КОСТЁЛ В БОЛЬШОЙ РОГОЗНИЦЕ
В Мостовском районе Гродненской области располагается деревня, название которой происходит то ли от болотной травы рогоза, произраставшей на берегах местной речки Юхновки, то ли от грубой хозяйственной ткани, именуемой рогожей. Впрочем, противоречия тут нет, ведь рогожу изначально и делали из волокон одноименного растения. Кроме того, старожилы называют свою деревню Рогожницей.
Костёл Девы Марии в Большой Рогознице
Согласно легенде, в середине XVI века через данное поселение проезжала королева Бона Сфорца, а здешние жители преподнесли ей в качестве подарка не что‑нибудь, а именно сплетённое ими красивое большое покрывало из рогожи. Знаменита деревня и тем, что в её окрестностях разворачивалась жизнедеятельность многих знатных шляхтичей, тут на тайные сходки у каплицы собирались участники восстания под руководством Кастуся Калиновского. После жестокого подавления восстания новые власти стремились уничтожить большинство артефактов, вызывающих воспоминания о деятельности повстанцев. Каплицу было приказано сжечь, однако её руины уцелели до нашего времени. По мнению некоторых краеведов, именно у этих развалин некогда происходили кодовые диалоги патриотов: «Кого любишь? – Люблю Беларусь! – Так взаимно».
В 1906 году имение перешло во владение шляхтича Оскара Мештовича. Именно в его бытность в Большой Рогознице появился костёл в романском стиле с элементами конструктивизма. Его построили из колотых валунов, собранных с полей около деревни. Костёл освятили в честь Девы Марии.
Уникальность этого культового строения прежде всего в его строгой эстетике, которая совершенно нетипична для восточно‑европейского региона, а скорее характерна для лютеранских храмов Прибалтики и Скандинавии.
ВЕЛЕСОВ КАМЕНЬ
Камни, как распространённый природный материал, не только служили основой для возведения культовых сооружений, но порой и сами становились центральным элементом в осуществлении ритуальных действий. Так, в лесном массиве около деревни Крыжовка Минского района располагается одно из языческих святилищ, которых ранее в Беларуси было великое множество.
Волос‑камень
Особенность в том, что данное капище, несмотря на видоизменение прежнего облика, по сей день продолжает, хотя и нерегулярно, выполнять свои функции. Как рассказывают старожилы, это культовое место в древности было обустроено с целью поклонения покровителю животного мира, богу плодородия, достатка, удачи и творческого вдохновения Велесу. На холме среди лесной поляны язычники облюбовали жертвенный валун, вокруг которого на деревьях в былые времена были развешаны черепа рогатого скот Сюда приводили домашних животных с целью нецелом им от Оолеч ней, молились о прибавлении в семействе и благополучии, а па ил тарном камне оставляли символические подношения в виде молочных продуктов, мёда, пива, кваса, блинов и монет.
Следует отметить, что язычество существовало на белорусских землях несколько десятков тысяч (!) лет, а его отголоски существуют в нашей культуре поныне. Даже в Минске, на берегу Свислочи, языческое капище под открытым небом сохранялось до 1908 года (!), а множество ритуальных камней можно сегодня увидеть в столичном Музее валунов в микрорайоне Уручье. Вообще, языческие и христианские верования тесно переплетались между собой, образуя удивительный гибрид в мировоззрении наших предков. Так что, вероятно, прав был известный композитор и этнограф Станислав Казуро, отмечавший, что «душа белоруса была и остаётся насквозь языческой».
Что же касается капища у деревни Крыжовка, то хотя древний холм был уничтожен после прокладки автомагистрали, а последнего жреца репрессировали в 1937 году, основной элемент святилища в виде камня прекрасно сохранился и продолжает привлекать новоявленных последователей язычества. В середине февраля почитатели древних традиций собираются здесь, чтобы отметить Валоссе – так на наших землях издавна именовали праздник Масленицы.
[1]В настоящее время доказано, что Барбара Радзивилл умерла от рака. – Прим. ред.
[2]Вряд ли можно согласиться с таким заявлением автора. Пан Твардовский – это польский доктор Фауст. Легенда о нем, украшенная множеством интригующих подробностей, всего лишь легенда. Она получила широкое распространение, известна в разных вариантах, в том числе на русском языке. Якобы пан Твардовский, сын небогатого шляхтича, жил в Кракове во второй половине XVI века. Его жилищем обычно называют старинный дом № 26 на Рыночной площади. Пан Твардовский окончил Ягеллонский университет и стал университетским профессором. Но потом продал душу дьяволу. Впрочем, он перехитрил и самого дьявола! Так вот, один из эпизодов легенды – вызов души усопшей Барбары Радзивилл. А что правда, так это то, что Жигимонт Август после смерти любимой женщины окружил себя знахарями, колдунами и прорицателями. – Прим. ред.
[3]Александра Адольфовна Измайлович (1878‑1941) состояла в партии социалистов‑революционеров с 1905 г. За неудачное покушение на минского губернатора П.К. Курлова и полицмейстера Д.Д. Норова была приговорена к пожизненным каторжным работам. Освободившись после февральской революции 1917, была избрана в ЦК партии левых эсеров. Но уже в июле 1918 ее арестовали большевики, 5 лет находилась в тюрьме, с 1923 в ссылке. В 1930 снова арестована в Ташкенте и на 3 года выслана в Уфу. В 1937 осуждена на 10 лет лагерей. Ее жизнь оборвалась 11 сентября 1941 г, когда в числе 170 зэков ее расстреляли в Медведском лесу возле г. Орла. Реабилитирована в 1957 и 1989 гг. – Прим. ред.
[4]Граф Эмерик Карлович Гутен‑Чапский в 1851 г. окончил Московский университет, после чего служил в Министерстве внутренних дел Российской империи. С 1863 – новгородский губернатор, с 1865 – вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, потом был директором Лесного департамента Министерства государственного имущества. С 1879 – в отставке. – Прим. ред.
[5]В 1564 г. в Москве он издал библейскую книгу «Апостол», которая явилась первой печатной книгой в Московии. Изгнанный оттуда попами, усмотревшими в этом начинании опасную конкуренцию для своих переписчиков, Федорович вернулся в ВКЛ. В 1580‑81 гг. он издал в Остроге первую полную славянскую библию. Кроме печатного дела, Ян Федорович занимался еще и …литьем пушек! Он также изобрел многоствольную мортиру. – Прим. ред.
[6]Донжон (фр. donjon) – отдельно стоящая мощная башня внутри замка, служившая убежищем и последним рубежом обороны. – Прим. ред.
[7]Войска, дислоцировавшиеся в самой крепости и вокруг нее, сразу же после начала артиллерийского обстрела и воздушной бомбардировки ушли оттуда в места боевого развертывания – в близлежащие леса. В крепости остались те, кто не имел права покинуть ее: офицеры, старшины, солдаты и вольнонаемные служащие рада штабов, комендантских рот, хозяйственных и складских подразделений, а также жены и дети командного состава. Вот они и стали «защитниками Брестской крепости». – Прим. ред.
[8]Это только легенда, не имеющая ни малейшего отношения к реальности. – Прим. ред.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1428;