ПЕРВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
В 40–70 гг. XIX в. стали создаваться первые источники электрического освещения. Освещение является естественной и постоянной потребностью человека. Самым долгим был путь от лучины к свече и затем к масляной лампе. В первой половине XIX в. господствующее положение занимало газовое освещение, имевшее существенные преимущества перед лампами с жидким горючим: централизация снабжения установок светильным газом, сравнительная дешевизна горючего, простота газовых горелок и простота обслуживания. Но по мере развития капиталистического производства, роста городов, строительства крупных производственных зданий, гостиниц, магазинов, зрелищных помещений оно все менее удовлетворяло требованиям практики, так как было опасно в пожарном отношении, вредно для здоровья, а сила света отдельной горелки была мала. Для текстильных и швейных фабрик, типографий, деревообделочных цехов, театров и т.д. газовое освещение создавало угрозу пожаров. Особенно недостатки газового освещения стали сказываться на крупных предприятиях с большим числом рабочих, занятых на производстве по 12–14 ч в сутки, вызывая резкое снижение производительности труда.
Поэтому вполне своевременными, отвечавшими социальному заказу общества были попытки создать электрические источники света, которые вытеснили бы все иные источники.
Электрическое освещение развивалось по двум направлениям: дуговые лампы и лампы накаливания [1.6].
Вполне естественно начать историю электрического освещения с упоминания об опытах В.В. Петрова в 1802 г., которым было установлено, что при помощи электрической дуги «темный покой довольно ясно освещен быть может». Тогда же, в 1802 г., X. Дэви в Англии демонстрировал накал проводника током.
Электрическая, или «вольтова», дуга представляла собой в буквальном смысле яркое проявление электрического освещения. Принципиальными недостатками дугового источника являются, во‑первых, открытое пламя (и отсюда пожарная опасность), огромная сила света и необходимость регулирования дугового промежутка по мере сгорания углей.
В 1844 г. французский физик Жан Бернар Фуко (1819–1868 гг.), именем которого названы исследованные им вихревые токи (напомним, что открыты они были Д.Ф. Араго), заменил электроды из древесного угля электродами из ретортного угля, что способствовало увеличению продолжительности горения лампы. Регулирование оставалось еще ручным. Такие лампы могли получить применение лишь в тех случаях, когда требовалось непродолжительное по времени, но интенсивное освещение, например при подсветке предметного стекла микроскопа, сигнализации в маяках или для театральных эффектов. Легко себе представить восторг (а может быть, и испуг) зрительного зала, когда в Парижском оперном театре в 1847 г. по ходу спектакля (давали оперу Мейербера «Пророк») восход солнца имитировался с помощью дуговой лампы!
Дальнейшая история дугового электрического освещения связана с изобретением различных механических и электромагнитных регуляторов, так как по мере сгорания электродов расстояние между ними возрастало и электрическая дуга гасла. Регулятор был самой сложной и дорогостоящей частью дуговой лампы.
Рис. 2.25. Дуговая лампа Аршро с электромагнитным регулятором
Одной из первых по времени (1848 г.) конструкций дуговой лампы с электромагнитным регулятором была лампа французского механика Аршро (рис. 2.25). Эта лампа, в частности, применялась для освещения площади перед зданием Адмиралтейства в Петербурге. Бо льшую известность получило применение десяти дуговых ламп с регуляторами талантливого русского изобретателя Александра Ильича Шпаковского (1823–1881 гг.) в 1856 г. при иллюминации на Лефортовском плацу в Москве во время торжеств по случаю коронации Александра II. Их по праву называли «электрическими солнцами Шпаковского». В них применялось комбинированное (электрическое и механическое) регулирование. Эти лампы были наиболее современными, в том числе и по сравнению с зарубежными.
Рис. 2.26. Схема автоматических регуляторов с последовательным (а ), параллельным (б) и смешанным (в) включением (дифференциальная)
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1475;