Структура значения слова.
Слово имеет форму ( план выражения, или означающее) и значение ( план содержания, или означаемое). Форма слова – звуковая (в устной речи), графическая (на письме) – является материальным знаком выражения лексического и грамматического значений: береза ‘лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями’, сущ., ж.р., ед.ч., им.п.
У однозначного (моносемичного) слова форма и значение слова одинаково соотнесены. У многозначного (полисемичного) слова одна из форм соотносится с несколькими значениями, или лексико-семантическими вариантами (ЛСВ): соль ‘1) белое кристаллическое вещество с острым вкусом; 2) приправа к пище’ и т.д.
Лексическое значение слова называют семемой, когда его членят на отдельные компоненты значения – семы.
Сема - минимальный компонент семемы слова. Совокупность сем в их внутренней иерархической организации образует структуру слова. В учебных целях удобнее методику лексикографического семного анализа слова, когда каждое слво дефиниции представляется как отдельная, самостоятельная сема: соль ‘вещество’, ‘белое’, ‘кристаллическое’, ‘с вкусом’, ‘острым’.
Существует два набора семного членения: полный, состоящий из сем лексического и грамматического значений, и частичный, содержащий лишь семы лексического значения.
В полный набор включаются следующие типы сем:
1. классема – общекатегориальная сема лексико-грамматического значения, характеризующая принадлежность слова к определенной части речи (предметность, признаковость, процессуальность и др.);
2. лексограмемма – лексико-грамматическая сема, обозначающая а) лексико-грамматический разряд существительных (конкретность, вещественность, собирательность, абстрактность; у конкретных существительных – одушевленность/неодушевленность и лицо/не лицо); б) лексико-грамматический разряд прилагательных (качественность, относительность, притяжательность); в) лексико-грамматическую категорию глагола (аспектуальность, залог) и др.;
3. гиперсема (архисема, родовая сема), обозначающая класс объектов (растение, цвет, глаголы движения и др.);
4. гипосемы (видовые семы), являющиеся семами конкретного характера, которые обозначают дифференциальные признаки предмета, действия и др. и различают объекты одного и того же класса;
5. коннотативные семы, выражающие дополнительные содержательные и стилистические (оценочные, эмоциональные и экспрессивные) значения, например: вода ‘пустота’, ‘бессодержательность’ (негативное, неодобрительное);
6. потенциальные (вероятностные) семы, проявляющиеся в конкретном тексте: Даша сказала, что завидует Ивану Ильичу – есть свое дело, уверенность в жизни…а она – женщина, где потенциальными семами в слове женщина являются: ‘зависимость’, ‘слабость’, ‘неуверенность’.
Семы могут быть эксплицитными (выраженными в лексикографической дефиниции слова) и имплицитными (невыраженными): высокий ‘очень хороший’ – книга высокого качества (позитивное, одобрительное, эксплицитное) и греметь ‘издавать громкие звуки’ – греметь стульями (неодобрительное, негативное, имплицитное).
Тип лексического значения слова определяется аспектом его рассмотрения: 1) каким образом именуется явление действительности; 2) не мотивировано или мотивировано слово в назывании (номинации) своего значения; 3) как функционирует слово в языке – свободно или ограничено оно в своей сочетаемости (синтагматике). Соответственно распределяется градации в классификации, при этом каждая градация представлена оппозицией признаков – их наличием/отсутствием.
Различаются три типа лексического значения слова:
1. тип номинативности значения: прямое (прямо-номинативное) и переносное (косвенно-номинативное);
2. тип мотивированности значения: немотивированное (первичное) и мотивированное (вторичное);
3. тип синтагматичности (сочетаемости) значения: свободное и связанное значения (среди связанных значений выделяются конструктивно ограниченное, синтаксически обусловленное и фразеологически связанное.
1. Прямое (прямо-номинативное) значение слова непосредственно указывает на предмет, признак, процесс и др. и выступает в качестве его основной номинации в современный период развития языка: хлеб ‘пищевой продукт, выпекаемый из муки’.
Переносное (косвенно-номинативное) значение слова обусловлено функционально-ассоциативными связями, объединяющими один предмет, признак, процесс и т.д. с другим: хлеб ’пищевой продукт из муки в виде крупного выпеченного изделия’. Для переносного значения мотивирующим может быть не только прямое, но и переносное значение: хлеб ‘то же, что и пропитание’ – переносное значение по отношению к значению ‘пищевой продукт, выпекаемый из муки’, но, в свою очередь, оно является исходным значением для другого переносного значения: хлеб ‘средства к существованию, заработок’.
2. Немотивированное (первичное) значение слова является генетически непроизводным для современного русского языка. Мотивированное (вторичное) значение слова производно в смысловом и/или словообразовательном отношении. Мотивированные слова обладают внутренней формой: они сохраняют семы мотивирующего значения в мотивированном. Так, слово хлеб в двух значениях имеет общую семную часть: ‘пищевой’ ‘продукт’ ‘из муки’ ‘выпекаемый/выпеченный’.
3. Свободное значение слова обладает относительно широкой синтагматикой (сочетаемостью). Отношения между словами в этом случае определяются реальными связями явлений действительности: свежий, черствый, белый, черный, ржаной, пеклеванный, пшеничный, горчичный и т.д. Но свобода сочетаемости слова ограничена внутренними, семантическими причинами: в самом значении слова содержится “ограничитель” связей. В общенародном употреблении невозможно сочетание умный/глупый хлеб, потому что прилагательные умный и глупый содержат в своем значении скрытую сему ‘лицо (человек)’.
Связанное значение слова реализуется в определенной семантико-синтаксической позиции, раскрывающей смысловую завершенность слова.
Синтаксически обусловленное значение слова проявляется лишь в синтаксической позиции сказуемого, обращения или определений разных типов. В.В. Виноградов считал, что «функционально –синтаксически ограниченное значение качественно отличается от всех других типов значения тем, что синтаксические свойства слова как члена предложения здесь как бы включены в его семантическую характеристику». Например, шляпа ‘вялый, безынициативный человек, растяпа’ (Он настоящая шляпа; Шляпа! Куда идешь?; Он, шляпа, ни с чем не справится) или шелковый ’послушный’ (употребляется в этом значении только в составном именном сказуемом: Он будет у меня шелковый).
Конструктивно ограниченное значение слова реализуется в объединениях слов с подчинительной связью (управление, согласование или примыкание), где семантическая законченность одного слова восполняется лишь в сочетаниях с другим: слышать кого-что ‘различать, воспринимать что-л. слухом’ (слышать голоса спорящих); мешок ‘спец. вместилище в теле животного, в растении’(защечный мешок, зародышевый мешок); зеленый ‘неопытный по молодости’ (зеленый юнец, зеленая молодежь).
Синкретичная сочетаемость объединяет синтаксически обусловленное и конструктивно значения: здоров – кр. Ф. в знач. сказ., с неопр. ф. гл. и на что ‘ловок делать что-л., искусен’ (здоров плясать, здоров на выдумки).
Фразеологически связанное значение не может обозначать предметы, свойства, процессы самостоятельно. Оно именует их только в сочетании с другими словами, которые выступают как опорные компоненты: закадычный(‘очень близкий’) друг, кромешная(‘беспросветная’) тьма (темнота); страх (ужас, тоска, злость, зависть, смех, раздумье, охота) берет (‘охватывает, целиком наполняет’).
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 3357;