ПЕТРА: ЗАГАДОЧНЫЙ КАМЕННЫЙ ГОРОД
@ Танассис Вембос. Сик – узкий проход к городу Петра
В юго‑западной части нынешнего Омана, в 50 милях к югу от Мертвого моря среди грозных скал, меж песчаных гор Аравийской пустыни лежат руины древнего города Петра («Петра» в переводе с греческого означает «скала, камень»). Из соображений сохранности сегодня доступ на территорию этого впечатляющего комплекса храмов, гробниц и жилищ ограничен. В Петру можно попасть исключительно пешком или верхом на коне через темный извилистый проход в скале, известный как ущелье Сик (в арабской транскрипции «клефт» – расщелина), который в некоторых местах имеет лишь несколько футов в ширину. Петра – величайшая загадка пустыни, включающая около тысячи памятников архитектуры. Когда‑то здесь шумели фонтаны и благоухали сады, существовало постоянное водоснабжение. Почему же высеченная из песчаника Петра находилась в таком изолированном, засушливом месте? Кто построил этот величественный город и что случилось с его жителями?
Древнейшим населением Петры были эдомитяне – племена семитской языковой группы, которые в Библии упоминаются как потомки Исава. Однако за восхитительную архитектуру города мы, в большей степени, должны быть благодарны набатейской культуре. Набатейцы – это представители кочевых арабских племен, которые к IV в. до н. э. расселились на землях Палестины и на юге Иордании и создали государство со столицей в Петре. Естественная зашита и удобное расположение – на развилке торговых путей, соединявших арабскую, ассирийскую, египетскую, греческую и римскую цивилизации, – способствовали усилению Набатеи. Доход от контроля за караванным путем, соединявшим Аравию с Сирией, вскоре позволил набатейцам создать своеобразную торговую империю, на севере простиравшуюся до Сирии, а город Петра стал центром торговли пряностями. Накопленные в результате торговли сокровища набатейцы вкладывали в строительство. Высеченные из камня здания были выполнены в стиле, сочетавшем местные традиции и каноны эллинистической культуры. Впрочем, размах, с которым набатейцы вели строительные работы, вполне объясним. Петра располагалась на краю палящей пустыни, а значит, снабжение водой было делом первостепенной важности, поэтому набатейцы построили очень сложную систему плотин, разработали ирригационную систему и технологию сбережения воды. Богатство набатейцев вызывало зависть у соседей, отчего жителям Петры не раз приходилось обороняться. В конце IV в. до н. э. город атаковал царь Антигон из династии Селевкидов. (Империя Селевкидов была основана в 312 г. до н. э. полководцем Александра Македонского Селевком I и включала большую часть восточных земель империи Александра.) В 64–63 гг. до н. э. Набатея была покорена римским полководцем Помпеем, а в 107 г. н. э., в период правления императора Трояна, стала частью римской провинции Аравия. Но расцвет Петры продолжился и в период римской оккупации: строились новые сооружения, в частности огромный театр, колоннада, обрамляющая центральную улицу, и триумфальная арка перед входом в ущелье. Ученые подсчитали, что в период наи высшего расцвета население Петры составляло приблизительно 20–30 тыс. человек. С ростом влияния сирийского города Пальмиры, расположенного на пересечении торговых путей, соединявших Римскую империю с Персией, Индией и Китаем, деловая активность в Петре пришла в упадок.
В IV в. Петра стала частью христианской Византийской империи, но уже в 363 г. н. э. отдельно стоящие строения города были разрушены в результате мощнейшего землетрясения. Именно в этот период набатейцы покинули Петру, и никто не знает наверняка почему. Вряд ли город был заброшен из‑за землетрясения. Во время раскопок было найдено очень мало ценных предметов, что свидетельствовало о том, что люди не ушли внезапно. Позднее, в 551 г., чудовищное землетрясение практически полностью разрушило город, поэтому к началу арабских завоеваний в VII в. Петра уже уходила в небытие. В 747 г. еще одно разрушительное землетрясение окончательно опустошило город. Вплоть до начала XII в. здесь воцарилась тишина, пока на территорию города не вступили крестоносцы. Они решили обустроить в Петре свой форт. Но уже в XIII в. крестоносцы покинули город, и тот оказался во власти песчаных бурь, скрывших на века большую часть некогда великого города. О руинах Петры надолго забыли.
Лишь в 1812 г. англо‑швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт нашел затерянный в песках город, пробудив к нему интерес западного мира. Буркхардт, желая постичь восточную мудрость и азиатский образ жизни, путешествовал по Ближнему Востоку под видом мусульманского торговца (под именем шейх Ибрагим ибн Абдалла). В Элджи, маленьком поселении близ Петры, Буркхардт услышал рассказ о заброшенном городе, скрытом в горах долины Вади Муса (долины Моисея). Назвавшись пилигримом, пожелавшим сделать жертвоприношение в древнем городе, он убедил двух местных бедуинов провести его через узкое ущелье. У подножия гробницы пророка Аарона Буркхардт принес козла в жертву и, прежде чем отправиться назад в Элджи, внимательно осмотрел руины Петры. Путешествие было недолгим, но он смог составить карту разрушенного города и сделать запись в путевом журнале об открытии Петры.
С тех пор тема затерянного в скалах города будоражит воображение путешественников, ученых и археологов. Романтическая атмосфера этого места точно подмечена в знаменитой поэме Джона Уильяма Бэргона «Петра» (1845). Взору читателя открывается «город розово‑пурпурного цвета, древний, как само время». Загадкой остается предназначение этого удивительного места. Что это было – крепость, торговый центр или священный город? Здесь найдено множество царских усыпальниц и гробниц для захоронения местного населения, а также могильных шахт, в которых, видимо, заживо хоронили преступников. По результатам проведенных за последние десять лет археологических раскопок можно заключить, что за время своего существования Петра могла выполнять различные функции. Как уже говорилось, попасть в город можно только через узкий проход – изумительной красоты ущелье длиной более мили меж уходящих ввысь отвесных скал из золотисто‑коричневого песчаника. В камне ущелья Сик выдолблено множество небольших набатейских гробниц, а также желобы, в которых когда‑то находились глиняные трубы для доставки в город питьевой воды, что подтверждает высокий уровень знаний набатейцев в области гидротехники. Справа, при входе в ущелье, расположено еще одно чудо инженерной мысли набатейцев, но более позднего времени. Сейчас, как и 2000 лет назад, после сильного дождя вода стекает вниз по горам Вади Муса в Сик, угрожая городу затоплением. После чудовищного наводнения в Петре в 1963 г. правительство решило построить плотину, чтобы изменить русло потока дождевой воды. Во время строительства землекопы с удивлением обнаружили остатки древней плотины. Приблизительно во II в. до н. э. набатейцы построили плотину у входа в ущелье для отвода воды, направив поток на север через систему туннелей, а затем назад, в сердце города, где дождевую воду использовало для своих нужд население.
Из Сика открывается изумительный вид на самый известный и самый восхитительный памятник города Петра – Казну, или Сокровищницу (по‑арабски эль‑Хазнех), созданную в античном стиле. Сокровищницей ее назвали бедуины. По легенде, несметные богатства египетского фараона были спрятаны внутри большой каменной урны, расположенной на вершине центральной статуи над портиком. Бедуины верили в предание и иногда пытали счастья, расстреливая урну из винтовок, в надежде разбить ее и заполучить сокровища. И сегодня можно увидеть множество пулевых отверстий на поверхности урны. Хорошо сохранился фасад Сокровищницы: высотой 131 фут и около 88 футов в ширину, он вырезан в скале из твердого песчаника и украшен изящными колоннами, изображающими набатейских божеств и мифических персонажей. Предположительно, Сокровищница была царской усыпальницей, возможно, это останки царя захоронены в маленькой камере в задней части строения. Видимо, ее также использовали как храм, хотя неизвестно, какому именно богу или богине он был посвящен. Датировать Хазнех пока не удалось, но наиболее вероятным временем его создания считается I в. до н. э.
© Танассис Вембос. Сокровищница в Петре
Одним из немногих отдельно стоящих зданий Петры, которые сохранились до наших дней, является огромный, выложенный из камня храм Душары, также известный как Каср эль‑Бинт Фираун (Дворец дочери фараона). Большая часть этого огромного храма из желтого песчаника с массивными стенами высотой 75 футов, расположенными на резной платформе, сейчас отреставрирована. Он был построен в период примерно с 30 г. до н. э. по 40 г. н. э. в честь Душары – главного набатейского божества. Внутри храма расположены три помещения, среднее из которых служило святилищем.
Напротив этого строения высится Храм крылатых львов, названный так благодаря статуям двух львов, вырезанных с обеих сторон от входа. Это наиболее интересный из известных ныне набатейских храмов, поскольку более 20 лет он был объектом раскопок и изучения американской экспедиции в Петре. Он, по всей видимости, был посвящен доисламской арабской богине плодородия Аллат – одной из трех главных богинь Мекки. Это отдельно стоящее здание на самом деле является настоящим храмовым комплексом с мастерскими и жилыми помещениями (в одной из мастерских даже изготовлялись сувениры!). Внешне храм практически в точности совпадает с описанием храма Афродиты в Петре, которое приводится в свитках Мертвого моря. Во время раскопок здесь было найдено огромное количество предметов, что позволило достаточно точно установить время основания храма. Он был заложен в августе 28 г. н. э. и разрушен в результате колоссального землетрясения в мае 363 г.
© Танассис Вембос. Монастырь в городе Петра
Самым большим архитектурным памятником Петры является монастырь Эль‑Дейр. В Византийский период (330– 1453 гг.) он служил церковью, почему и назван монастырем. Здание расположено в чудесном месте: монастырь 164 футов в ширину и 148 футов в высоту с портиком высотой 26 футов возвышается над горой. Подобно Сокровищнице, он вырезан в скале, и в целом действительно похож на укрупненную черновую версию более известного исторического памятника города Петра, поврежденную непогодой. Археологи считают, что строительство Эль‑Дейра началось в годы правления набатейского царя Рабела II (76–106 гг.), но так и не было закончено.
Петра снова оказалась в центре общественною внимания в 1989 г., когда на экраны вышла кинокартина «Индиана Джонс и последний крестовый поход» с Харрисоном Фордом в главной роли. Монастырь использовали для съемок тайного храма, существование которого скрывалось согни лет, где герою Харрисона Форда наконец удалось разыскать священный Грааль. Снова о монастыре заговорили в новостях в 2005 г., когда далай‑лама принимал лауреатов Нобелевской премии. Вместе с актером Ричардом Гиром он организовал в розовопурпурном городе двухдневную конференцию под названием «Мир в опасности». К счастью, большая часть руин древнего города, вырезанных в твердой скальной породе, находится в отличном состоянии, но тем не менее, как и многим другим древним памятникам, Петре угрожает постоянный чрезмерный наплыв туристов. Особенно сильно страдают отдельно стоящие здания из песчаника – они разрушаются под воздействием соли, воды и ветра. 6 декабря 1985 г. Петра была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Последние несколько лет специалисты реставрируют памятник: замазывают дыры и трещины в камнях специальной смесью, максимально схожей по составу с песчаником величественных зданий 2000‑летней давности. Будем надеяться, что руины одного из наиболее красивых и восхитительных городов простоят по крайней мере еще 2000 лет.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 873;