Противотанковые рвы и водные преграды
В 1930‑е годы финны экспериментировали с установкой различных типов надолбов на заболоченных участках, но все эти эксперименты ни к чему не привели – танк вдавливал своим весом любые конструкции в мягкую болотную почву. В связи с этим на болотах финны выкапывали противотанковые рвы. Рвы сооружались и на некоторых сухих участках, где их строительство считалось более выгодным. Такие противотанковые рвы были вырыты на участке обороны Тайпале, на южной оконечности высоты «Язык» в укрепрайоне Ляхде, в деревне Сумманкюля и других местах.
Берега рек перед финской обороной, как правило, эскарпировались (ручей Ахвен‑оя, безымянная река между озерами Муолаанъярви и Муолаанлампи).
Помимо этого у финнов были обширные планы по строительству плотин затопления на реках, которыми так изобилует Финляндия. На Карельском перешейке они успели построить бетонную плотину на реке Перон‑йоки и дерево‑земляную плотину на реке Мая‑йоки.
Завалы и засеки
На заболоченных участках и на дорогах финские саперы устраивали завалы и засеки из деревьев.
Волчьи ямы
В декабре 1939 года финским частям на Карельском перешейке был спущен приказ об усилении противотанковой обороны линии Маннергейма. Касался этот приказ в основном тыловых частей – артиллеристов и прочих. Волчьи ямы рекомендовалось рыть в шахматном порядке, размером 5 на 5 метров и глубиной до 2 метров.
Засека из деревьев на дороге.
Противотанковый ров и эскарп.
Мины и фугасы
Наставление по саперному делу финской армии предписывает делать противотанковые мины из простых деревянных ящиков с примитивным нажимным взрывателем. В мину закладывалось порядка 7 кг взрывчатки. Именно такие мины чаще всего применялись финнами в боях. Помимо этого, использовались импортные английские противотанковые мины, но их количество было ограниченным. Минирование производилось на самых танкоопасных участках обороны. При отступлении на линию Маннергейма широко минировались дороги и обочины дорог.
После прорыва линии Маннергейма и потери большинства противотанковых пушек финны были вынуждены очень активно применять мины, так как другие средства борьбы с танками уже были исчерпаны.
При подрыве на мине у Т‑28 обычно выбивало первую каретку с катками и рвало гусеницу. У Т‑26 при подрыве происходили такие же повреждения, но при этом был риск разрыва днища танка. Для Т‑37/38 подрыв на мине был фатальным.
Деревянные корпуса от финских мин.
Финская инструкция по установке фугасов, 1933 год.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1382;