Морской щит Ленинграда
Много было предложений, как защитить город на Неве от разбушевавшейся стихии.
Первые проекты защиты Санкт‑Петербурга от наводнений появились очень давно.
Одни авторы предлагали обнести весь город земляной насыпью с плотинами и шлюзами через русла рек и каналов, а накапливающуюся во время наводнения невскую воду отводить особым каналом.
Другие считали более целесообразным стеснить рукава Невы высокими дамбами и тем самым затруднить вход в них нагонной воды. С моря же оградить город насыпями.
Петр Петрович Базен (точнее, Пьер Доминик Базен – воспитанник парижской Политехнической школы) был прислан в Петербург Наполеоном Первым в ответ на просьбу царя. Александр Первый задумал основать в столице институт инженеров путей сообщения, и ему нужны были специалисты.
Базену и принадлежит один из первых проектов сооружения каменной плотины от Ораниенбаума через западную часть острова Котлин к Лисьему Носу длиной в 21 версту (примерно 22,5 километра).
Для пуска невской воды он предложил устроить у Ораниенбаума водоспуск, а для прохода судов – камерный шлюз на фарватере.
Существовали также проекты, предлагавшие ограждение каждого отдельного острова высокими набережными одновременно с установкой на люках водостоков специальных замков‑затворов.
Однако, несмотря на множество предложений и даже на составленные сметы, до осуществления проекта дело не доходило.
Сегодня гидрозащитный комплекс «Заслон» – ленинградская стройка номер один! Он должен надежно прикрыть Ленинград от частых наводнений.
На молодую стройку приезжают строители со всех концов страны. У многих за плечами БАМ и КамАЗ, плотины сибирских гидростанций и заводские цеха. Но в основном это молодежь. Недаром строительство комплекса получило высокий титул Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
Летом, во время каникул, рядом с профессиональными строителями работают студенческие отряды. Будущие командиры производств на практике осваивают главные рабочие профессии. Они не просто современники и свидетели замечательной стройки, но и непосредственные ее участники. Представляете, как они будут гордиться в будущем. Ведь нет сомнения, что гидрозащитный комплекс Ленинграда войдет в историю великих достижений человеческой цивилизации.
Когда специалисты обсудили все способы защиты Ленинграда от наводнений, большинство преимуществ оказалось у двух вариантов, получивших название «западный» и «восточный».
По восточному варианту защитные сооружения следовало строить в устье Невы и вдоль приморских территорий. А для регулирования стока невской воды нужно было соорудить гидроузел в среднем течении реки.
Если же принять западный вариант, то защитные сооружения следовало вынести в створ поселка Горская – Кронштадта – Ломоносова и гидроузел не строить. Одновременно от наводнения были бы защищены Кронштадт и все побережье Невской губы в Финском заливе.
После долгих споров западный вариант победил.
Каким же он будет, морской щит Ленинграда? Система сложных сооружений протянется дугой длиною 25,4 километра от северного берега Финского залива к южному через остров Котлин. В защитный комплекс войдут два судопропускных сооружения с исполинскими стальными воротами, установленными на существующих судоходных каналах.
Затем идут шесть водопропускных сооружений, которые должны обеспечить хорошую проточность воды в Невской губе, сохранить естественный уровень и водообмен. Каждое водопропускное устройство будет иметь по десять – двенадцать широких отверстий с сегментными затворами. И между всеми этими сооружениями расположатся одиннадцать каменно‑земляных дамб, возвышающихся над водой на 8 метров. По гребню их пройдет скоростная автомагистраль, которая замкнет транспортное кольцо вокруг города.
Масштабы строительства любители точных цифр могут представить себе из таких данных: предстоит уложить в основные сооружения комплекса десятки миллионов кубометров камня и грунта плюс к 2 миллионам кубометров бетона и железобетона, смонтировать 40 тысяч тонн металлических конструкций и оборудования.
Возводимые сооружения рассчитываются на самые экстремальные условия. Даже поднимись уровень воды в дельте Невы на 5,5 метра – защитный комплекс гарантирует городу Ленина безопасность.
Морские плотины
Сегодня ни у кого из строителей нет пока почти никакого опыта возведения морских плотин. Если не считать небольших сравнительно сооружений для приливных электростанций, построенных во Франции на реке Ране в 1966 году и в Советском Союзе на побережье Баренцева моря в Кислой губе близ города Мурманска в 1968 году. Вторая, более крупная приливная станция проектируется у нас в Мезенской губе Белого моря. Зачем нужны такие станции?
Дважды в сутки происходит прилив и дважды – отлив вод Мирового океана. Люди долгое время не могли понять причину этого явления. Разработал теорию приливов Ньютон. Он же доказал, что главным виновником подъема воды является Луна. Для простоты Ньютон предположил, что вся поверхность Земли равномерно покрыта водой. Под действием притяжения Луны водная оболочка вытягивается. В плоскости движения нашего естественного спутника возникают водяные горбы – приливы, а в перпендикулярной плоскости – отливы.
При равномерном распределении воды по всему земному шару высота прилива не должна была бы превышать 1 метра. Но океан не покрывает всю Землю равномерно. Да и берега океана изрезаны. А величина и характер приливов зависят еще и от географической широты, от глубины моря и очертаний береговой линии. Если учесть все эти особенности, то становится понятно, почему, например, в Белом море есть места, где самая большая высота прилива – 10 метров. А в Пенжинской губе Охотского моря и того больше – 13 метров.
На берегу Ла‑Манша есть районы, где высота прилива достигает 15 метров, а самая большая высота прилива, зарегистрированная на Земле, на побережье Канады, доходит даже до 18 метров.
Устройство приливных электростанций несложно. В месте, где прилив особенно высок, строят плотину, отгораживающую часть моря. В теле плотины ставят гидрогенераторы, которые должны работать как в одну сторону при приливе, так и в другую, когда начинается отлив. Дальше – дело за Луной…
К сожалению, на нашей планете все‑таки слишком мало пунктов, где стоит строить приливные электростанции. И хотя общая энергия приливов всех морей и океанов оценивается весьма внушительной цифрой (около 3 миллиардов киловатт), использовать человечеству удается не более 3 процентов от этого количества.
Сегодня уже существуют грандиозные проекты устройства плотин не только у берегов, но и в проливах. Пожалуй, один из самых значительных среди них – проект плотины в Беринговом проливе. Напомню, что средняя ширина пролива 74 километра, а глубина 42 метра. Проект предусматривает установку в плотине мощных насосов, работающих на атомной энергии. Задача их – перекачивать теплые воды Тихого океана в Северный Ледовитый, создавая искусственное теплое течение вдоль берегов Сибири, Аляски и Канады. Тем самым должен значительно смягчиться климат этих мест, уменьшиться ледовый панцирь на Северном полюсе.
Можно перекачивать не теплую воду, а холодную, только не в… а из Северного Ледовитого океана. Тогда Атлантика должна будет пополнять дефицит воды и далеко на север проникнут теплые воды Гольфстрима.
На первый взгляд проект заманчив, ничего не скажешь. Но что будет с климатом? Как подействует потепление на вечную мерзлоту и на льды Северного Ледовитого океана? Какие площади окажутся затопленными водой от растаявших льдов?
Советский ученый‑социолог профессор Бестужев‑Лада пишет: «Нет, пока экологические последствия неясны, к реализации проекта приступать рано, даже если бы на это нашлись средства». Климатический эффект искусственных морских теплых течений нужно сначала проверить на сооружениях меньшего масштаба, как на моделях. Примером такой проверки могла бы явиться дамба в проливе Невельского между островом Сахалин и мысом Лазарева. Здесь чередующиеся приливы и отливы каждые шесть часов гонят теплую воду из Японского моря и холодную – из Охотского то в одном, то в другом направлении. Если же пропускать через шлюзы дамбы только теплую воду, то за год в Охотском море ее накопится столько, сколько дает могучая Волга за целых четыре года. При этом и Японское море будет интенсивнее пополняться еще более теплой водой течения Куросио.
Ширина пролива Невельского около 8 километров, а глубина даже на фарватере немногим более 7 метров. Так что здесь сооружение дамбы стоило бы даже дешевле, чем защита Ленинграда от наводнений.
Однако реализация этого проекта должна носить международный характер.
Интересными представляются проекты превращения Белого и Азовского морей в пресноводные водохранилища. Для этого нужно построить плотины в проливах, соединяющих их с Северным Ледовитым океаном и Черным морем. Правда, само Черное море тоже давно нуждается в реконструкции.
Есть проекты создания плотины в Дарданеллах и длинной 400‑километровой дамбы по мелководью, вдоль северного побережья между устьями Дуная и Перекопским перешейком Крыма. Эти сооружения улучшили бы снабжение пресной водой прибрежных районов и создали прекрасные условия для развития рыбоводства. Кроме того, они продлили бы курортный сезон на Черноморском побережье.
Существуют проекты реконструкции и других морей – Средиземного, Балтийского, Северного, Каспийского… Люди озабочены улучшением климата и условий рыбоводства, повышением надежности транспортного сообщения. Но такие сооружения стоят дорого. Конечно, если бы капиталисты не тратили столько средств на гонку вооружений, построить их было бы можно. Но ядерные средства средней дальности, противовоздушная оборона, милитаризация космоса и океана отнимают у человечества шансы на улучшение жизни. Эти программы подталкивают мир к роковой черте всемирной катастрофы. А ведь победа в глобальной войне невозможна ни для одной из сторон. Не лучше ли отказаться от гонки вооружений?
Именно к этому призывает Советский Союз. Сколько важных и интересных дел можно было бы совершить сообща. Сколько решить назревших социально‑экономических проблем на те средства, которые сегодня тратятся на производство непрерывно устаревающих орудий истребления людей…
Население Земли растет. Нужда все равно заставит людей строить плотины и дамбы, прокладывать трубопроводы 100‑километровой длины, расширять старые аэропорты, осваивать морскую территорию и закладывать искусственные острова. Но при существующем положении все это делается из последних сил, на остатки от военных бюджетов.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1080;