СВЯТО‑УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В САРЬЕ
Это небольшое местечко в Верхнедвинском районе Витебской области обязательно стоит посетить любознательным путешественникам. При въезде в деревню, получившую название от протекающей здесь реки Сарьянки, сразу бросается в глаза необычного вида храм в неоготическом стиле. По всем канонам жанра он должен быть костёлом, каковым и являлся по факту возведения в 1851–1857 годах, однако в настоящее время здесь действует православный приход.
Давным‑давно, в начале XVI века, деревня Сарья была наследной землёй магнатов Сапегов, а в XVIII веке перешла к мстиславскому старосте Николаю Лопатинскому, сыну которого – Игнатию – было суждено увековечить память о своей возлюбленной в форме неповторимого храма, повторив тем самым романтический подвиг инициатора создания всемирно известного Тадж‑Махала в Индии.
А начиналось всё с того момента, когда однажды Игнатию Лопатинскому приглянулась одна молодая барышня по имени Марыся Шуйская. Она была родом из небогатой семьи, и приданого как такового не имела. Но это не остановило шляхтича, ведь он без памяти влюбился в юную особу, женился на ней и до конца своих дней хранил ей верность. К сожалению, жизнь была не слишком благосклонна к этой паре: сперва умер их первенец, а во время тяжёлых третьих родов скончалась сама супруга.
Игнатий глубоко переживал смерть жены и в память о ней решил возвести в Сарье рядом с ее могилой костёл.
Успешно реализовать этот высокий замысел помог известный прусский архитектор Густав Шахт, который жил на тот момент неподалёку – в местечке Ос вея.
Свято‑Успенская церковь в Сарье
Используя богатство изысканных, вертикально‑стремительных кирпичных тяг, ниш, шпилей, высоких стрельчатых проёмов, он придал Сарьянскому костёлу воздушную легкость и изящную графичность.
Кирпич для храма сделали на небольшом заводике, который принадлежал Игнатию Лопатинскому и находился в одной из его деревень.
Постройка этого величественного сооружения завершилась в 1857 году, после чего костёл был освящён в честь святой Марии.
Нелегко далось Лопатинскому это предприятие, ведь в XIX веке на территории Российской империи существовала жесткая регламентация католической жизни – открытие новых костёлов было, по сути, невозможно. Охваченный отчаянием и тоскою после смерти любимой жены, Игнатий Лопатинский не желал ждать разрешения властей на то, что считал своим долгом христианина и мужа. И вот Витебское губернское управление возбудило дело против хозяина Сарьи, а в его поместье даже направили специальную комиссию для проведения «дознания». Лопатинский с огромным трудом убедил её членов в том, что возведенная на его собственные средства постройка – никакой не костёл, а просто необычного вида памятник рядом с могилой супруги, в котором будут размещены бюсты умерших предков, фамильный архив, библиотека и разные древности. В итоге комиссия посчитала шляхтича редкостным чудаком, но разрешение все‑таки выдала.
Во время национально‑освободительного восстания 1863–1864 годов в Польше, Литве и Беларуси Игнатий Лопатинский стал его активным деятелем. В качестве наказания за участие в антироссийском восстании Сарьянский костёл ввиду… «привлекательности вида» был конфискован и в 1865 году закрыт. Здание храма передали в православное ведомство. Лопатинский неимоверными усилиями пытался вернуть этот самый дорогой его сердцу памятник. Он даже предлагал властям пожертвовать свои деньги на возведение новой православной церкви, но все было тщетно. В 1869 году костёл переосвятили в православную церковь имени Успения Богородицы.
XX век принёс новый виток испытаний для «Сарьянской жемчужины»: в 1935‑м церковь закрыли, а после Второй мировой войны в ней находился склад.
В конце 80‑х храм восстановили, в 1989 – вернули католикам, но уже через год, в 1990‑м, снова передали православному приходу Успения Пресвятой Богородицы.
КОЛОЖСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Город Гродно изобилует множеством любопытнейших архитектурных объектов. Одним из таких, по праву претендующих на внесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, является Борисо‑Глебская церковь, известная также под названием Коложская.
Как это часто случалось, христианский храм возводился на месте бывшего языческого святилища, расположенного в урочище Коложань (слово «коложань» обозначает место, где бьют многочисленные родники). Постройка датируется XII веком и была названа в честь князей Бориса и Глеба. Согласно распространённой легенде, инициаторами строительства храма могли быть либо они сами, либо их отец – Всеволод, правнук киевского князя Ярослава Мудрого[8].
Этот замечательный образец древнего зодчества подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно‑художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его опорные столбы имеют круглое сечение, из‑за чего внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах в плане. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков‑голосников.
Коложская церковь
Кладка стен церкви выполнена из кирпича‑плинфы, а их поверхность декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. В размещении разноцветной майолики и камней наблюдается определенная симметрия, но не строгая, благодаря чему фасады обрели ещё большую живописность: со стороны кажется, что стены как будто инкрустированы драгоценными камнями.
При церкви в 1480 году был основан православный монастырь. В 1635 году она перешла к униатам, в 1697 году – братству Виленских базилиан. В 1839 году вновь стала православной.
Большую опасность для храма на протяжении нескольких веков представляли войны. Следы ремонтов XV, XVI, XVII, XVIII вв. можно проследить по стенам церкви.
Но главное бедствие для Коложской церкви – воды реки Неман, которые постоянно подмывают песчаную гору, на которой она стоит. В апреле 1853 года вся южная стена и часть западной стены здания церкви вместе с потолком обрушились, только крыша каким‑то чудом удержалась на стропилах.
Только через 40 с лишним лет, в 1896 году были начаты работы по укреплению берега, обустройству видовой площадки и возведению деревянных стен вместо обрушившейся части храма. Это заняло десять лет. Но, как ни прискорбно, и сегодня берег продолжает оседать, угроза обвала по‑прежнему присутствует.
Издали кажется, что древний храм словно парит между небом и землёй, соединяя внутри себя сакральное и мирское, поэтому вопрос дальнейшего сохранения этого уникального памятника – воистину дело государственной важности.
ГРОДНЕНСКАЯ КИРХА
В отличие от Коложской церкви, лютеранской кирхе святого Иоанна, также расположенной в Гродно, гораздо больше повезло с безопасностью месторасположения, но гораздо меньше – с реставрационными работами. Ведь их это здание ожидает уже более века!
Евангелическо‑лютеранская община была сформирована в Гродно в далёком 1779 году. Её образовали лютеране немецкого происхождения, которые приехали в город по приглашению предприимчивого старосты Антония Тизенгауза. Цель этого приглашения состояла в том, чтобы организовать королевские мануфактуры и наладить на них работу. А история гродненской кирхи берёт начало 20 сентября 1793 года, когда король Станислав Август решил передать для нужд местной общины лютеран здание бывшей таверны.
Гродненская кирха
В 1843 году здание кирхи достроили. Немного позже, в 1873 году, комплекс пополнился красивой колокольней с часами. Однако свой нынешний вид кирха приобрела только в 1912 году. Главный вход оформили большим стрельчатым порталом, над ним расположилось окно‑роза. Стены боковых фасадов обвели широким карнизным пояском, укрепили контрфорсами, в окнах появились цветные витражи с готическими металлическими переплётами. Интерьер обрёл вытянутую по продольной оси симметричную композицию. Кроме того, со стороны алтарной части храма был возведён новый дом пастора, а сама кирха оштукатурена и соединена с пасторской пристройкой.
Первая и Вторая мировые войны привели гродненскую лютеранскую общину в упадок, часть её была депортирована, часть эммигрировала. В советское время в здании кирхи разместили государственный архив (1944–1994 гг.), для чего убрали часть интерьера. Территорию находившегося рядом старого лютеранского кладбища, закрытого ещё в 1936 году, застроили общественными зданиями.
В 1995 году кирху передали возрождённой гродненской евангелическо‑лютеранской общине, и ныне это единственный действующий в Беларуси лютеранский храм. В кирхе во время проведения месс используют электронный орган, однако прихожане не теряют надежды приобрести полноценный музыкальный инструмент. Поскольку большая часть богослужений состоит именно из исполнения религиозных песен, этот вопрос для общины очень актуален. Не зря же лютеранскую церковь часто называют «поющей».
К слову, средства на первоначальный этап реконструкции уже выделены федеральным правительством Германии, дело за малым – провести должным образом реставрационно‑восстановительные работы на данном оригинальном архитектурном объекте, вид и статус которого давно этого требуют.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 791;