Структура программы.

Основные элементы языка ПАСКАЛЬ.

Основные элементы языка программирования.

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе решения задачи пользователю нужно ввести обрабатываемые данные, указать, как их обрабатывать, задать способы вывода полученных результатов. Поэтому, для создания программ вы должны уметь использовать семь основных элементов программирования: ввод, данные, операции, вывод, условные выражения, циклы и подпрограммы и на их основе строить программы.

Дадим краткое описание каждого элемента:

1. Ввод означает считывание значений, поступающих с клавиатуры, с диска или из порта ввода-вывода.

2. Данные – это константы, переменные и структуры, содержащие числа (целые и вещественные), текст (символы и строки) или адреса (переменных и структур).

3. Операции осуществляют присвоение значений, их комбинирование (сложение, деление и т. д.) и сравнение значений (равные, неравные и т. д.).

4. Вывод означает запись информации на экран, на диск или в порт ввода-вывода.

5. Условное выражение предполагает выполнение набора команд в случае, если удовлетворяется (является истинным) некоторое условие (если это условие не удовлетворяется, то эти команды пропускаются или же выполняется другой набор команд).

6. Благодаря циклам некоторый набор команд выполнятся повторно или фиксированное число раз, или пока является истинным некоторое условие, или пока некоторое условие не стало истинным.

7. Подпрограмма представляет собой набор команд, который имеет имя и может быть неоднократно вызван из любого места программы по его имени.

Теперь рассмотрим, как эти элементы используются в Паскале.

 

Алфавит и словарь языка Паскаль.

Для написания программ в Паскале используются прописные и строчные латинские буквы. Десятичные цифры и знак подчеркивания, практически все специальные символы и их комбинации. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы.

Идентификаторы.

При написании программ не используют конкретные значения, а используют их обозначения для возможности изменения по ходу выполнения программы их значений.

Для обозначения программ, а в программе постоянных и переменных величин, различных процедур, функций, объектов используются имена – идентификаторы.

Для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций служат стандартные идентификаторы, например: intrger,sin,read,writeln.

Для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных программистом, применяются идентификаторы пользователя. Идентификаторы в программе должны быть уникальными.

Общие правила написания идентификаторов:

1) Идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (исключения составляют метки, которые могут начинаться цифрой и буквой).

2) Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы недопустимы).

3) Между двумя идентификаторами должен быть по крайней мере один пробел.

4) Максимальная длина идентификатора 127 символов.

5) Прописные и строчные буквы не различаются.

6) Идентификатор не может содержать символы русского языка.

 

1.2.2 Константы и переменные.

[Решение задач на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. Данные, разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущих значений].

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются идентификаторами пользователя.

Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const.

Формат:

Const <идентификатор>=<значение константы>

Например:

const

MyName=’Петя Иванов’;

Max=1000;

В Паскале есть константы к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами.

True – истина

False – лож

Maxint – 32767 (максимальное целое)

 

Переменными называются величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная и константа принадлежите определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.

Тип переменных должен быть описан. Этим мы как бы объявляем компьютеру, какие ячейки памяти нужно использовать для хранения данных.

Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var.

Формат:

var <идентификатор>:<тип>;

Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы.

Формат:

const <идентификатор>:<тип>=<значение>;

Например:

const ocenka:byte=4;

predmet:string=’Информатика’;

 

Структура программы.

Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока.

Заголовок программы блок .

Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если в глобальном блоке находятся другие блоки, они называются локальными. Глобальный блок – это основная программа, он должен присутствовать в любом случае. Локальные блоки – это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) соответственно называются глобальными и локальными. Область действия объектов – блок, где они описаны, и все вложенные в него блоки.

Структура программы выглядит следующим образом:

program <имя>;

uses <имя1, имя2, …>; //подключение библиотечных модулей

label ... ; // описание меток

const ... ; // определение констант

type ... ; // определение типов

var ... ; //

procedure <имя>; // описание процедуры

<тело процедуры>

function <имя>; // описание функции

<тело функции>

begin

<операторы>

end.

В начале программы находится заголовок, состоящий в общем случае из зарезервированного слова program и имени программы. Заголовок программы несет только несет смысловую нагрузку и может отсутствовать, однако его рекомендуется всегда записывать для быстрого распознавания нужной программы среди листингов других программ. После заголовка следует программный блок, состоящий в общем случае из семи разделов. Любой раздел, кроме раздела операторов может отсутствовать. Разделы описаний (кроме uses) могут следовать в произвольном порядке.

Комментарии. Для лучшего понимания программы в ней записывается пояснительный текст – комментарий. Комментарий можно записывать в любом месте программы где разрешен пробел. Текст комментария ограничен символами {} или (* *) и может содержать любое количество символов. В тексте не должны находится знаки ограничителей, с которых комментарий начинается, однако ограничители {} можно вложить в (* *) и наоборот.

Комментарии игнорируются компилятором и поэтому никакого влияния на программу не оказывают. Используются как пояснения к тексту программы или как средства ее отладки.

 

Типы данных.

Типы данных – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций.

Каждый тип данных имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Например 1 и 2 относятся к целочисленному типу, их можно складывать, умножать и выполнять над ними другие арифметические операции.

В Паскале для описания типа в общем случае используется зарезервированное слово type. Формат:

type <имя типа>=<значение типа>;

Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные и структурированные (составные). Скалярные типы в свою очередь делятся на стандартные и пользовательские.

Перечень типов данных.

1. Простые типы (скалярные)

Порядковые типы.

Целые типы:

byte

shortint

integer

word

longint

Логический тип boolean

Символьный тип char

Перечисляемы тип

Интервальный тип (диапозон)

Вещественные типы:

real

single

double

extended

comp

Ссылочный тип.

2. Структурированные типы.

Строковый (string)

Регулярный (array)

Комбинированный (record)

Множественный (set)

Файловый (file)

 

Пользовательские типы – перечисляемый и интервальный - разрабатываются самим программистом.

 

Скалярные типы данных.

К скалярным типам данных относятся типы данные таких величин, значения которых не содержат составных частей.

Целочисленные типы данных.

Целочисленные типы данных представляют собой значения, которые могут использоваться в арифметических выражениях и занимать в памяти от 1 до 4 байт.

Тип Диапазон
byte 0..255
shorint -128..127
integer -32768..32767
word 0..65535
longint -2147483648..2147483647

Над данными целого типа определены следующие арифметические операции: +, -, *, /, div, mod. Результат выполнения этих операций над целыми операндами получается также целого типа.

Над данными целого типа определены следующие операции отношения: =, <>, <, >, <=, >=, вырабатывающие результат логического типа.

Для целых числе определены следующие стандартные функции.

odd(x) Возвращает результат логического типа: для четного – false, для нечетного – true
succ(x) Возвращает следующее целое число (х+1)
pred(x) Возвращает предыдущее целое число (х-1)
ord(x) Возвращает аргумент х
dec(x,i) Уменьшает значение х на i, если i не задано, то на 1
inc(x,i) Увеличивает значение х на i, если i не задано, то на 1

 

Вещественные типы данных.

Вещественные типы данных представляют собой вещественные значения, которые используются в арифметических выражениях и занимать в памяти от 4 до 6 байт.

 

Тип Диапазон Мантисса Требуемая память (байт)
real 2.9*10E – 39..1.7*10E38 11 – 12
single 1.5*10E – 45..3.4*10E38 7 – 8
double 5.0*10E – 324..1.7*10E308 15 – 16
extended 1.9*10E – 4951..1.1*10E4932 19 – 20
comp -2E +63+1..2E+63-1 10 – 20

Вещественные значения могут отображаться в форме с фиксированной точкой, например 7.32, 456.721 или 0.015, а также в форме с плавающей точкой, т. е. в виде <мантисса>E+<порядок>. Где мантисса – целое или дробное число с десятичной точкой, Е означает десять в степени порядок.

Числа из предыдущего примера в форме с плавающей точкой будут записаны так: 7.32Е+00, 4.56721Е+02, 1.5Е-02=1.5*10-2=0.015

trunc Преобразует вещественный аргумент в целое число путем отбрасывания дробной части.
round Преобразует вещественный аргумент в целое число путем округления до ближайшего целого.

 

Функции, определенные для целого и вещественного типов

ads(x) Возвращает модуль х
chr(x) Возвращает символ, ASCII-код которого равен х
sqr(x) Возвращает квадрат числа х
sqrt(x) Возвращает значение корня квадратного из х
exp(x) Возвращает е в степени х (экспоненту), результат вещественного типа
sin(x) Возвращает синус х, результат вещественного типа
cos(x) Возвращает косинус х, результат вещественного типа
ln(x) Возвращает натуральных логарифм х, результат вещественного типа
arctan(x) Возвращает арктангенс х, результат вещественного типа

 

З: выражение, составленное из переменных целого и вещественного типа, имеет вещественных тип. Допускается присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа, но не наоборот.

 








Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 5331;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.