдерживающий, тормозящий эффект на деятельность индивида. Этот феномен получил название социальная ингибиция. Присутствие других снижало эффективность при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение. Подобный отрицательный эффект наблюдался также и у животных. В присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно.
Противоречивые результаты, полученные социальными психологами при изучении социальной фасилитации и социальной ингибиции, были объяснены социальным психологом Р. Зайенсом (1965). Зайенс сформулировал и экспериментально доказал, что социальная фасилитация усиливает доминантные реакции индивида. Это происходит благодаря тому, что присутствие других людей возбуждает и усиливает напряжение. Так как социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию, то оно улучшает выполнение простых задач и затрудняет выполнение сложных заданий. Выполнение простых бытовых действий и решение легких арифметических действий основано на хорошо усвоенных реакциях, поэтому выполнение таких заданий в присутствии других людей, заметно улучшается. С другой стороны, усвоение нового материала, прохождение незнакомого лабиринта и решение сложных математических задач - это более трудные задания, для которых верный ответ трудно предугадать. Именно поэтому в присутствии других людей увеличивается число неверных ответов в подобных задачах. Позднейшие эксперименты подтвердили тот факт, что социальное возбуждение благоприятствует доминирующей реакции. П. Хант и Дж. Хиллери обнаружили, что студентам университета в присутствии других людей требуется меньше времени на изучение простого лабиринта и больше времени - на изучение сложного. Почему присутствие других людей действует на участников экспериментов возбуждающе? Эксперименты позволяют предположить, что возбуждение возникает по двум причинам: во-первых, влияет боязнь оценки, а во-вторых, в подобной ситуации возникает конфликт между отвлечением внимания на других и необходимостью концентрироваться на самой задаче.
Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимания на отдельном индивиде (Д. Майерс). Данный термин был впервые использован американскими социальными психологами Л. Фестингером, А. Пепитоун и Т. Ньюкомбом в 1952 году для описания психологического состояния, характеризующегося утратой чувства личной ответственности в определенных групповых ситуациях. В некоторых случаях деиндивидуализация может приводить к крайне жестокому поведению людей в группе, такому как вандализм, воровство, уличные беспорядки. Так, в 1967 году 200 студентов университета Оклахомы собрались посмотреть на своего товарища-студента, угрожавшего спрыгнуть с башни. Они начали скандировать: «Прыгай, прыгай…». Он прыгнул и разбился насмерть. Социальные психологи выявили факторы, провоцирующие проявление феномена деиндивидуализации. Рассмотрим их более подробно:
1. Размер группы. Группа способна не только возбуждать своих членов, но и обеспечивает уверенность в избегании наказания за правонарушения. Ф. Зимбардо (1970) предположил, что в мегаполисах существует более благоприятная ситуация для возникновения и развития феномена деиндивидуализации, основанная на обезличенности и анонимности. Данную закономерность Зимбардо подтвердил следующим экспериментом. Он купил две подержанные машины и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улицах, одну в Нью-Йорке, другую – в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке через 3 суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в груду металла. В Пало-Альто, единственный человек, который дотронулся до автомобиля, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.
2. Физическая анонимность. Социальные психологи выяснили, что анонимность в группе может провоцировать жестокость и жульничество. Так Э. Динер провел эксперимент, в котором изучали поведение 1352 детей в канун Хэллоуина, которые традиционно ходили по домам и просили угостить конфетами. Когда дети, поодиночке или в группе, заходили в дом, экспериментатор приветливо приглашал их войти и взять «каждому по одной шоколадке», после чего выходил из комнаты. Скрытые наблюдатели установили, что дети в группе были в два с лишним раза более склонны схватить еще одну шоколадку, чем те, кто заходил поодиночке. Физическая анонимность может подчеркиваться ношением униформы, и других символов деиндивидуализации (черные очки, маски на лицах и т.п.) Антрополог Р. Уотсон обнаружил, что культуры, в которых воины деперсонализируют себя, раскрашивая лицо и тело или надевая специальные маски перед сражением, более жестоко расправляются с пленными, чем те племена, которые не используют деиндивидуализацию. Современные эксперименты (Р. Джонсон, К. и М. Джерген, У. Бартон и др.) однако показали, что анонимность в группе может провоцировать и проявление социально одобряемых поступков (альтруизм, забота друг о друге, проявление нежности).
3. Возбуждающие и отвлекающие занятия. Деиндивидуализация усиливается, если ей предшествуют акции, которые отвлекают внимание и возбуждают группу. Если члены группы кричат, скандалят, кидают камни, поют хором, хлопают, танцуют, то после этого они более способны вести себя агрессивно. Кроме того, благодаря деиндивидуализации мы можем проявить свои сильные эмоции, почувствовал таким образом свою общность с окружающими (например, скромные молодые люди могут экстатично и вызывающе танцевать на дискотеке).
4. Ослабленное самосознание. Деиндивидуализация проявляется более ярко, если, находясь в группе, человек не подвергает свое поведение саморефлексии и самосознанию. Эксперименты Э. Динера, Р. Роджерса и других показали, что деиндивидуализированные люди меньше себя контролируют, более склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях и о последствии своих поступков. Самосознание и деиндивидуализация находятся в обратно пропорциональной зависимости. Личность с сильным ощущением собственной индивидуальности и независимости менее подвержены эффекту деиндивидуализации в группе, у них меньше вероятности вести себя в группе так, чтобы это противоречило их системе ценностей. Деиндивидуализация снижается в обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалами и камерами, в маленьких населенных пунктах, при ярком свете, при ношении бейджей на одежде, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов, в необычной обстановке. В то же время известно, что алкогольное опьянение понижает самосознание, а, значит, повышает деиндивидуализацию.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1469;