Приложение Г. Символическое значение цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектре и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, желтый – цвет Меркурия, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны.
При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Вот как описывается значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый – златовидность, зеленый – юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения».
Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный – знак пролитой крови Спасителя.
Символика цвета в странах Востока
В Древнем Китае, цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине (желтый цвет). Цвета обозначали: желтый – Землю, Центр Мироздания, Государство, Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое; зеленый – Дерево, Восток, Весну, Юпитер, Дракона, Подданных, ноту Цзюэ, гибкое и кислое;
красный – Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан, горящее, поднимающееся вверх, горькое; белый – Металл, Запад, Осень, планету Венеру, Тигра, Правителя, изменяемое, острое; черный – Воду, Север, Зиму, Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое. Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Красный цвет Юга был символом радости на праздниках, свадьбах и различных.торжественных ритуалах. В таких случаях на музыкальные инструменты натягивались красные струны, а поздравления писали на красной бумаге. Северные пекинские ворота и сейчас окрашивают в черный восточные – в сине-зеленый, южные – в красный, западные – в белый цвета. В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным – Землю и Женское начало. Тибетские божества («властелинов земли») размещали на круге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре круга помещали желтую (золотую) обезьяну, на севере – белую черепаху, на юге – голубого дракона, на западе — красную птицу, на востоке – белого тигра. При жертвоприношениях «властелинам земли» на круге ориентировали фигурки быков: зеленый бык – на север, желтый – на юг, белый – на восток, красный – на запад. Всех богов символизировали различными цветами: главную богиню, мать всех «властелинов земли» и хранительницу дверей земли обозначали желтым цветом, богиню болезней и лекарств – голубым, домашнего бога – красным цветом. Богиню Весны изображали черной на желтом муле, богиню Лета – красной на синем яке, богиню осени – желтой на зеленом слоне, а богиню Зимы – синей на красном верблюде. В обрядах применяли те же цвета, но без животных. Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основные философские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае,цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Японии символы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби» – сдержанный колорит внутренней красоты и «цуя» – цветастую яркость внешней красоты. Символическое значение цвета не отделяется от вы разительного, поэтому слияние и неразрывность символов есть характерная черта японской культуры. Особенно большое значение имеет цветовая символика в японском театре й, в частности, в актерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляет смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий – злость, хладнокровие и безнравственность, сине-фиолетовый – страх, черный и коричневый – божественность и потусторонность. Символика цвета в Индии делится на брахманистскую и народную. Брахманистская выражена религиозно-философской формулой А – О – У – М, где:А – коричневое, лимонно-желтое, бело-розовое, черное, Земля, Творение (будь!), вокальная музыка, пение;О – голубое, кристально-белое, зеленое, фиолетовое, Вода, Сохранение (держись!), игра на струнных инструментах;У – красное, оранжевое, шафранно-желтое, пепельно-серое, Огонь, Разрушение,танец; М – пурпурное, блеск золота, серебряный луч, алмазные переливы, все светящиеся краски – всецвет, Синтез, Всемдрость, симфония всемогущества. Эта система символов была понятна только посвященным брахманам и распространения в народе не получила. Народными цветовыми символами были три цвета, обозначающие основные жизненные начала: красный – Свет и Тепло (огонь, Солнце, Луна, молнии и др.), белый – Вода, черный – Пища. Пищу, обозначаемую изначально сущностным черным, делили на три субстанции и выражали дополнительно тремя цветами: красное ассоциировалось с субстанцией, дающей Тепло, белое – с субстанцией, дающей духовную пищу, а черное – с субстанцией отходов, вредных для организма. Божества Индии мистически символизировали особыми «божественными» цветами. Верховный бог – «Тот, кто един» и сам творит все цвета символизируется либо ослепляющим светом, либо полной тьмой. Второстепенные боги разноцветны:
бог Пуруша – Прародитель земного и небесного сияет как золото, у него золотые борода и волосы, а глаза розовые;
богиня, «Олицетворяющая Землю» – красная, белая, черная; бог Громовержец Рудра – красно-коричневый с синей шеей;
богиня любви и «Волшебный конь бессмертия» – белые;
богиня смерти Кали – черная в красной одежде с окровавленным ртом; бог мертвых Яма – темно-синий в красном плаще. Цветовая символика Ислама сыграла в истории определенную идеологическую роль. В борьбе с доисламской культурой ислам искоренил иконическую символику и антропоморфные изображения богов и в своей культуре активно применил чистые (неизобразительные) цвета, создал свою цветовую символику. В догматах ислама свет уже не соотносился с образами творца. Это было не абсолютное сияние библейского бога, а оптический феномен Природы, созданный им. Поэтому исламский свет имеет определенные значения: Солнце, Месяц, Звезда, Утро, Заря, Ночь и собственно Свет. В исламе от библейской трактовки отличается и символ Тьмы. Тьма не противопоставляется Свету, а находится с ним в причинной связи. Тьма – это одеяние Ночи, Тень – это творение Солнца, Тень – это космическая глубина, нечто непознаваемое, но реальное.
Среди цветов у ислама было три основных.
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств. Второй основной цвет – желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости. Третий основной цвет – красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе – это положительный символ – Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.
Голубой – самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Синий – символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.
Черный – отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма – черный камень.
Зеленый – главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира – зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.
Серый – это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья. Коричневый –цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни.
В астрономии Солнце обозначают желтым, Марс – красным, Венеру – белым, Сатурн – черным, Меркурий – бирюзовым, Луну – зеленым цветами, Юпитер – цветом сандала.
Дням недели соответствуют цвета: понедельнику – зеленый,
вторнику – красный, среде – бирюзовый, четвергу – цвет сандала, пятнице – белый,, субботе – черный, воскресенью – желтый.
Для выражения большей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной.
Символика цвета в христианской Западной Европе
В отличие от восточных цветовых символических систем западно-европейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов. Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) – символом негативных явлений. Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к
Божесвенному чину. Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символ Солнца и золота («златовидности Царя небесного»). Потом, начиная с XII – XIII вв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи, предательства и бесстыдства; христопродавца Иуды. Пурпурный цвет – Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в Древнем Риме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками, стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшей власти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторам разрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалось носить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальной части духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считался кроме всего символом кровавой жестокости.
Красный – цвет священной крови Христа, пролитой во имя спасения людей. Второе значение красного цвета связано с образом священного огня, который воспылает в день Страшного суда. Синий цвет в христианстве символизировал божественность неба и божественность истины. Однако в католической Германии вначале существовал закон, по которому за применение «бесовской» синей краски рубили головы, а примерно через двести лет синий цвет в той же Германии стал королевской краской. Зеленый цвет как символ воскресения и весеннего обновления был заимствован христианами из египетского культа Осириса с некоторым «приземлением» и стал менее духовен.
Черный цвет символизировал отрицательные признаки ада, греха и мрака но в то же время – это символ монашества, смирения и отказа от мирской греховности.
Символика цвета в общественной жизни Западной Европы
В отличие от религиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Воду и Воздух, желтым – Солнце и Огонь, черным – Землю. Более образно использовал цвета Леонардо да Винчи: белый – Свет, желтый – Земля, зеленый – Вода, синий – Воздух, красный – Огонь, черный – мрак. Гегель создал символику в эмоционально-цветовом соответствии: светлое и желтое – это созидательное, жизненное, бодрое; темное и синее – тихое, кроткое, осмысленное; красное – мужское, царственное и господствующее; зеленое – спокойное и нейтральное.
Ньютон создал символические эмоционально-световые ассоциации между музыкальными нотами и цветами спектра: до – красный, ре – оранжевый, ми – желтый, фа – зеленый, соль – голубой, ля – синий, си – фиолетовый.
Цветовая символика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовой геральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагах современных государств: белый цвет – Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство; желтый – Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм; красный – Сила, Демократия, Революционность, Америка; зеленый – Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам; голубой – Невинность, Миролюбие; синий – Мудрость, Владение морем; фиолетовый – Печаль, Бедствие; черный – Траур, Смерть, Африка.
Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психического эмоционального значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов: желтый цвет – Солнце, Свет, Радость, Ревность, Зависть, светлый, легкий, свежий, веселящий, юный, сияющий; оранжевый – Зной, Энергия, Радость, Теплота, Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный; красный – Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий; пурпурный – Великолепие, Достоинство, Власть, Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы, раскаленный, насильственный, торжественный, важный; фиолетовый – Затмение, Старость, Вера, Совесть, Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный; синий – Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный – Кристалл, Холод, Лед, Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный; зеленый – Природа, Покой, Молодость, Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный; белый – Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный – Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий; серый – Достоинство, Звание, разный, дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий; коричневый – тяжелый, грубый; светло-синий – отчужденный, равнодушный; светло-коричневый (охра) – тупой, землистый; лиловый – сентиментальный, раздражительный: розовый – нежный, легкий; темно-зеленый – успокаивающий; бежевый – легкий; темно-синий – тяжелый.
Все национальные цветовые символики имеют широкий обобщающий смысл, которым оперировали философы, теологи, ученые и художники. Системы цветовой символики имеют сходные признаки, разделяющие их на несколько групп.
Первая группа имеет наиболее распространенные (и наиболее древние) цветовые символы. Вследствие ассоциативности с натурой они наиболее живучи: белый – Свет, Серебро; синий – Небо, Воздух;
черный – Мрак, Земля; красный – Огонь, Кровь; желтый – Солнце, Золото; зеленый – Природа, Растения.
Вторая группа. Цветовые символы имеют отдаленное сходство с характерными особенностями объекта или понятия и в конкретной обстановке приобретают познавательное значение. Как цветовая метафора, они приобретают выразительное (экспрессивное) значение в живописи, цветной фотографии и в искусстве различного художественного оформления: белый цвет – Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность; черный – Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть; желтый – Сияние, Легкость, Динамизм; Близость, Радость; синий – Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод, Бесстрастность; красный – Активность, Насильственность, Возбужденность, Страстность; зеленый – Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность. Третья группа – самые разнообразные и самые условные символы, цвет которых не имеет сходства с обозначаемым объектом или понятием. Они составляют кодовые цветовые символы абстрактного обозначения: желтый – Буддизм, Богатство, Зависть, Ревность; синий – Религиозность, Мудрость, гласная Ы, нота Соль; красный – Демократия, Зло, Царь, религия Бон, Вторник;
веленый – Ислам, Посредственность, Луна, Разрешение, Ангел и др.
Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде: сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой – цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий – цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков.
Символическое значение цвет приобрел на ранних стадиях развития человечества. Оно связано с физиологией человеческого тела и сильными физиологическими переживаниями, обусловленными эмоциональным осознанием «сильных» цветовых символов – белого, красного и черного. Эти символы существуют в настоящее время у африканских, индейских и австралийских племен.
У них белое ассоциируется с Водой, Воздухом, Чистотой, Миром и Счастьем; черное – с Землей, Нечистотами, Злом и Смертью; красное носит промежуточное значение: примыкая к белому, обозначает добрые силы, а к черному – злые. Это относится также к Огню и Солнцу – согревающим и сжигающим явлениям природы, к крови, потому что кровь здорового человека «чистая» и «белая», а больного
– «нечистая» и «черная». На первом этапе диалектического развития люди использовали только два цвета: белый и черный, символизирующие соответственно Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера. Такие системы были у инков, индейцев-ирокезов и других племен.
В инкском узелковом письме „кипу» цвета шнурков символизировали события, растения, животных и другие предметы: белый цвет обозначал Мир и Серебро, пурпурный – Войну и и Воинов, красный – Богатство, зеленый – Маис, желтый – Золото, синий – Религию. С помощью этих цветовых знаков-символов передавалась информация в общественной жизни и производственных отношениях.
В индейском знаковом письме грамматическую роль играли раковины и их вязка на шнурке, а цвет обозначал следующие явления: белый – Мир, Счастье, Благополучие, черный – несчастье, красный –
Войну, фиолетовый – Опасность и Враждебность. У других древних народов цветовая символика развивалась параллельно с основной письменностью и формировалась в отдельные знаковые системы, в которых цвет выражал философско-зстетическое значение.
В Древнем Египте цвет символизировал: желтый – бога Ра и пустыню, красный – Силу, Зло, Насилие и зарубежные Земли, зеленый – бога Осириса, Воскресение и плодородие, голубой – главное божество Мемфиса бога Пта и Небо, коричневый – Жизнь, черный – Плодородие, а на статуях людей – Смерть.
5.5 Приложение Д.Значение цвета в рекламе (по Люшеру)
Архетипы коллективного бессознательного
Цвет – символическое значение, тесно связано с контекстом и особенностями этнической психологии: красный – кровь, рана, мука; оранжевый – пламя; желтый – солнце, просветление, надежда; зеленый – произрастание; голубой – небо и море; синий – небо и ночь;
коричневый – земля; черный – плодородная земля; золотой – духовное солнце; серебряный – одухотворенная Луна.
Психологическая символика цвета, формирование эмоций(Люшер):
Красный – страсть, чувственность, неудовлетворенность, животворящие силы. Настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок; сделать энергичное усилие и купить то, что вы рекламируете. Способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета –"внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам". Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть при рекламе продукции, адресованной мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым, но он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления/каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.
Пурпур – синтез, власть, духовность, величие, благородство.
Оранжевый – гордость, амбиции. Помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус, цвет здоровья и творчества, лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, услуг в области здравоохранения и образования. Он прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.
Желтый – великодушие, прозрение, интеллект. Настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности, помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение, способен "наделить" предмет интеллектом. Лучше использовать для рекламы высокотехнологичных товаров, детских товаров, услуг туристических фирм, рекламных и PR-агентств.
Зеленый – плодородие, симпатия и приспособляемость. Все смягчает, снимает остроту переживаний, оказывает целительное, расслабляющее действие. Уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.
Розовый – плоть, чувственность и эмоции. Помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.
Голубой цвет тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ, цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход.
Синий – религиозное чувство, преданность и невинность. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.
Фиолетовый – ностальгия, память, интуиция. Цвет внутренней сосредоточенности, способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего, в данный момент ненужного, и сконцентрироваться на главной проблеме, хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Поэтому, если мы рекламируем товар, с помощью которого хотим подчеркнуть его креативность, или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима.
Черный цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи, но он способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в полиграфической рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их, за редким исключением, лучше не экспериментировать.
Белый цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект – когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 2072;