Смягчение приговора
Карло де Бенедетти, президент итальянской компьютерной и телекоммуникационной группы Olivetti SpA, сумел добиться смягчения приговора за соучастие в преднамеренном банкротстве миланского Banco Ambrosiano в 1982 г. Тем не менее законодатель от оппозиции потребовал пересмотра его лицензии на использование общественной телефонной сети.
Апелляционный суд Милана сократил срок лишения свободы для де Бенедетти с шести лет и четырех месяцев до четырех лет и шести месяцев. Де Бенедетти был обвинен в использовании информации, полученной им во время краткосрочного пребывания на посту вице‑президента в то время крупнейшего итальянского частного банка Banco Ambrosiano, для получения крупной взятки. Президент Banco Ambrosiano Роберто Кальви был найден повешенным под лондонским мостом в июне 1982 г., непосредственно перед банкротством.
Адвокаты де Бенедетти подвергли критике обвинительный вердикт и выразили намерение обжаловать его в Corte di Cassazione – высшем апелляционном судебном органе Италии. Приговор не вступает в силу до тех пор, пока не исчерпаны все возможности подачи апелляций, и адвокаты считают, что он скорее всего, даже не попадет в тюрьму по делу Banco Ambrosiano, поскольку срок будет сокращен менее чем до трех лет благодаря закону об амнистиях. Если возраст осужденного превышает 65 лет, то срок до трех лет он может отбывать под домашним арестом или на общественных работах.
Маурицио Гаспарри, принадлежащий к крайне правому оппозиционному Национальному союзу, обратился к правительству с требованием пересмотреть лицензию де Бенедетти на предоставление услуг мобильной телефонной связи через его консорциум Omnitel‑Pronto Italia. Гаспарри также потребовал пересмотра недавно заключенного соглашения между Olivetti и итальянской государственной автодорожной компанией Autostrade, предоставляющего дочерней фирме Olivetti Indastrial SpA право пользования волоконно‑оптическими кабелями Autostrade. «Человеку, от которого после этого судебного процесса всему деловому миру следует держаться подальше, недопустимо предоставлять какие‑либо государственные лицензии или разрешать сотрудничать с государственными компаниями», – заявил он.
Де Бенедетти столкнулся с новыми затруднениями, когда организация биржевого регулирования Consob предъявила ему обвинение в нарушении правил предоставления биржевой информации. Согласно заявлению Consob, де Бенедетти не сообщил о приобретении его холдинговой компанией CIR 23 ноября 1995 г. акций Olivetti. Consob предписала де Бенедетти опубликовать детали сделки в «Italian business daily» в течение 60 дней.
Обманутые эксперты
Хьюстонская фирма Comsec одурачила экспертов по безопасности вычислительных систем.
Хьюстон. Консультанты по вопросам безопасности компьютерных систем должны по идее знать свое дело лучше всех, однако не так давно как минимум шестерым экспертам пришлось признать, что их обвели вокруг пальца. Они явились, по их же словам, жертвой «социальных происков» новой хьюстонской фирмы Comsec Data Services, Inc, предоставляющей консультационные услуги в сфере безопасности вычислительных систем.
Comsec прикинулась потенциальным клиентом под именем Landmark Graphics, крупной корпорации – издателя программных продуктов, расположенной в районе Хьюстона, чтобы собрать информацию о методах подготовки деловых предложений, проведения аудиторских проверок систем защиты информации, а также по другим вопросам в этой сфере бизнеса.
Трое из четверых учредителей Comsec – самоучки и бывшие члены «Легиона смерти» – одной из самых печально знаменитых в стране хакерских групп, сведения о которых стали известны из источников федеральных правоохранительных органов.
«В своем пресс‑релизе они утверждают, что их фирма применяет уникальную стратегию в сфере сбыта, – сказал один из обманутых экспертов, попросивший по понятным причинам не упоминать его имени. – Что ж, махинации – это действительно уникальная стратегия в сфере сбыта».
Специальные происки – метод, которым часто пользуются хакеры, добывая через любезных, но наивных служащих фирм полезную информацию, необходимую им для несанкционированного проникновения в информационные системы. «Они просто мальчишки, которые не имеют понятия о том, как вести дела, и пытаются раздобыть необходимые сведения с миру по нитке», – сказал Рэнди Марч, директор отдела консультационных услуг фирмы Computer Security Consultants, Inc. в Риджфилде (штат Коннектикут).
По словам экспертов, получение информации под личиной возможного клиента довольно распространено, однако Comsec нарушила общепринятые нормы деловой этики, выступив под именем реальной компании. «Представляться чужим именем – это весьма серьезное нарушение деловой этики, – отметил Харди Морган, начальник финансовой службы фирмы Landmark Graphics. – Они, быть может, уже и не являются хакерами, но действуют прежними методами».
Старая история…
По словам Моргана, в его компанию позвонили семь или восемь обманутых экспертов по поводу информации, предоставленной ими некоему «Карлу Стивенсу», якобы вице‑президенту фирмы. Все они поведали Моргану одну и ту же историю: «Стивенс» связался с ними и сообщил, что намеревается пригласить их провести аудиторскую проверку системы безопасности, принятой в фирме, и чтобы убедить руководство в необходимости такой проверки, ему требуется дополнительная информация. С этой целью он просил подготовить подробный план с детализацией этапов проведения мероприятий, указать их стоимость и дать другую аналогичную информацию. Подготовленный материал эксперты должны были направлять срочной почтой по неким адресам в Хьюстоне, впоследствии оказавшимся домашними адресами двух соучредителей Comsec. В ряде случаев звонивший оставлял номер телефона, который, когда по нему звонили, всегда был занят, поскольку принадлежал службе технического тестирования телефонной компании.
Как сообщает Морган, у «Стивенса» была подробная информация о вычислительных системах компании Landmark, доступная только узкому кругу сотрудников. И хотя нет никаких признаков несанкционированного доступа к компьютерам фирмы извне, она принимает меры к «задраиванию» люков в своей системе безопасности.
«Добывать информацию о конкурентах, представляясь потенциальным клиентом, – довольно обычная вещь в мире бизнеса, – доказывал один из соучредителей Comsec Крис Гоганс, звавшийся когда‑то Эрик‑Кровавый топор. – И будь это не мы, а кто‑нибудь другой, то все осталось бы без последствий».
По словам адвоката Майкла Кэша, представляющего интересы Comsec, его подопечные подтверждают, что «звонили некоторым из своих конкурентов. То, что они выступали от имени Landmark Graphics, было ошибкой, но это название просто случайно подвернулось. И уж во всяком случае никаких незаконных действий против Landmark совершено не было».
Кидалово 911
В старые добрые времена названия многих газетных изданий непременно дополнялись внушительной коллекцией орденов и медалей, указывающих на солидность и выверенность печатного слова. А сегодня лицо прессы, конечно же, изменилось. Вместо наградной строки можно увидеть иную, например: «Редакция пользуется пэйджинговой связью…» или «Финансовую поддержку газеты обеспечивает фирма…»
В этом нет ничего предосудительного: меняется время – меняются люди. Газета «Криминальное обозрение» тоже поддалась веянию моды: первые январские номера газеты запестрели скромной и, как сперва казалось, надежной рекламой:
«Газета пользуется услугами „компьютерной службы спасения К‑911“ круглые сутки и без выходных…»
10 января 1996 года на пороге редакции появился элегантно одетый молодой человек с презентабельной внешностью и представился генеральным директором акционерного общества «К‑911».
– Зисук Юрий Юрьевич, – гость протянул руку редактору и деловито продолжил, – мы готовы взять под свою опеку вашу компьютерную технику: заключим договор абонентного обслуживания, в любой день недели, в любое время суток поможем ее наладить, отремонтировать, модернизировать – только скажите…
Редко кто отказывается от обоюдовыгодной сделки, тем более, что, как выяснилось из разговора, редакция газеты – отнюдь не первый и, естественно, не последний потенциальный заказчик.
Ворошить в памяти подробности ничем не примечательного визита сегодня весьма затруднительно. Подобных предложений порой поступает по десятку за день. И все же, если хорошо припомнить, было в той встрече что‑то настораживающе‑отталкивающее: то ли в ненавязчивости предложения, то ли в манере ведения переговоров… Ведь многие сотрудники редакции в прошлом – представители правоохранительных органов.
– Так ведь и я бывший сотрудник российской ФСБ… – всплеснув руками, радостно парировал новоиспеченный генеральный.
– И какого же управления?
– ГРУ: главного разведывательного…
– Да что вы говорите?! И чем занимались? – продолжал автор этих строк занимательную игру аббревиатур.
– Курировал одно из направлений Интерпола, – без малейшей запинки отрапортовал собеседник.
Это был, пожалуй, самый «тупой» диалог, в котором приходилось участвовать. Для несведущих его перевод звучал бы, скажем, так: работая в Минторге, контролировал правильность бурения скважин в стоматологических отделениях поликлиник…
Впрочем, ни для кого не секрет – разномастными хвастунами с самопальными титулами страна кишмя кишит. И зачастую не каждый придает значение человеческим слабостям, просто закрывает на них глаза.
Вечером того же дня Юрий Зисук навестил еще раз шефа редакции, причитая с мольбой в голосе:
– У фирмы возникли непредвиденные финансовые трудности: не могли бы вы одолжить миллионов шесть «белорусскими»?
Естественно, он получил от ворот поворот.
После заключения соответствующего договора, один из устаревших компьютеров перекочевал лично в руки Юрия Юрьевича, который заверил: «Модернизируем – не узнаете!» В результате обследования были выявлены серьезные неисправности: «Физическое нарушение покрытия винчестера, влекущее за собой частичную потерю информации, а также аппаратный конфликт, вызванный нестыковкой рабочих узлов».
Спустя неделю акционерное общество выставило счет‑фактуру, а его глава согласно договора об уступке требований попросил перевести деньги не на свой, а на расчетный счет одного из обществ с ограниченной ответственностью, что в принципе не выходило за общепринятые рамки и не вызывало подозрений.
Но, дабы лишний раз подстраховаться, редакция придержала проплату десяти миллионов рублей – на такую сумму «потянула» оказываемая акционерным обществом услуга. 22 января, убедившись в том, что ветхая ЭВМ стараниями компьютерщиков превращается в суперсовременнейшую, бухгалтер дала ход платежному поручению. Накануне генеральный директор вкупе со своим подчиненным показал в одном из якобы своих офисов, расположенных по улице Варвашени, сотруднику «Криминального обозрения» полуразобранную технику, над которой, по словам представителей «К‑911», оставалось «колдовать» пару часов…
Три дня, как ни прискорбно в том признаться, руководство газеты жило надеждами и… обещаниями, которые пришлось проверять по «горячим следам». Оказалось, что никаких ООО, АО и прочих фирм, которые бы хоть отдаленно напоминали сомнительную «Компьютерную службу спасения», вовсе нет.
А в «офисе», где демонстрировали родную машину, располагается… отдел кадров одного из институтов.
И тогда в «штаб по чрезвычайным происшествиям», созданный при редакции газеты, начала стекаться вся полезная, говоря по‑милицейски, – оперативная информация. За несколько дней «криминальщики» установили обширнейший круг не только знакомых, но и родных генерального директора, его мнимых заместителя и бухгалтера, тех, кто вольно или невольно оказался втянутым в обыкновенную аферу.
Застигнутый врасплох на одной из квартир у своей знакомой, Юрий Юрьевич пообещал, что привезет в целости и сохранности… новый компьютер. «Дело в том, что старого уже нет. И десяти миллионов – тоже», – огорошил известием он.
На протяжении нескольких дней мошенник, иначе не назовешь, наивно называл различные фирмы, которые должны были обеспечить поставку, все с той же солидностью заверял, что никого никогда не подводил, а прижатый в угол сорвался на истерику: «Вы что там – охренели?! У вас же „голая мать“» (главный компьютерный процессор. – Авт.). Требуется доплата… Да, да, да – «тридцать два километра мозгов поставим обязательно» (объем оперативной памяти. – Авт.).
Не сочтите, читатели, за копание в чужом белье, но пока одни газетчики искали «уплывшие» миллионы, предназначавшиеся, оказывается, для обналичивания, другие – возможные останки ЭВМ, так и не превратившейся в «пентиум» последней модели, третьи – вплотную взялись за изучение «тернистого жизненного пути» пройдохи.
Многозначащие штрихи к его портрету: в армии отметился в дисбате, на гражданке – бросил первую жену с ребенком, ушел от второй (беременной), сожительствовал с родной сестрой своего, по не до конца проверенным данным, сподвижника, из гардероба которого довольно сносно приодевался и благодаря чему мог при случае «пустить пыль в глаза».
За несколько дней до задержания Ю. Зисука (о чем ниже) произошла его вынужденная встреча с главным редактором «Криминального обозрения», в прошлом, кстати, – замкомандира столичного ОМОНа. Как вы догадались, подтверждающих личность документов у руководителя «К‑911» при себе не оказалось (впрочем, к тому времени нам уже было известно, что он после очередного бракосочетания взял фамилию жены), платежного поручения на проплату нового компьютера «бывший разведчик» предъявить, сами понимаете, не смог.
– Оно находится у моего бухгалтера, – еще не сдавался натянуто улыбающийся «спасатель».
Проверили. По названному им телефону проживают совершенно далекие от разворачивающихся событий люди.
Когда выяснилось, что в фирме «SBI» представителем некого АО «К‑911» взята, но не проплачена (!) счет‑фактура на покупку техники и получателем значится «Криминальное обозрение», на следующий день в дежурной части Московского РОВД столицы появилось заявление: «Прошу принять срочные меры по факту явного мошенничества, совершенного Зисуком Ю. Ю. и его якобы сотрудниками к их задержанию, а также возмещению материального ущерба…» на десятки миллионов рублей.
Только 30 601 000 рублей составили на январь стоимость и собственная модернизация исчезнувшей ЭВМ.
Официальное обращение в правоохранительные органы дополнила кипа обличающих документов, среди которых нашлось место и фиктивной финансовой гарантии от якобы управляющего российским банком «Кредит» (родного брата Ю. Зисука, который – что вы думаете? – человек семейный, проживает в Минске и ничем себя не запятнал…) на ведение соответствующей деятельности в ближнем зарубежье.
У директора одного из коммерческих магазинов, расположенных на столичном стадионе «Динамо», в буквальном смысле слова тряслись руки, когда в одном из его помещений в присутствии нагрянувших оперативников лучшего в Минске по итогам прошлого года отделения по борьбе с экономической преступностью Московского РОВД изымали… нашу родную ЭВМ, проданную с рук за жалкие‑нежалкие двести с лишним американских долларов.
Надо отдать должное, простите за нескромность, не только сотрудникам «Кримобоза», которые за две с лишним недели самостоятельно изобличили нечистого на руку злодея, но и блюстителям порядка, мгновенно откликнувшимся на просьбу журналистов, а еще через день хладнокровно защелкнувшим наручники на запястьях отныне отдыхающего в следственном изоляторе, подозреваемого.
Предчувствуя крах неудавшейся карьеры, он «сел на дно» у очередной пассии во Фрунзенском районе и в момент задержания, пребывая в легком подпитии, развалившись на уютном диване, даже не понял, что пришли‑то… за ним. А по пути в «казенный дом» выразил сожаление: «Надо было все‑таки начинать не с вашей газеты!»
Нынче нашему герою не до шуток. Помимо явного хищения в особо крупных размерах, в уголовном деле, которое не преминули возбудить, в ближайшее время, вполне возможно, появятся криминальные эпизоды похлеще того, с которым мы вас познакомили. Впрочем, говорить обо всем этом рановато. Идет следствие.
Друзья Ю. Зисука, словно крысы с тонущего корабля, поспешили кто – скрыться в неизвестном направлении, кто – откреститься от «Кидалово‑911». А ведь идея‑то неплохая… И сколько их вообще, если оглянуться вокруг? Жаль только, что подобные зисуки губят их на корню, доставляют беспокойство зарабатывающим «свои кровные», в конце концов – ломают свою и чужие жизни. Тут бы впору создавать «Службу спасения человеческих душ».
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 585;