Как начинались азиатские знакомства

 

Области древних цивилизаций в Азии отделялись друг от друга бесплодными пустынями и высокими горами. А уж дорог там и вовсе никаких не было. Даже по ровной степи редко кто решался пускаться в путь. В степи – кочевники. Встретишься – пощады не жди. Наверное, поэтому так трудно было путешествовать из государства в государство, из одной исторической области в другую.

Правда, археологи находят изредка в западных странах вещи, например, из Древнего Китая или из Индии, но, как они попали в Европу, сказать трудно. Торговали древние китайцы с Грецией и Римом через посредников, по цепочке. Из одних рук в другие, из других в третьи. И были этими посредниками разные народы.

Но постепенно, мало‑помалу все больше сведений накапливалось у народов. Сначала узнавали о самых близких соседях, потом о тех, кто жил рядом с соседями, и так далее… Еще до начала нашей эры китайцы знали, например, на востоке Корейский полуостров, знали Японские острова, острова Тайвань и Хайнань в Восточно‑Китайском и Южно‑Китайском морях. А в 138 году до нашей эры состоялось и первое китайское путешествие на далекий Запад. И случилось это так…

С давних пор китайцы, которые жили между реками Хуанхэ и Янцзы на землях Северо‑Китайской низменности, страдали от набегов жестоких кочевников‑гуннов. Как ни старались военачальники, китайские солдаты, набранные из бедняков, не справлялись с гуннской конницей. А гунны словно рождались верхом на коне. С гиканьем и криком налетали они на селения и так же внезапно исчезали, оставив за собой кровь, смерть и разорение.

Пробовали китайские императоры заключать с гуннами союзы «мира и родства». Выдавали за диких гуннских вождей замуж изнеженных принцесс. Пробовали платить дань. Построили Вань‑ли‑чан‑чэн – Великую каменную стену больше четырех тысяч километров длиной… Ничего не помогало.

Гунны прекрасных принцесс увозили. Дань брали. А набеги не прекращали. Никакие стены не были им помехой…

Долго думали советники китайских императоров: что делать? Наверное, только прирожденным кочевникам под силу бороться с гуннами. А следовательно, нужно искать союзников. Вот тогда‑то и возникло решение послать посольство к соседнему народу – юэчжи. Юэчжи были во многом похожи на гуннов. Так же кочевали, говорили на непонятном языке. Но как и китайцы, терпели от гуннов массу обид.

Ранним утром в назначенный день из ворот императорского дворца выехали попарно сто всадников. Впереди всех на великолепном скакуне гарцевал человек в богатой одежде. Его сопровождал низкорослый гунн, цепко сидевший на невзрачной мохноногой лошаденке. Это были императорский посол Чжан Цянь – офицер дворцовой стражи и его слуга и телохранитель Таньи. Таньи по рождению действительно был гунном. Но он уже давно жил в Китае, служил переводчиком и помогал хозяину во всем.

Всадники ехали мимо рисовых полей и цветущих равнин, пока не показались на холмах башни Вань‑ли‑чан‑чэн. Увидев императорскую печать, сторожа распахнули железные ворота, и посланцы императора один за другим выбрались за пределы Поднебесной империи. Но видно, счастье отвернулось от них. Не успели верхушки сторожевых башен скрыться из виду, как налетели… гунны. Сопротивление было бесполезным. Повинуясь приказу, Чжан Цянь повернул коня вслед за предводителем отряда.

 

Прибавление

 

Азия – самая большая часть света, почти треть всей суши. На севере начинается она далеко за Полярным кругом. Закованный в белый панцирь Ледовитый океан стережет ее северные границы.

На юге азиатские острова заходят за жаркий экватор, и зеленые волны теплого Индийского океана омывают их берега.

На востоке границы Азии охраняют грозные волны Тихого океана. На западе – Уральские горы.

 

Плохо бы пришлось китайскому посольству, если бы не Таньи. Он поговорил с шаньюем – гуннским вождем – и скоро его хозяин и все спутники были освобождены из‑под стражи. Более того: вождь гуннов приказал женить молодого Чжан Цяня на дочери одного из своих приближенных и предоставил ему почти полную свободу. Почти – потому что ни вернуться домой, ни продолжать свое путешествие императорский посол уже не мог…

Десять долгих лет прожил Чжан Цянь среди гуннов. За это время он немало покочевал с ними, выучился их языку и собрал множество сведений не только о самих кочевниках, но и о тех, кто жил рядом с ними и о ком в Китае до него и не слыхивали. Он узнал, что гунны разбили юэчжей и оттеснили их в Среднюю Азию.

Настал день, когда Чжан Цянь вместе с женой и маленьким сыном, в сопровождении части своей свиты и верного Таньи, все‑таки бежал от гуннов. С большим трудом разыскал он, переходя от одного народа к другому, вождя юэчжей и предложил ему военный союз от имени своего императора. Но юэчжи и слышать не хотели о новой войне. Вот торговать – это дело другое. И они рассказывали Чжан Цяню о древних торговых путях, которые проходили севернее и южнее Тянь‑Шаня.

Целый год ждал Чжан Цянь, не переменит ли упрямый вождь своего решения. Не дождался. Зато неплохо изучил страну, и, когда пришло время собираться обратно, он мог считать себя самым осведомленным человеком в географии Центральной и Средней Азии.

Обратный путь Чжан Цянь решил пройти северной границей Памира. Он назвал эти места Луковыми горами – так много там росло дикого лука.

Однако вскоре дорогу поредевшему посольству снова преградили гунны. Лишь через год вывел верный Таньи своего хозяина с семьей из плена. Без средств и припасов побрели они опять на восток. Хорошо, что в руках у Таньи оказался лук со стрелами. Без промаха бил он непуганых птиц и зверей, добывая пропитание маленькому каравану.

Слезы навернулись на глаза Чжан Цяня, когда за последним поворотом увидел он зубчатую стену, сложенную из дикого камня. Здесь начиналась родина.

Почти тринадцать лет продолжалось его путешествие. Молодого офицера совсем забыли и дома и при дворе. Но тем радостнее была встреча. Чжан Цянь получил княжеский титул. Император назначил его начальником над большим отрядом и… тут же отправил воевать против гуннов.

Первое время удачи не оставляли Чжан Цяня. Но военное счастье переменчиво, а вместе с ним меняется и милость императора. Завистливые придворные постарались оговорить путешественника. И вот, разжалованный и опозоренный, он приговорен к смертной казни.

Все накопленное богатство ушло на то, чтобы откупиться от смерти. Еще недавно богатый и знатный, Чжан Цянь оказался бедняком, лишенным титулов и привилегий. Впрочем, такая жизнь продолжалась недолго. Скоро императору снова понадобился знающий человек, чтобы возглавить посольство в западные земли. Он вызвал Чжан Цяня, наскоро «простил» и услал за пределы государства. Императорский посол объехал еще раз те места, в которых побывал. Исследовал Центральный Тянь‑Шань и послал своих помощников в Индию.

Чуть ли не девяностолетним старцем вернулся Чжан Цянь в китайскую столицу. Здесь он и обрел наконец покой после бурно проведенной жизни.

Прошли годы, и могущество гуннов было сломлено. Проезд по землям Центральной и Средней Азии стал более безопасным. По следам Чжан Цяня потянулись на запад китайские купцы, послы и разведчики. Китайцы открыли для себя Римскую империю и стали оживленно торговать с римлянами шелком и другими товарами. Потянулся от берегов Тихого океана к Средиземному морю Великий шелковый путь.

 








Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 708;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.