Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории.
Место истории в жизни общества. Отечественная история как наука и учебная дисциплина.
Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории.
«История - наставница жизни» - говорили древние авторы. История - это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, передающийся от поколения к поколению. Общество, не владеющее опытом предшествующих поколении, начинает с нуля, варварства.
История - это коллективная память народа, потеря которой разрушает общественное сознание.
Значение учебного курса для формирования мировоззрения каждого студента, гражданина страны исключительно велико. «Нельзя жить на земле,- писал А.И.Герцен,- не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе, заблуждениях, ошибках наших предков,, не помня имен самых знаменитых и праведных, чьими мыслями мы продолжаем пользоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующим. Обретя право на прошлое, мы обретаем совесть, обретаем ее не на словах, а на деле».
Российская история является в своих основных чертах повторением основных принципиальных этапов мировой истории с присущими России особенностями, действием тех исторических факторов на судьбу народов России, которые являлись не только универсальными и для других народов мира, но были уникальными только для этого восточноевропейского региона земли.
В исторической науке сложились либеральное, марксистско-ленинское, консервативное цивилизационное и другие направления
Русский консерватизм идеализирует патриархальность, православие, обращенность в прошлое, отрицает общественный прогресс и либеральные ценности.
Отечественная история и ее основные концепции
История России является частью мировой истории и не может рассматриваться вне ее контекста.
Марксистско-ленинская концепция рассматривает Россию по аналогии с обществами Западной цивилизации. В стране происходила смена общественно-экономических формаций, но с отставанием и со своими особенностями. Однако во второй половине 20-х годов XX в. раньше других стран подошла к социализму.
Суть второй концепции сводится к тому, что Россия - часть западной цивилизации. Она развивалась так же, но с отставанием. В октябре 1917г. Россия сошла с цивилизованной магистрали и лишь теперь к ней возвращается.
Третья концепция. Россия - страна восточного типа. Попытки Петра I включить ее в европейский путь развития окончились неудачей.
Четвертая концепция, представители которой придерживаются мнения, что Россия занимает промежуточное положение между традиционной и либеральной цивилизацией, т.е. это особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы отношений и культуры обеих /А.Ахиезер/.
Пятая концепция. Россия отличается и от того и от другого - это особый мир - Евразия. Русская национальность приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию евразийцев. Подчеркивалась исключительность, неповторимость русской культуры, являющейся евразийско-русской /Трубецкой, Фроловский, Вернадский/.
Шестая концепция. Российская /русская цивилизация/ - самобытная, древнейшая цивилизация, базовые ценности которой сложились еще задолго до принятия христианства Н.Данилевский, О.Платонов и др.
Восьмая концепция. Российская цивилизация рассматривалась как "дочерняя" зона православной Византии /А.Тойнби/.
2. Восточные славяне в 6-7 вв.
Восточные славяне - племена, объединённые общностью происхождения и близостью языка, расселившиеся к 6 в. на территории от Карпатских гор на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до среднего Приднепровья на юге. У славян сложились племенные объединения: поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, полочане, вятичи, родимичи, ильменские словене и др.
Основными занятиями славян были скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, бортничество.
В социальном отношении восточнославянское общество делилось на знать - князь, дружина, старейшины, жрецы, т.н. ведуны, кудесники, свободных общинников, зависимое население и рабов. Общественный строй у славян представлял собой так называемую военную демократию. Знать имела привилегии, но вынуждена была прислушиваться к мнению народного собрания «вече», в состав которого входили свободные мужчины.Славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов, поклонялись силам природы и культу предков. Боги: Перун, Сварог, Даждьбог Ярило, Велес и др.
3. Образование и развитие древнерусского государства. Принятие христианства.
Государство у восточных славян возникло в 9 в. - Киевская Русь. На основе восточнославянских племен возникла древнерусская народность.
Причины возникновения государства:
- распад родовой общины и выделение соседской территориальной общины орудия труда, в которой и имущества были уже не общей, а частной собственностью;
- имущественная и социальная дифференциация, т.е., появление богатых знатных и бедных;
- развитие городов, ставших центрами государственных образований; - угроза нападений со стороны многочисленных врагов; - развитие торговли сплачивало славянские племена.
Развитие государства у славян проходило по трем этапам:
Первый - появление "союзов" племен", т.е. крупных территориальных образований.
Второй - возникновение ведущих государственных центров - в Киеве и Новгороде.
Третий - создание единого государства Киевская Русь путем объединения князем Олегом в 882 г. Киева и Новгорода в единое целое.
Авторы норманнской теории (Байер, Миллер и Шлецер) отстаивали варяжский вариант происхождения государства у восточных славян, что не соответствовало объективной реальности.
Князь Владимир І закончил объединение славянских племен, с которых князья собирали дань во время полюдья. Княгиня Ольга установила размер дани (т.н. уроки) и погосты (места для сбора дани).
В 988 г. князь Владимир крестил Русь. Христианство становится ведущей религией славян. Предпосылки: языческая Русь находилась в политическом изоляции; нарождающаяся знать выступала против погребения или сожжения материальных ценностей вместе с усопшими, она была заинтересована в приобретении их в наследство; остро встал вопрос о развитии многосторонних политических, экономических, культурных связей с другими государствами т.д.
4. Феодальная раздробленность.
Раздробленность – закономерное явление в истории древнерусского государства. Русь, как и страны Западной и Центральной Европы не могла ее избежать, так как она была вызвана совокупностью причин. Предпосылки к раздробленности начали вызревать еще в XI в. В 1097 г. на Любечском съезде былопринято решение о том, что князья отныне будут самостоятельно владеть в своих вотчинах. Окончательно Русь распадается на удельные княжества в начале 12 в..
Причины: рост боярского землевладения; существование натурального хозяйства; обострение социальной борьбы между феодалами и крестьянами; ослабление власти великого князя киевского, земельная вотчина которого значительно сократилась, ослабление Киевской Руси в результате половецких набегов; города Руси как крупные политические и культурные центры превращались в базу децентрализаторских устремлений бояр и князей и др.
Последствия раздробленности Руси:
а) подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;
б) ослабление обороноспособности Руси;
в) дробление княжеств между наследниками;
г) конфликты между князьями и местным боярством.
5.Объединение северо-восточных земель округа Москвы и образования единого Московского государства.
В 1147 г. Юрием Долгоруким была основана Москва, которая стала столицей Московского княжества. Первым московским князем был ДаниилАлександрович, сын Александра Невского.
Причины возвышения Московского княжества:
- выгодное географическое положение княжества;
- политическая гибкость, ловкость и хозяйственность первых московских князей;
- поддержка московских князей со стороны церкви и перенесение митрополичьейкафедры из Владимира в Москву;
- политическая близорукость татар, которые своевременно не заметили возвышения княжества;
- отсутствие у московских князей сильных врагов;
- поддержка московских князей со стороны бояр и населения.
Огромный вклад в укрепление Московского государства внесли Иван Калита, Дмитрий Донской разбивший татар на Куликовом поле в 1380 г, Василии II, Иван III и Василий ІІІ.
При Иване III наступил расцвет Московского государства, в его состав вошли Новгород (1478 г.) Тверь (1480 г.) и другие земли. При нем в 1480 г. на Угре окончательно было сброшено татаро-монгольское иго. Был разработан новый свод законов Судебник 1497 г Появились центральные органы правления (Дворец и Казна).
При Василии III завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
6. Московское царство при Иване IV (Грозном).
В 1547 г. в Успенском соборе Кремля митрополит Макарий венчал Ивана IV на царство. Правительство Ивана ІV во главе с Адашевым и Сильвестром осуществляет широкую программу реформ для укрепления власти.
В 1549 г, был созван первый Земский собор - сословно-представительный орган власти. В 1550 г создается новый Судебник, который подтвердил право на переход крестьян от феодала, но увеличил при этом плату за "пожилое", что свидетельствовало о дальнейшем закрепощении крестьян.
В государстве Российском создается новая приказная система управления, которая способствовала централизации власти (Посольский, Большой приход, Разбойный, Поместный и др.).
В 1550-1556 гг. проводится военная реформа. Издается "Уложение о службе", вводившее принцип единоначалия в войсках, укрепляется дворянское войско, создается новый род войск - стрелецкое, сыгравшие важную роль в военных кампаниях 16-17вв.
В 1551, г. Иван IV проводит церковную реформу. Состоялся «Стоглавый собор», который внёс изменения в систему церковного строительства и определялся новый выгодный для государства порядок приобретения церковью земель. Эта реформа способствовала ограничению церковного землевладения.
Реформа в системе местного управления привела к ликвидации в 1556 г. кормлений. Ограничивались судебные полномочия наместников и волостелей, и устанавливался над ними более строгий контроль со стороны центральной власти.
В целях ослабления боярской оппозиции Иван IV в 1565 г, вводит опричнину, с помощью которой он укрепил свою власть, но в тоже время разорил и ослабил страну.
7. Смутное время Россия на рубеже XVI-ХVII вв.
Смутаохватывает период с 1598-1613 гг. Под смутой историки понимали общее неповиновение, раздор между народом и властью, которая была обусловлена глубокими политическими, экономическими, социальными, династическими, национальными, межгосударственными и другими причинами. Смерть в 1598г. Федора Ивановича последнего сына Ивана IУ положила началу династического кризиса. Этапы смуты:
1-й –1598 - 1605 гг.., связанный с периодом правления Бориса Годунов избранного Земским собором на царство.
2-й – 1605 - 1609 гг. После убийства в 1606 г. Лжедмитрия I заговорщиками, на российский престол вступил Василий Шуйский, который в 1610 г, был низложен. Для этого времени был характерен полный распад государства. Россия все больше втягивалась в пучину гражданской войны.
3-й – 1610 - 1613 гг. Начался период так называемой "семибоярщины" т.е. было сформировано правительство из 7 бояр, которые призвали в русский трон сына польского короля Сигизмунда III –Владислава. Поляки оккупировали Москву.
Объединение русских людей в 1 и 2 ополчения во главе с Мининым и Пожарским позволило в 1612 г, изгнать польских интервентов из Москвы, В феврале 1613 г на русский престол был избран Земским собором 16-летний Михаил Романов, положивший началу правления новой династии.
8. Развитие Российского государства при первых Романовых в ХVII в.
Основные задачи правительства:
- Возродить монархию в России;
-преодолеть смуту и духовную разобщенность в обществе;
- обеспечить развитие промышленности и торговли; - возвратить утерянные территории;
- обеспечить выход к морям;
- расширить связи с другими государствами.
Слабость царской власти на начальном этапе привела к усилению
роли Боярской думы и Земского собора в политической жизни государства. Боярская дума делила с царем законодательную и исполнительную власть.
После возвращения изссылки отца Михаила патриарха Филарета в 1619 г., который становится фактическим правителем в государстве, предпринимаются меры по укреплению самодержавия. Ограничивается роль боярской думы, увеличивается количество приказов. Светским и духовным феодалам предоставляются огромные угодья и целые города за службу новой династии. Поместья среднего дворянства переводятся в разряд вотчин. Продолжается процесс дальнейшего закрепощения крестьян (в 1637 г, срок сыска беглых крестьян увеличился с 5 до 10 лет).
При Алексее Михайловиче Соборным уложением 1649 г, срок сыска
беглых крестьян стал бессрочным, переход от одного феодала к другому был запрещен, т.е. юридически было оформлено крепостное право в России:
Во второй половине ХVII в, складываются в России предпосылки перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную: начинается абсолютизация верховной власти; прекращается деятельность Земского собора, создается общегосударственное законодательство; формируются полки иноземного строя; начинается переход от ремесленно-цехового к мануфактурному производству; на котором применяется наемная рабочая сила; создается Новоторговый устав; углубляется специализация в сельском хозяйстве и ремесле; складывается единый всероссийский рынок; развивается товарное производство и т.д.
В годы правления Алексея Михайловича произошли целый ряд антифеодальных движений - Соляной бунт1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание С . Разина 1670-1671 гг.., а церковная реформа Никона привела к расколу в русской православной церкви.
Во внешней политике он сумел вернуть Смоленск и Черниговские земли, а по решению Переяславской рады 1654 г. Левобережная Украина воссоединилась с Россией.
9. Реформы Петра I и рождение империи.
Петр I провел реформы в различных сферах жизни российского обществ для преодоления отставания России от Запада.
Военная реформа. Создает регулярную армию и флот, которые действовали по уставам (Воинский устав 1716 г, и Морской устав 1720 г.) Набор солдат в армию осуществлялся на основе рекрутской системы.
Петром Iсоздаются новые органы власти - Сенат, Синод вместо института патриаршества, коллегии, институт прокуратуры, фискалитет. По административной реформе Петра I территория России делилась на губернии (8), провинции и уезды, в основу которых были положены два принципа - территориальный и экономический.
Сословная реформа осуществлялась на основе "Табели о рангах" 1722 г. и указа "О единонаследии".
Новой столицей России стал Санкт-Петербург. В 1721 г. Петру Iбыл присвоен Сенатом и Синодом титул императора. Россия становится империей.
В области экономической Петр I проводил протекционистскую и меркантилистскую политику, направленном на защиту национальных интересов России.
Реформы Петра I проводились "сверху" и не привели к созданию гражданского общества, как было в Европе, а способствовали формированию мощного централизованного государства и абсолютной монархии.
10. Эпоха «дворцовых переворотов» 1725-1762 гг.
В это время в России правили монархи: Екатерина I (1725-1727 гг.) Петр I (1727-1730 гг..), племянница Петра I Анна Иоанновна (1730-1740 гг..), Иоан VI Антонович (174О-1741гг.), Елизавета Петровна (1741-1761 гг.), Петр III (1761-1762 гг.), после свержения, которого на российский престол в 1762 г., вступили Екатерина II.
0тличительными чертами этого периода являлось следующее:
Во – первых, императоры и императрицы фактически отстранялись от управления государством, за которых все решали высшие надзаконные органы власти (Верховный тайный совет). В то же время самодержавие сохранялось, а попытки его ограничить пресекались со стороны монархов (пример кондиции Анны Иоанновны).
Во-вторых, в условиях безвластия развивалась коррупция и произвол, возрастало влияние иностранцев в государственной жизни России (бироновщина).
В-третьих, монархи России понимали свою зависимость от дворянства и вели политику в их интересах. Анна Иоанновна пожизненную службу дворян заменила 25-летней выслугой (17З6 г.). Петр III в 1762 г. разрешил дворянам вообще не служить.
11. Реформаторская деятельность Екатерины II /1762-1796 г.г./
Политика Екатерины II вошла в историю под названием "просвещенного абсолютизма". Уже в начале своего правления Екатерина II быстро отказалась от создания Верховного совета с законодательными правами, формирования в России "третьего сословия" и отмене крепостного права, ибо убедилась в том, что дворянам чужды идеи представительной власти, и они будут твердо стоять за свои крепостнические права и привилегии. Она поняла, что ее власть в России всецело зависела от поддержки господствующего дворянского сословия. Поэтому она проводила четкую грань между собственными либеральными воззрениями и политической практикой, трезво оценивая неподготовленность страны к более радикальным преобразованиям.
В 1764г. Екатерина II издает манифест о секуляризации земель церкви, которым она завершила многовековую борьбу между светской властью и церковью не только в области политической, но и экономической.
В 1767г. она созывает Уложенную комиссию, основной задачей которой стало создание нового свода законов Российской империи. Этой задачи комиссия не выполнила. В связи с русско-турецкой войной и обострением борьбы между депутатами по крестьянскому вопросу в 1768г. она распустила комиссию.
В 1775г. Екатерина II издает "Учреждения для управления губерний". Необходимость административной реформы диктовалась обострением антифеодальной борьбы в России /пугачевщина/ и слабостью местной власти. В основу административной реформы она положила принципы - количественный с сословным дворянским самоуправлением, наделив губернатора огромными правами.
Для укрепления социальной базы власти в 1785г. Екатерина II издает ″Жалованную грамоту благородному российскому дворянству″, в которой ему предоставляются огромные права. Этим документом она юридически закрепила дворянское сословие в качестве правящего сословия в русском государстве.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1125;