Перечень возможных вопросов по теме на ПГК
1.О первопредке казахов.Ответ.Первопредком казахов считается Коркут, прилетевший на землю на белой верблюдице. Он приземлился возле берегов Сыра и вонзил в его середину свой кобыз. «Коркут» есть объединение двух начал: добра и зла. Осознание этих понятий дало возможность выявить отношения к окружающему миру: страх перед неизведанным, и радость от осознанного существования на земле.
2. Представление о Первотворений Вселенной и жизни на Земле. Ответ.В эпосе «Кобланды-батыр» дается представление о Первотворений Вселенной и жизни на Земле, где переплелись основные понятия натурфилософского мировоззрения, отраженные впоследствии в каждой перекочевке, в каждом обряде, узоре. В целом Первотворениепонимается каксоединение двух противоположных начал, двух видов энергии: мужской и женской, солнечной и лунной. Единство человека и космоса осознается как связь с предками, с предначалом жизни, с луной.
3. О Коркут ата. Ответ. Он был создателем кобыза, сказителем, композитором, покровителем поэтов, музыкантов, бақсы. Известен литературный памятник ХVI в. “Китаби деде Коркут” («Книга моего деда Коркута»). Основным его другом в путешествиях была сказочная верблюдица Желмая.
4. О Асане Кайгы. Ответ. Асан Кайгы, или Асан Печальный — настоящее имя — Хасан Сабитулы. Казахский поэт-философ, жырау, родился во 2-й половине ХIУ в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. ХУ в. Период его жизни совпал с процессом сложения казахского народа. Он был вещим певцом, певцом импровизатором-жырау, углубленным в коренные проблемы казахского бытия, потому основное место в его творчестве занимают философско-дидактические жанры: толгау, терме, шешендiк создер (крылатые слова), назидания и афоризмы.
5. Об обетованной земле «Жеруюк». Ответ. Асан Кайгы чувствовал сильную зависимость кочевого скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - «Жеруюк» с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. Потому он и вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей, и получил прозвище “печальный” связанное с его мироощущением и с личной жизнью жырау. Из-за идеи любви и сострадания акына Ч.Ч.Валиханов называет его «кочевым философом».
6. О книге Мухаммеда Хайдар-дулати “Тарихи Рашиди”.Ответ. Книгу “Тарихи Рашиди” Мухаммед Хайдар -дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Данное произведение характеризуется как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных.
7. О двух принципах суфизма Яссауи. Ответ. Жизнь в согласии со своей совестью является фундаментальной истиной суфизма Яссауи, с которым он после долгих лет размышлений пришёл в степь. Умеренность — это другой фундаментальный принцип Яссауи. В людской жадности и непомерности во всех проявлениях он видел начало многих бед на земле.Золотая середина, отсутствие крайностей во все времена почитались признаком ума.
8. Об авторе мавзолея и дочери поэта-философа. Ответ. После смерти поэта-философа, Эмир Тимур, восхищавшийся глубиной интеллектуального ума поэта и подвигом его жизни, своими руками начертил проект мечети Яссауи и организовал его строительство. Так возникло это красивейшее творение рук средневековых мастеров — мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи. Позже, простудившись, умерла по дороге к своему возлюбленному дочь поэта Айша. Над её могилой так же возвышается мавзолей, который и сегодня вызывает восторг людей.
9. О книге Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк». Ответ. Книга Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») – памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в ХI в., впитавший в себя все предшествующее наследие предков. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал.
10. О книге Жусупа Баласагуна «Кутадгу Билиг». Ответ. Жусуп Баласагун родился в городе Баласагун в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака, примерно в 1015, или 1016 году. Образование получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками, видный мыслитель средневекового Востока, автор уникальной по содержанию и социальной значимости поэмы «Кутадгу Билиг», представляющая собой исключительную значимость как своеобразный кодекс этических норм и правил поведения феодального общества.
11. О поэтах эпохи «Зар заман» (эпохи скорби). Ответ.В XIX веке началось проникновение капитализма в Казахстан и массовое переселение крестьян из центра России в казахские степи. Как следствие этого начался глубокий кризис, поразивший жизнь и быт кочевников. Морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление “эпохи скорби” (зар заман). Представителями этой поэзии были поэт Шортанбай Канайулы, Дулат Бабатайулы, Мурат Монкеулы и Аубакир Кердери.
12. О Шокане Уалиханове. Ответ. Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан — прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне — Северо-Казахстанской) области, в семье старшего султана — правителя Шынгыса Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей. Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи авторассы Алматы-Хоргос у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 120 километрах от Алматы.
13. Об основных сочинениях Ш. Уалиханова. Ответ. Ш. Уалиханов оставил после себя большое и весьма значимое научное наследие – «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Тенгри», «Письмо профессору И.Н.Березину», «Ханские ярлыки», «Образец причитаний», «Песня об Алае», «Киргизское родословие», «О формах казахской народной поэзии», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», «Заметки по истории южно-сибирских племен», «Дневник поездки в Кульджу», «Очерки Джунгарии», «Западная провинция Китайской империи», «Кульджа», «Записки о судебной реформе», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи» и другие.
14. О знаменитой поездке Ш. Уалиханова в Кашгарию. Ответ. В 1858-1859 годах Ш. Уалиханов совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках. Тем самым, он стал первым ученым, открывшим для науки, для Европы Кашгарию.
15. Об эпосе «Манас». Ответ. Ш. Уалиханов первым произвел научную запись киргизского героического эпоса «Манас», сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Уалиханов считал «Манас» «национальной святыней киргизского народа», который представлял собой «энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица-богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады».
16.Об основном произведений Абая. Ответ. Основным произведением Абая является прозаическое произведение, представляющее сугубо специфический жанр литературы, так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара соз» (слова в прозе). «Слова назидания» отличаются исключительно тщательной стилистической отдаленностью, в ней представлены и философско-моралистические, и общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические высказывания поэта.
17. О характеристике Абая Мухтаром Ауэзовым. Ответ. Мухтар Ауэзов справедливо отметил, что Абай в прозаических обращениях к слушателю-собеседнику «становится гневным судьей или печальником народа, и в таких случаях его «Слова» превращаются в скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы». Как «гневный судья» он неустанно обличал социальные пороки, зло и несправедливость в обществе, а как «печальник народа» горько сетовал на отсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению поэта, обрекали народ на униженное положение.
18. Об отношении Абая к труду. Ответ. Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место занимает тема труда. Многие пороки современников подвергались поэтом критике и осмеянию. Об этом Абай особенно страстно пишет в сорок втором, сорок третьем «Словах». «Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Если бы он занимался хлебопашеством или торговлей, у него не оставалось бы и мало-мальски свободного времени на глупости», именно безделье превратило казаха в бродягу. Отсюда и страстный призыв Абая к честному труду, к ведению хозяйства, к овладению ремеслом, к занятию земледелием, скотоводством и т. д.
19. О значении русской культуры и русской науки для просвещения казахского народа. Ответ. Абай придавал исключительное значение русской культуры и русской науки в просвещении казахского народа: «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру».
20. О Шакариме Кудайбердиеве.Ответ.Шакарим родился в предгорье Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области, был сыном старшего брата Абая Кунанбаева. В семилетнем возрасте остался без отца, его принял на воспитание родной дядя – великий Абай. Как философ он был совершенно независимым и мыслил самостоятельно.
21. О «Трех истинах» Шакарима Кудайбердиева. Ответ. Шакарим написал замечательное философское сочинение под названием «Три истины». В нем он приводит пять наиболее сильных аргументов в пользу материализма. Он определяет их следующим образом: 1) путь кругообращения; 2) путь природного происхождения; 3) путь сродства; 4) чувственные восприятия; 5) многообразие.
22. Об учении об истине.Ответ. Шакарим в своей книге «Три истины» представляет следующую концепцию об истинах. По его убеждению, первую истину составляет истина веры, признающая бытие создателя и идею бессмертия души. Вторая истина — это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления. Третья истина — это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть.
23. О казахских философах ХХ в. Ответ. Среди тех представителей казахской интеллигенции, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие казахской философии начала ХХ в. огромную роль, несомненно, сыграли Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие.
24. Об атеистических воззрениях С. Торайгырова. Ответ. С. Торайгыров дал систематизированную критику религии духовенства. В стихах «Рай»и«Ад» поэт стремится раскрыть логическую несостоятельность религиозных идей о потустороннем мире. Он сопоставляет эти идеи со здравым смыслом нормальных людей и показывает, что мусульманские догмы о том свете никак не согласуются с ними. Свои антирелигиозные мысли и идеи, критическую оценку религиозных догм поэт сводит воедино в стихотворении «Вера в Аллаха», которая в наилучшем виде на русском языке представлена в переводе А. Жовтиса.
25.О философии языка А. Байтурсынова. Ответ. Байтурсынов считал необходимым дать философский анализ языку, выяснить логику его развития и закономерности ее функционирования. Он рассматривал философию языка, как науку о закономерностях становления слова, художественно и, эстетически значимого, в конечном счете. Он стремится дать обоснование значению слова, как фундаментальной, основополагающей формы выражения мысли.
26. Об истории философии Миржакипа Дулатова. Ответ. М. Дулатов был одним из первых представителей казахской интеллигенции, кто положил начало исследованию истории казахской общественной мысли. Его перу принадлежат работы, посвященные Ахмеду Яссави, Ч. Валиханову, А. Кунанбаеву, А. Байтурсынову, Г. Потанину, Н. Нариманову, А. Беримжанову и др.
27. О первом всеказахском съезде партии « Алаш ». Ответ. Первый всеказахский съезд, положивший начало оформлению политической партии « Алаш », проходил в Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года. На съезд прибыли делегаты из 6 областей - Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской и Букеевской орды. Председателем съезда был избран Xамит Досмухамедов. Съезд обсудил 14 вопросов и принял по ним соответствующее решение.
28. Об основных деятелях партии «Алаш». Ответ. Огромный вклад в становление и деятельность партии « Алаш » внесли следующие представители казахской интеллигенции: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, братья Х. и Ж. Досмухамедовы, И. Гумаров, Т. Жаждибаев и др.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 754;