Приложение А. Орнаменты
Слово «орнамент» (от лат. ornamentum) означает украшение. С незапамятных времен люди, изготовляя различные вещи, почти всегда стремились их делать так, чтобы они были не только полезными, но и приятными на вид, красивыми. Это достигалось не только отысканием формы предмета, но и нанесением на него рисунка, узора – орнамента. Так, зачастую самые обычные бытовые предметы – чашки, солонки, тяпки, прялки – превращались в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства
Рисунок 26 – Русский народный орнамент
Это искусство всегда было подлинно народным. Его создавали, по словам М. Горького, «гончары, кузнецы и златокузнецы, каменщики, плотники и резчики по дереву и кости, оружейники... и вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».
Орнамент не может существовать сам по себе как скульптура или картина, роль его служебная, он не может существовать вне связи с предметом, на который нанесен, будь то фрагмент архитектуры, мебель, предметы быта, костюм или оружие. Он воспринимается неотделимо от них. Форма, материал, конструкция определяют и характер орнамента: где-то нужно сохранить плоскость, лишь слегка тронув ее легким рисунком, а где-то, наоборот, ослабить впечатление тяжести глубоким рельефом или богатой живописной разработкой орнаментального узора.
Прекраснейшие образцы орнаментальных композиций дали прославленные русские зодчие в воспетых Пушкиным кованых и литых решетках Ленинграда («Люблю... твоих оград узор чугунный»).
Орнамент имеет место и в оформительском искусстве – на тематической выставке, в различных декоративных панно, в плакате, в стенной газете и особенно – в грамотах и поздравительных адресах. Орнамент способен сделать эти произведения гораздо привлекательнее для зрителя.
Работа над орнаментом развивает чувство цвета, скомпонованности и в особенности – ритма.
Под ритмом здесь понимается повторение или чередование, выделение одних и подчинение им других элементов на основе определенного повтора. Беспорядочное расположение частей будет лишь набором случайных знаков и не произведет никакого эстетического впечатления. Расположенные же в определенном ритмическом порядке, они образуют нечто целое и эстетически выразительное.
Другое важнейшее средство достижения выразительности в орнаменте – симметрия. В зависимости от положения осей симметрия может быть вертикальной, горизонтальной, диагональной, радиальной. Последняя имеет место при построении розеток, звезд и им подобных замкнутых фигур. Благодаря ритму и симметрии из одного элемента можно получить множество орнаментальных мотивов
Рисунок 27 – Получение различных орнаментов из одного элемента
Орнамент – особая область художественного творчества, отличающаяся своеобразным, только ей присущим композиционным построением, символической, схематизированной трактовкой формы и условной передачей цвета.
Орнаменты очень разнообразны – от самых простых, геометрических до сюжетных, имеющих самостоятельный художественный смысл, но независимо от этого, все формы в орнаменте обязательно подчинены определенному ритму.
Различают орнаменты: геометрический, растительный, животный и смешанный.
Орнамент основывается на мотивах окружающего нас мира, но перерабатывает их, стилизует и преобразует в узоры с такими сочетаниями цветовых пятен, пластических форм и графических рисунков, которые подчиняются законам ритма, чередования; зрительной уравновешенности.
Стилизация – в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С. – закономерный метод ритмической организации целого в декоративном искусстве, где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю.
Наиболее характерна С. для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (например, "обтекаемые" формы промышленных изделий 1930 – 40-х гг.).
В станковое искусство С. вносит черты декоративности, примером является творчество Гогена.
Характерная особенность орнамента – ритмическое чередование аналогичных элементов. Один и тот же элемент или группа их может повторяться бесчисленное число раз. Такую повторяющуюся часть орнамента называют раппортом, а часть плоскости, где располагается раппорт, называют полем орнамента.
Повторяющиеся элементы или их группы могут быть разными, перемежая друг друга. Причем, один из них может играть роль главного, а остальные – быть к нему дополнением. Например, основным элементом может быть изгибающаяся ветвь растения, но ее детали: листья, цветы, окружающие птицы и бабочки – могут быть совершенно различными по рисунку и по цвету.
Рисунок 28 – Повторение раппорта
Такое построение характерно для ленточного орнамента.
Орнамент остается орнаментом, если в нем раппорт не повторяется с абсолютной точностью, а трактуется более свободно, повторяясь только по какому-то основному мотиву в различных вариантах. Однако и тут чувствуется общность в чередовании изгибов линий и ритмичность изображения, рисунок 28.
Рисунок 29 – Ленточный орнамент Рисунок 30 – Сетчатый
орнамент
Кроме ленточного орнамента, иногда еще называемого фризовым, рисунок 29, повторяющиеся элементы включают в себя и сетчатый орнамент,рисунок 30.
В нем повторяющийся элемент распространяется во все стороны, по площади, как бы разбитой на невидимую сетку с определенной формой ячеек – квадратных, прямоугольных, ромбовидных и т. д. Характеру этой невидимой сетки и подчиняется ритмическое размещение повторяющихся рисунков орнамента. Сетчатый орнамент особенно широко используется в различных рисунках обоев и всевозможных декоративных тканей. Иногда такой орнамент, в упрощенном варианте, применяется в современной архитектуре, при мозаичной обработке стеновых панелей.
Есть третий вид орнамента, когда главный мотив не повторяется, а используется всего один раз на оформляемой замкнутой поверхности (рисунок 24). Такой орнамент называют композиционно замкнутым. Чаще всего он бывает симметричным, но может быть и асимметричным. Симметричный строится так, что все его одинаковые элементы располагаются симметрично относительно оси или в круглом или многоугольном виде (рисунки 20 и 21).
В асимметричном построении композиционно замкнутого орнамента, где нет открыто выраженной симметрии, все равно должно быть достигнуто зрительное равновесие продуманным распределением частей узора.
Работа над асимметричной композицией всегда сложнее, чем над симметричной. Это относится и к орнаменту. Творческая фантазия художника здесь не связана геометрической схемой симметрии, но тем не менее выполнение такой композиции
требует более тонкого художественного вкуса, чувства зрительной уравновешенности, одним словом – более развитого композиционного мышления.
Композиция орнамента может быть относительно статичной или динамичной, передающей движение.
Впечатление движения основано на наших наблюдениях в портрете.
Рисунок 31 – Композиционно
замкнутый орнамент
Так, если во фризовом, ленточном орнаменте мы видим животных или птиц, изображенных в профиль и повернутых направо или налево, рисунок 33,у нас создается впечатление их движения в этом направлении. Композиция будет динамичной. Но если эти птицы или животные, сами по себе точно так же изображенные, будут поставлены попарно, головой друг к другу, впечатление направленного движения исчезнет, композиция станет симметричной, уравновешенной, в конечном счете неподвижной, статичной, рисунок 32.
Рисунок 32 – Орнамент статичный
Рисунок 33 – Орнамент динамичный
Рисунок 34 – Орнамент центрический
Рисунок 35 – Древнегреческий меандр
Рисунок 36 – Растительный орнамент
Впечатление движения в орнаменте может быть передано и изображением растительного или неживого мира. Так, если в орнаменте дано условное изображение волн, с гребнями, направленными в правую сторону, орнамент поведет наш взор направо. Такой орнамент, состоящий из одной красиво изогнутой линии, был создан еще древними греками и называется меандром, рисунок 35.Если изображено растение с ветвями и листьями, направленными направо, то все растение воспримется нами как растущее, а значит, и как бы движущееся вправо, рисунок 36.
Впечатление движения передается и другими геометрическими фигурами, идущими в своих формах от стрелы, лодки с парусом, самолета, ракеты и т. д.
Вообще передача движения в орнаменте основывается на наблюдениях художника в природе и окружающей действительности, на творческой переработке живых образов.
д
Рисунок 37 – Принципы стилизации:
а – обобщение формы в ее границах, б – обобщение формы с измененномабриса и упрощением конструкции, в – превращение объемной формы в плоскостную – изменение характера формы на более декоративный, д – ритмическое чередование повторяющихся элементов (раппорт).
Виды композиции орнамента (рисунок 38):
а – прямой ленточный, б – центрический замкнутый,
в – прямой сетчатый.
Формы мотива орнамента (рисунок 39):
1 – геометрический, 2 – растительный,
3 – анималистический, 4 – геральдический
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 2467;