ЧИЧЕН‑ИЦА: ГОРОД ИНДЕЙЦЕВ МАЙЯ
Фотография Кейт Помакис (лицензия «Creative Commons» версия «Attribution‑ShareAlike 2.5»). Храм воинов в Чичен‑Ице
В конце XVI в. Диего де Ланда, изучая историю Юкатана, наткнулся на город индейцев майя Чичен‑Ицу (что в переводе означает «устье колодца ицев») и первым описал его. С тех пор руины этого удивительного города не перестают будоражить умы археологов, исследователей и историков. Расцвет Чичен‑Ицы приходится на период около 600–1200 гг., когда город, по всей видимости, был главным религиозным и политическим центром всего Юкатана. Сохранилось множество искусно спроектированных и декорированных каменных строений: храмов‑пирамид, дворцов, обсерваторий, купален и площадок для игры в мяч. Причем все сооружения были созданы с помощью неметаллических орудий труда. По неизвестным причинам в начале XIII в., задолго до того как город был разрушен, жители стали покидать Чичен‑Ицу, возвращаясь в наступающие на город джунгли.
О существовании Чичен‑Ицы было известно и спустя многие столетия после того, как город был оставлен жителями, однако исследования здесь не проводились вплоть до конца 30‑х годов XIX в. Американский ученый и писатель Джон Ллойд Стивенс вместе с британским архитектором и конструктором Фредериком Катервудом несколько раз побывали в Южной Америке в 1839–1842 гг. Во время путешествий они посетили многие древние города и создали два важных труда: «Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» (1841), «Записки о путешествии на Юкатан» (1843). Обе книги были написаны Стивенсом и проиллюстрированы Катервудом. В 1875–1883 гг. французский антиквар и фотограф Огюст Ле Плонжон со своей женой Элис провел в Чичен‑Ице первые раскопки, сделав несколько потрясающих стереоснимков в местах проживания индейцев майя. Однако выводы, к которым пришел Плонжон, были искажены его твердым убеждением, что Южная Америка является прародиной всех мировых цивилизаций. В последующие десятилетия в Чичен‑Ице побываю множество экспедиций. В 80‑х годах XIX в. Теоберто Мазер, итальянец по происхождению, прожил в Чичен‑Ице три месяца и дал наиболее полное описание руин города, чем кто‑либо до него. В 1889 г. Чичен‑Ицу посетил дипломат в британских колониях, исследователь и археолог Альфред П. Модслэй. Он осмотрел и сфотографировал руины города. Его помощник, консул США на Юкатане Эдвард X. Томпсон со своей женой – представительницей племени майя – позднее поселился в Чичен‑Ице. Тридцать лет они прожили в городе, изучая руины. У Священного сенота (сточного известнякового колодца) исследователь нашел предметы из меди, золота, нефрита, а также человеческие кости.
В 1924 г. к раскопкам в Чичен‑Ице приступили профессиональные археологи из института Карнеги при Гарвардском университете. В течение 20 лет исследованиями руководил Сильванус Дж. Морлей. Еще в 1907 г., когда Эдвард X. Томпсон совершал свое первое путешествие к руинам города, Морлей побывал у него. В 1961 г. Мексиканский национальный институт антропологии и истории стал систематически проводить драгирование Священного сенота, в ходе которого было обнаружено 4000 артефактов. С 1993 г. осуществляется организованный мексиканцами археологический проект по исследованию Чичен‑Ицы во главе с доктором Питером Шмидтом. Под его руководством велись раскопки, проводилась исследовательская работа и предпринимались меры по сбережению памятников. Перед учеными стояли такие цели: создать карту изучаемой местности, исследовать гончарные изделия и восстановить большую часть тех сооружений, раскопки которых ранее были прерваны.
Древний священный город Чичен‑Ица находится в джунглях на северо‑западе полуострова Юкатан в 75 милях юго‑западнее города Мерида. Ответ на вопрос: почему индейцы майя основали свой священный город в таком месте, дают естественные сточные колодцы, так называемые сеноты, столь важные в местности с малым количеством подземных рек. Упомянутый ранее Колодец смерти, или Священный се‑нот, – наиболее известный из них – использовался индейцами майя для ритуальных подношений богу дождя Чаку. Известно, что во время засухи, чтобы снискать благосклонность богов, приносили в жертву даже людей.
Считается, что Чичен‑Ица основана в 514 г. жрецом Лакин Ченом, известным также как Ицамна, а в период расцвета в городе насчитывалось более сотни построек. Руины Чичен‑Ицы можно разделить на две группы: классического периода истории индейцев майя (250–900 гг.), датируемых VII–X вв., и майя‑тольтекского периода – конец X– начало XIII вв. Тольтеки – тоже коренное население Америки, пришедшее из Центральной Мексики. В конце X в. они сделали Чичен‑Ицу своей столицей. До сих пор не установлено, был ли это захват или своего рода договоренность с индейцами майя. Именно в майя‑тольтекский период были возведены самые впечатляющие здания, руины которых сохранились до наших дней.
Индейцы майя и Чичен‑Ица зачастую ассоциируются с самым большим строением этих мест – ступенчатой пирамидой храма Кукулькана, известной также как Эль‑Кастильо. Храм состоит из двух зданий: большой, величественной пирамиды, возведенной над другим сооружением, более ранним и значительно меньших размеров, и в целом достигает 180 футов в высоту. На каждой из четырех сторон пирамиды по 91 ступени, а вместе с платформой на вершине сооружения они составляют 365 ступеней, что соответствует количеству дней в году. Подтверждают предположение, что храм использовали в качестве календаря, и 52 секции, которые символизируют 52‑го‑дичный цикл календаря индейцев майя, и 18 террас, соответствующих 18 месяцам религиозного года индейцев майя. Кроме того, пирамида позволяет точно определять наступление равноденствия. Внутри первой пирамиды храма расположена узкая лестница, ведущая в секретную камеру на вершине постройки. Здесь археологи обнаружили высеченный из камня трон в виде фигуры рычащего ягуара, окрашенного в красный цвет, с пятнами на шкуре, сделанными из нефрита, а также изваяние чак‑моола (бога дождя) – каменный алтарь, выполненный в виде откинувшегося назад сидящего человека, держащего чашу или блюдо на уровне живота. Предположительно, скульптура выполняла миссию посланника к богам. В качестве дара на блюдо клали ладан, а иногда и человеческие сердца принесенных в жертву богам. В дни весеннего или осеннего равноденствия (21 марта или 21 сентября), когда солнечный свет достигает ступеней северной части пирамиды, возникает поразительная иллюзия: пока солнце движется по небу, вверх по пирамиде скользит тень змеи.
Фотография Арона Логана (лицензия «Creative Commons» версия «Attribution‑ShareAlike 2. 5»). Храм Эль‑Кастильо в Чичен‑Ице
К западу от Эль‑Кастильо расположен Храм воинов (Templo de los Guerreros). Он представляет собой огромную пирамидальную постройку с плоской вершиной, когда‑то покрытую крышей из дерева и извести. Здание храма украшают колонны, до сих пор сохранившие первоначальный цвет, на которых вырезаны барельефные изображения воинов. Храм окружают сотни столбов – остатки разрушенного здания, известного как Группа тысячи колонн.
В западной части города находится Храм ягуаров, получивший название благодаря веренице ягуаров, вырезанных в верхней части фасада здания в майя‑тольтекском архитектурном стиле (около 900–1100 гг.). Во внутреннем помещении храма сохранились великолепные образцы настенной живописи Чичен‑Ицы. На одном из них, например, было изображено древнее сражение между индейцами майя и тольтеками. К Храму ягуаров прилегает площадка для игры в мяч (Juego de Pelota) – одно из семи обнаруженных в Чичен‑Ице полей для мезоамериканской игры в мяч. Точные размеры площадки составляют 544 на 223 фута – это самое большое и лучше других сохранившееся поле в Центральной Америке. До сих пор не удалось установить все правила игры, которую майя называли пок‑та‑пок, но она носила скорее религиозный, а не развлекательный характер. Исследователи сходятся во мнении, что для того чтобы команда получила очко, один из игроков должен был забросить прочный кожаный или каучуковый мяч, не касаясь кистями рук и стопами, в высеченное из камня вертикально расположенное на стене кольцо противника. Это была опасная забава: предполагают, что капитану выигравшей или проигравшей команды (точно пока исследователи не знают) в конце игры отрубали голову и приносили в жертву богам. Размеры площадки в Чичен‑Ице впечатляют, но все же некоторые ученые убеждены в том, что здесь действительно проходила игра в мяч. Однако величина поля не позволяла игроку перебросить мяч с одного края площадки на другой, а учитывая, что каменные кольца на стенах расположены почти в 20 футах над землей, – забросить мяч в отверстие становилось абсолютно невыполнимой задачей.
Тогда было высказано предположение, что площадка для игры в мяч использовалась как ритуальное место, где проводились церемонии, по форме напоминающие настоящую игру в мяч. Стены площадки украшают изображения, иллюстрирующие эпизоды игры в мяч: сцены, где игроки одеты в тяжелые набивные одежды, и леденящее душу обезглавливание игрока на глазах у участников обеих команд. Многие легенды индейцев майя (книга «Пополь‑Вух») упоминают игры в мяч, причем как в мире живых, так и в мире мертвых, что еще раз подтверждает религиозный характер игры. В одной легенде говорится о двух близнецах‑героях, игравших в мяч ценой своей жизни против владык подземного мира, а в другом описывается игра в мяч, в который была вложена отрубленная голова.
Человеческая голова в ритуалах майя имела особое значение, о чем свидетельствуют графические изображения Цомпантли, или Стены черепов, – большой каменной платформы 198 футов в длину и 40 футов в ширину Т‑образной формы, расположенной в центре города. Эта постройка использовалась как основание для деревянных кольев, на которые нанизывались выставляемые на всеобщее обозрение отрубленные головы врагов и погибших соплеменников. Стены сооружения были покрыты барельефами с изображениями черепов, резными изображениями орлов, крылатых змеев и несущих человеческие головы воинов майя. Стена черепов, вероятно, создавалась для демонстрации силы майя и должна была наводить страх на врагов.
В южной части города расположено одно из самых высоких зданий – достижений архитектуры майя в Чичен‑Ице. Это обсерватория, или Эль‑Караколь, что в переводе с испанского языка означает «улитка». Такое название сооружение получило из‑за внутренней спиральной лестницы, похожей на раковину улитки. Высота Эль‑Караколя – 74 фута. Она представляет собой башню, построенную на вершине прямоугольной платформы с множеством отверстий, которые, вероятно, использовались для наблюдения за движением звезд и планет. Сегодня это руины цилиндрической постройки. К югу от Эль‑Караколя расположен колоссальных размеров Женский монастырь (Las Monjas) – 230 на 115 футов у основания и 59 футов в высоту. Это здание с великолепным орнаментом строилось на протяжении нескольких столетий и использовалось как городской правительственный дворец.
В летописях индейцев майя сказано, что в 1221 г. майя восстали против майя‑тольтекской знати и взяли власть в Чичен‑Ице в свои руки. О разрушении города свидетельствуют обнаруженные археологами следы пожара на Большом рынке и в Храме воинов. Затем разгорелась гражданская война, и контроль над территорией Юкатана переместился в Майя‑пан, что в 30 милях к юго‑западу от Мериды, который оставался главнейшим центром цивилизации майя вплоть до прихода испанцев в 1519 г. После смены власти в начале XIII в. Чичен‑Ица пришла в упадок, а ее жители бесследно исчезли. Когда в 1517 г. сюда пришли испанцы, они нашли лишь город призраков. От прошлого величия не осталось и следа.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1206;