Моноклональные антитела как лекарственные средства
Примерно 100 лет назад была предпринята попытка лечения людей, больных дифтерией, с помощью неочищенной антисыворотки, полученной от лошадей, которых инфицировали Corynebacterium diphtheriae, вызывающей дифтерию у человека. С. diphtheriaeинфицирует горло и миндалины, выделяя экзотоксин, приводящий к гибели клеток человека. Проникая в кровоток, этот токсин поражает органы, удаленные от места первичной инфекции, и в отсутствие лечения болезнь может иметь летальный исход. (В те времена, о которых идет речь, смертность достигала 45%.) Однако, если больному в первые несколько дней после начала инфекции ввести антисыворотку, полученную из крови лошади и содержащую антитела к этому экзотоксину, то у него возникнет пассивный иммунитет, который позволяет избежать летального исхода.
К сожалению, риск, связанный с использованием антител, не позволяет широко применять этот метод терапии. Дело в том, что в организме больного часто вырабатываются собственные антитела на чужеродные белки, присутствующие в цельной или частично очищенной антисыворотке, и ее повторное введение в случае сенсибилизации организма может привести к развитию анафилактического шока и гибели пациента.
С развитием гибридомной технологии вновь появилась надежда на то, что антитела можно будет широко использовать в качестве терапевтических средств. Однако при использовании моноклональных антител мыши остаются проблемы, связанные с риском развития перекрестных реакций, приводящих к развитию иммунного ответа и анафилаксии: ведь в организме больного могут вырабатываться собственные антитела на детерминанты моноклональных антител мыши, пусть и не в такой степени как на поликлональные сыворотки. Поэтому основная проблема при создании иммунных сывороток и лекарств, в настоящее время, состоит в том, чтобы разработать высокоэффективные методы получения моноклональных антител человека, обладающих как специфическими иммунотерапевтическими свойствами, так и пониженной иммуногенностью.
Получение препаратов специфических антител человека, не вызывающих перекрестных реакций, путем традиционной гибридомной технологии представляет собой довольно трудную задачу, поскольку сталкивается с рядом проблем.
1. Пока не удается получить длительно культивируемые клеточные линии миеломы человека, что не позволяет создать гибридомы с β-лимфоцитами человека, сопоставимые по эффективности с гибридомами, полученными из клеток мыши.
2. Хромосомы человека в гибридомах, полученных слиянием лимфоцитов человека с клетками миеломы мыши, нестабильны, поэтому трудно получить клетки, способные вырабатывать моноклональные антитела человека.
3. Иммунизация человека различными антигенами не проводится по соображениям этического характера.
Таким образом, для получения антител человека необходимо разрабатывать другие подходы.
В одной из схем β-лимфоциты человека, активно продуцирующие специфические антитела, обработали in vitro флуоресцентно меченным антигеном, затем с помощью специального устройства - клеточного сортера провели обогащение образца β-лимфоцитами, вырабатывающими антитела к этому антигену. Поскольку β-клетки не растут в культуре, их предварительно трансформировали онковирусом Эпштейна-Барра. Некоторые клоны трансформированных β-клеток вырабатывают моноклональные антитела человека, взаимодействующие с селективирующим антигеном. К сожалению, выход моноклональных антител был очень небольшим и они обладали низкой антигенсвязывающей активностью. К тому же вероятность того, что в неиммунизированном организме найдутся секретирующие антитела клетки, которые будут распознавать селективирующий антиген, очень мала.
Еще один подход заключается во введении иммунных клеток человека мутантным мышам, которые практически лишены собственной иммунной системы (scid-мыиш). После трансплантации иммунных стволовых клеток человека таким мышамони приобретают клетки иммунной системы человека и в ответ на введение антигена могут вырабатывать антитела человека.
Предпринимаются попытки ввести зародышам мышей гены иммуноглобулинов человека с целью создания трансгенных мышей, которые в ответ на иммунизацию конкретным антигеном смогут вырабатывать иммуноглобулины человека. Чтобы получить от трансгенных животных клетки, секретирующие специфические моноклональные антитела, можно использовать стандартную гибридомную технологию, затем провести скрининг таких положительных клеточных линий и определить, какие из них вырабатывают антитела, кодируемые генами иммуноглобулинов человека. Недавно появилось сообщение о том, что уже получена трансгенная мышь, экспрессирующая нативные формы Н- и L-цепей иммуноглобулинов человека.
Трансплантация стволовых клеток иммунной системы человека scid -мышам и получение линий трансгенных мышей - весьма трудоемкие и дорогие способы производства моноклональных антител человека. Поэтому ученые пытаются создать иные, альтернативные методы получения антител человека или их аналогов, которые можно использовать в качестве терапевтических средств, и эффективных бифункциональных белков, способных связываться с мишенью и разрушать ее.
Одним из наиболее перспективных подходов является создание и получение гибридных (химерных) моноклональных антител человека и мыши.
Тот факт, что разные участки молекулы иммуноглобулина выполняют разные функции, позволяет генноинженерным путем модифицировать моноклональное антитело мыши. Эта модификация заключается в замене отдельных вспомогательных участков (сегментов) мышиного антитела на аналогичные по функциям участки антитела человека. Антигенсвязывающий участок от мышиного антитела при этом остается неизменным. Такие гибридные или как их еще называют химерные или гуманизированные антитела обладают значительно меньшей иммуногенностью для человека, сохраняя в то же время свою высокую антигеносвязывающую специфичность.
Так в одной из первых работ в этой области химерные антитела, несущие антигенсвязывающий участок моноклонального антитела мыши к поверхностному антигену клеток рака толстой кишки человека, тестировали на больных с раком толстой и прямой кишки. Антитела оставались в кровотоке примерно в шесть раз дольше обычных антител мыши, тем самым, оказывая свое действие в течение большего времени. При этом лишь у одного пациента из 10 наблюдался слабо выраженный иммунный ответ. К сожалению, в этих испытаниях не удалось получить противоопухолевого эффекта антител; возможно, это было связано с введением их в слишком малых дозах или с тем, что раковый процесс находился на поздних стадиях. В то же время в опытах in vitro эти химерные антитела проявляливысокуюактивность, что указывало на перспективность данного подхода к терапии рака. В последующие годы начался взрывной рост исследований и разработок в этой области. К настоящему времени уже одобрено к клиническому применению целый ряд высокоэффективных противораковых препаратов на основе гумманизированных моноклональных антител (Герцептин, Мабтера, Кампат, Цетуксимаб, Авастин и др.) и несколько десятков препаратов находятся на различных стадиях клинических испытаний. Производство препаратов на основе моноклональных антител останется в ближайшем будущем одним из самых быстрорастущих сегментов фармацевтического рынка. Помимо онкологии антитела используют также в трансплантологии, для лечения сердечно-сосудистых, аутоиммунных и инфекционных заболеваний. На мировом фармацевтическом рынке антитела занимают второе место по объёму производства после вакцин. По итогам 2006 года общий объем продаж этой группы препаратов составил около $20 млрд., а среднегодовые темпы роста продаж антител, как предполагается, составят в ближайшие пять лет не менее 14%.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1320;