Травматическая болезнь спинного мозга
Спинномозговая травма относится к наиболее тяжелым видам травм, которые во многих случаях становятся причиной смертности, длительной нетрудоспособности, стойкой тяжелой инвалидности.
Распространенность. В общей структуре травматизма мирного времени спинномозговая травма составляет до 4%; среди больных с травмой нервной системы – до 10 %. По данным А. В. Бас‑кова (2002), в среднем погибает от 19 до 25% больных с острой спинномозговой травмой; наиболее высокий процент летальности отмечается при повреждениях шейного отдела спинного мозга.
По данным Европейского международного медицинского общества, в странах Европы с населением 415,7 млн человек средняя частота спинномозговой травмы колеблется от 8 до 60 случаев на 1 млн жителей.
Инвалидность вследствие спинномозговой травмы устанавливается в 75–90 % случаев; при этом преобладают нетрудоспособные инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе (I и II группы).
В мирное время среди спинномозговых травм значительно преобладают закрытые повреждения позвоночника и спинного мозга в результате автомобильных катастроф, падений с высоты, нырянии. По данным О. Г. Когана (1975), в 40–60 % случаев травма спинного мозга сопровождается повреждением различных структур позвоночника (тел позвонков, дужек, отростков, связочного аппарата). До 60 % всех травм спинного мозга приходятся на нижнегрудной и поясничный отделы; травмы шейного отдела составляют 27–30 % повреждений позвоночника (И. В. Воронович с соавт., 1998).
Классификация (по Е. И. Бабиченко, 1979). Согласно этой классификации различают следующие виды травм.
Сотрясение спинного мозга характеризуется возникновением в нем в основном обратимых функциональных изменений, которые в остром периоде травмы проявляются лишь сегментарными нарушениями и должны полностью исчезнуть в ближайшие дни и часы, или не позднее 5–7 сут с момента травмы.
Ушиб спинного мозга легкой степени сопровождается возникновением в нем, наряду с функциональными, незначительных морфологических изменений, что клинически может проявляться как сегментарными нарушениями, так и синдромом частичного нарушения проводимости. Указанные неврологические симптомы сохраняются более 7 дней, постепенно выравниваясь в течение ближайшего месяца, и заканчиваются значительным, но не всегда полным восстановлением функций спинного мозга.
Ушиб спинного мозга средней степени характеризуется частичным его повреждением и неврологически проявляется как синдром частичного или полного нарушения проводимости. В дальнейшем отмечается медленное (в течение 2–3 мес), частичное восстановление функций спинного мозга.
Ушиб спинного мозга тяжелой степени возникает при морфологическом нарушении его анатомической целостности и проявляется как синдром полного нарушения проводимости. В дальнейшем, при отсутствии перерыва, может наблюдаться частичное восстановление.
Сдавленые спинного мозга {компрессия) чаще всего сопровождается его ушибом средней или тяжелой степени с соответствующей неврологической симптоматикой в виде частичного или полного нарушения проводимости. Исход благоприятный, если декомпрессия произведена своевременно, в ближайшие часы.
Открытая травма сопровождается теми же клиническими формами проявления, что и закрытые травмы спинного мозга.
Если сотрясение и ушиб спинного мозга возможны без повреждения самого позвоночного столба, то компрессия, как правило, является следствием разрушения позвонков, нарушения целостности позвоночного столба. Зона структурных повреждений спинного мозга при переломах позвонков обычно расширяется за счет тромбоза спинномозговых сосудов, расстройств циркуляции спинномозговой жидкости, тканевого отека.
Спинной мозг представляет собой систему проводящих путей (белое вещество) и коммуникативных структур сегментарной иннервации (серое вещество), обеспечивающих двигательную активность мышц, чувствительность и координацию основной части тела. При его повреждении или полном анатомическом перерыве, начиная с уровня травмы, развиваются двигательные, чувствительные, трофические расстройства, нарушается функция тазовых органов. Степень выраженности указанных проявлений зависит от массивности повреждения по длиннику и поперечнику, уровня повреждения спинного мозга, а также определяется состоянием системы гемодинамики, дыхания, нервно‑психической сферы. Каждое из указанных последствий повреждения спинного мозга представляет собой тяжелую форму патологии, определенную как травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ) (Г. В. Карепов, 1991).
Периоды ТБСМ. В течении ТБСМ выделяют четыре периода:
1) острый, обусловленный развитием спинального шока (до 3–4 сут);
2) ранний (до 4 нед), характеризующийся формированием основных клинических проявлений повреждений спинного мозга;
3) промежуточный (продолжительностью до года), в течение которого выявляются истинный характер расстройств и возможности функционального восстановления;
4) поздний, продолжительность которого может быть неопределенно долгой.
Возможности реабилитации обеспечиваются механизмами развития компенсаций и приспособления больного к сложившемуся двигательному дефекту, решением задач профилактики осложнений заболевания.
Клиническая картина. В зависимости от локализации повреждения спинного мозга выделяют несколько клинических синдромов, определяемых уровнем травмы.
I. Синдром поражения спинного мозга в верхнешейном отделе (уровень С1 – С4). Встречается в 3–5 % случаев травм позвоночника.
В клинической картине обычно наблюдается симметричная спастика сгибателей верхних и нижних конечностей, но тонус мышц ног выше. Пальцы кистей сведены в кулак; разгибание предплечий и опора на руки резко нарушены; ноги приведены к животу и согнуты в коленях. На большей части тела – глубокие расстройства всех видов чувствительности; отмечаются расстройства тазовых функций.
II. Синдром поражения спинного мозга в нижнешейном отделе (уровень С5–С8). Встречается в 30–40 % случаев.
В клинической картине наблюдаются смешанные параличи: верхняя вялая параплегия или парапарез со снижением функции пальцев и кистей при сохранении активных движений в плечевых суставах. В нижних конечностях – центральный спастический паралич или парапарез с преобладанием спастики сгибателей, что значительно затрудняет поддержание вертикальной позы и осуществление ходьбы. Двигательный дефект сопровождается глубокими расстройствами чувствительности и мышечно‑суставного чувства по сегментарному типу, а также нарушением тазовых функций по центральному типу.
III. Синдром поражения верхнегрудного отдела спинного мозга (уровень Д,–Д9).
Встречается в 10–15 % случаев. В клинической картине наблюдаются: нижняя спастическая параплегия или парапарезы с высоким тонусом сгибателей; вялый парез мышц грудной клетки и глубоких паравертебральных мышц в области травмы; расстройство чувствительности и мышечно‑суставного чувства по сегментарному типу. Тазовые функции нарушены по типу задержки.
IV. Синдром поражения нижнегрудного отдела спинного мозга (уровень Д10–Д12 – поясничное утолщение спинного мозга). Наблюдается в 30–40 % случаев.
В клинической картине наблюдаются: нижняя вялая параплегия и парапарезы, с прогрессирующей мышечной атрофией; расстройства всех видов чувствительности ниже уровня травмы; нарушение тазовых функций.
V. Синдром поражения поясничного отдела спинного мозга (уровень Lj – Sj) – конский хвост.
При поражении поясничной области страдают корешки спинного мозга, поэтому в клинической картине могут наблюдаться боли, мышечная атрофия вследствие вялых параличей. Отмечаются расстройства функции тазовых органов по периферическому типу (истинное недержание).
Известно, что до 55 % нисходящих двигательных путей в организме человека оканчивается в зоне шейного утолщения, обеспечивающего тонко дифференцированную функцию верхних конечностей. Величина двигательных единиц, т. е. групп мышечных волокон, иннервируемых одним мотонейроном в верхних и нижних конечностях, различна. Если в мышцах кистей двигательную единицу составляют несколько десятков, а в мышцах предплечий и плечевого пояса – несколько сотен мышечных волокон, то в мышцах ног количество мышечных волокон в одной двигательной единице составляет до 1,5–2 тыс. Поскольку мышцы ног иннервируются значительно хуже (в поясничном утолщении заканчивается только 25 % волокон кортико‑спинального тракта) и величина каждой двигательной единицы более значительна, повреждение спинного мозга на уровне шейного отдела проявляется более глубокими и выраженными парезами в нижних конечностях, чем в верхних.
В большинстве случаев травма спинного мозга захватывает все отделы центральной нервной системы и возникает спинальный шок. Клинически он проявляется утратой сознания, параличом конечностей и анестезией ниже уровня травмы, задержкой мочеиспускания, расстройством дыхания. Явления спинального шока могут наблюдаться в течение нескольких часов и даже суток и требуют активных медицинских мероприятий.
Лечение. Показаниями к срочной нейрохирургической операции являются: компрессия спинного мозга смещенным позвонком или его отломками; гематома; наличие инородных тел. В настоящее время декомпрессия спинного мозга сопровождается фиксацией поврежденного участка позвоночника металлоконструкциями или аутотрансплантантами, что значительно сокращает сроки консолидации и создает возможности для ранней активизации больного.
В послеоперационном и раннем восстановительном периодах спинальной травмы используются медикаментозные средства, направленные на стимуляцию регенеративно‑реституционных процессов в спинном мозге (лидаза, рибонуклеаза, кортикосте‑роиды, витамины, вазоактивные препараты). Применяются также средства поддержания кардиореспираторной системы, профилактики инфекционных осложнений (кордиамин, глюкозиды, антибиотики, антигистаминные препараты). Для борьбы с пролежнями осуществляют обработку тканей камфорно‑спиртовыми растворами, перекладывание частей тела; под крестцовую область и пятки подкладывают резиновые круги, каждые 2–3 ч меняют положение тела. Для предотвращения инфекции мочевыводящих путей осуществляются катетеризация и промывание мочевого пузыря растворами антиуросептиков (фурацилин, фурадонин). Для санации кишечника и стимуляции перистальтики применяют очистительные клизмы, слабительные средства, прозерин.
Механизм действия физических упражнений при спинномозговой травме заключается прежде всего в создании потока афферентации на сегментарный аппарат спинного мозга с целью включения нервных клеток, находящихся в функциональном блокировании вследствие торможения, вызванного спинальным шоком. Нарушения двигательных функций в результате спинномозговой травмы влекут за собой быстрое развитие дистрофических процессов во всех звеньях нервно‑рефлекторного аппарата и мышечных тканях. Физические упражнения, выполняемые пассивно, но с участием значительных мышечных групп, активизируют обменные тканевые процессы, способствуют профилактике дистрофий и развития контрактур суставов у больных со спинномозговой травмой.
В опытах на животных было показано, что пересечение спинного мозга вызывает резкое нарушение структуры и функции интернейронов и в значительно меньшей степени – двигательных мотонейронов. Двигательная стимуляция, особенно начатая в ранние сроки, способствует нормализации морфологической картины нейронного аппарата и восстановлению рефлекторной деятельности. Подобный эффект влияния физических упражнений на рефлекторную деятельность сегментарного аппарата при спинномозговой травме отмечен и у человека. При частичных повреждениях вещества мозга, когда некоторые проводящие пути сохранены, происходит включение дополнительных интернейронов с образованием новых рефлекторных связей взамен утраченных, обеспечивающих поддержание функций.
С учетом вышеизложенного, наряду со средствами медикаментозного лечения и мероприятиями по уходу за больным, важное значение имеют занятия ЛФК и процедуры массажа.
При соблюдении больным строгого постельного режима занятия проводят в палате. Выполняются активные и пассивные физические упражнения, способствующие нормализации дыхания и профилактике контрактур суставов. Используются также физиотерапевтические средства: электростимуляция паретических мышц в покое, лечебный массаж, ультрафиолетовое излучение.
После завершения консолидации перелома возможно расширение двигательного режима. В промежуточном периоде проводят обучение больного элементам самообслуживания, освоение передвижения с использованием дополнительных опор и ортопедических приспособлений. В позднем периоде ТБСМ, после выписки из стационара, больной под руководством методистов в специализированных центрах осваивает ходьбу, расширяет возможности самообслуживания или передвижения в коляске, проходит курс психокоррекции, социальной и бытовой адаптации.
Важное значение для больных с ТБСМ имеют механизмы компенсации функций, в основе которых лежит развитие замещающих движений и действий, формирующихся под влиянием продолжительных тренировок мышечных групп, которые сохранили произвольную активность, но ранее эти действия не обеспечивали. В случаях полного анатомического перерыва спинного мозга и отсутствия какой‑либо двигательной активности больной становится полностью зависимым от постороннего ухода. В этих случаях ЛФК остается основным средством поддержания деятельности дыхательной, сердечно‑сосудистой, пищеварительной и выделительной систем за счет упражнений, выполняемых пассивно.
В настоящее время при поддержании двигательной активности больных со спинальной травмой, при соблюдении мер профилактики осложнений средняя продолжительность их жизни превышает 15–20 лет.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите о классификации повреждений спинного мозга.
2. Охарактеризуйте клинические проявления травматической болезни спинного мозга (ТБСМ).
3. Назовите периоды ТБСМ и дайте их характеристику.
4. Каковы клинические проявления повреждения спинного мозга в шейном отделе?
5. Каковы клинические проявления повреждения спинного мозга в грудном отделе?
6. Каковы клинические проявления повреждения поясничного отдела спинного мозга?
7. Раскройте механизм действия физических упражнений при мозговой травме.
8. Расскажите о восстановлении функций и средствах реабилитации в позднем периоде ТБСМ.
Глава 32
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1465;