Классические приемы акварельной живописи
Первый способ акварельной живописи основан на свойстве акварели растворяться в воде и большой «подвижности» акварельных красок. Это так называемая живопись по – сырому. Перед началом работы лист бумаги с готовым рисунком смачивают водой. Вода смывает лишнюю грязь, остатки карандашного графита. Бумаге дают возможность немного подсохнуть, а затем начинают писать акварелью. В процессе работы влажность бумаги все время поддерживается. Работу выполняют быстро, пока бумага влажная, а акварель послушна малейшему движению кисти.
Живопись «по – сырому» дает возможность передать неуловимые цветовые переходы, нежность и гармоничность цветовых сочетаний. В процессе работы бумага высыхает, и работу уже заканчивают «по – сухому», т.е. по просохшей бумаге.
Акварель «по – сырому» имеет и свои трудности. Краска легко растекается, заплывает за силуэты рисунка, течет по всему листу бумаги. Бояться этого не надо. Часть расплывшейся краски можно снять полусухой кистью, контуры можно поправить соседним цветом. Некоторая часть расплывшейся краски может остаться нетронутой, например силуэт деревьев, линия горизонта и т.д. Это придает своеобразие и живость работе, делая ее мягкой, непосредственной. Здесь уместно напомнить, что материал и исполнение тесно связаны, и, чем шире технические возможности, тем интереснее будут решаться изобразительные задачи. От того, под каким наклоном будет лежать у нас лист бумаги, будет зависеть скорость, с которой вода стекает с листа бумаги.
Поэтому нужно найти такой наклон листа бумаги, чтобы стекающая вода не мешала процессу работы, а, наоборот, помогала. Всю стекшую вниз воду быстро подхватывают кистью и удаляют. Особенно важно следить при работе, чтобы бумага не была очень сырой. Очень сырая бумага не воспринимает краску. Для этого в процессе работы особенно сырые места рисунка нужно временами подсушивать, а работу продолжать на других местах листа.
Неудачные куски работы смываются водой. Нужно помнить, что не кисть, не губка смывает краску, а вода, поэтому надо стараться не тереть бумагу, а больше ее мочить, чаще снимая кистью или губкой излишки воды.
Второй способ – Способ многослойного нанесения акварельных красок – лессировка
Этот способ широко используется при длительной многосеансовой работе над этюдом с детальной проработкой формы изображаемых предметов. Этот метод ведения живописного процесса является ведущим в обучении акварели на первоначальном этапе.
Способ лессировочного письма часто употребляется в живописи теневых мест, затемненных интерьеров, удаленных планов.
Если однослойная корпусная краска зрительно выдвигает предмет на передний план, то многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздушную среду или погружает его в тень. Лессировка позволяет добиваться полнозвучных, насыщенных цветов. Если ставится задача добиться интенсивности цвета, например, в изображении бархата, бронзы, золота и других насыщенных по краскам предметов, лучше всего использовать лессировки.
Сущность приема лессировочного письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой. В результате таких перекрытий можно получить самые разнообразные цветовые оттенки.
Иногда цвета этих слоев сливаются в один красочный тон; иногда нижние слои, просвечивая сквозь верхний, дают более интенсивный и сложный по своим характеристикам цветовой оттенок. Если, например, просохший слои прозрачной желтой краски пролессировать красной, то полученный оранжевый цвет по своим качествам будет отличаться от чистого оранжевого, а также и от цвета, полученного смещением на палитре тех же красок и положенного в один слой.
Последовательность прокладки красок зависит от тоновых и цветовых отношений предметов натурной постановки. Наиболее темные и насыщенные по цвету оттенки прокладываются в первую очередь. При этом работу лучше начинать с наиболее крупных цветовых пятен постановки, имеющих значение для общего цветового строя этюда.
Вначале краски прокладываются хотя и несколько слабыми по тону и цвету, но верными по отношению друг к другу. Однако, чтобы цвет не потерял своей интенсивности, краски нельзя наносить очень бледными. Одно место этюда желательно перекрывать краской не более трех раз. От многократного размачивания бумага становится рыхлой, поглощает световые лучи, а акварель теряет прозрачность цвета, получается бледной, невыразительной, с грубыми ошибками в тоне. Повторное усиление тоновых и цветовых отношений осуществляется по просохшей краске.
Последующие прокладки (прописки) обычно преследуют цели лепки объемной формы, определение полутонов, наиболее густых теней, рефлексов, передачи деталей, приведения изображения к целостности и единству.
Существует два мнения о правилах работы лессировками.
1) Работая методом лессировок целесообразно придерживаться сле-
дующих правил. Сначала лучше прокладывать теплые и интенсивные тона, а затем холодные и малонасыщенные. Теплый тон в
первой прописке (цветовой подготовке) хорошо чувствуется и оказывает влияние на гармонию красок в законченной работе. Малонасыщенными и холодными цветами целесообразно писать на конечных
стадиях работы и преимущественно в верхних красочных слоях. Чаще всего это делается для обогащения или сдерживания ярких низлежащих красок. Положенные вначале, они отнимают свет у
основания (бумаги), и при последующем наложении другого тона, особенно если надо получить интенсивный цвет, краски выглядят тусклыми, грязными.
2) Первые прописки следует начинать с наиболее прозрачных лесси-
ровочных красок. Они лучше просвечивают, прочнее соединяются с бумагой и меньше размываются при последующих наложениях
краски. Крупнозернистые (непрозрачные) краски, которые не допускают многократных последующих покрытий, нужно наносить в последнюю очередь. Красочный слой в акварели,
построенный от наиболее прозрачных к менее прозрачным краскам, прочнее, интереснее по фактуре.
Третий способ – живописью «по-сухому» – само название уже говорит о совершенно противоположном способе работы акварелью. Работа ведется на сухом листе бумаги, и смачиваются лишь те места, где прикасается кисть. Этот способ акварели требует высокой подготовки учащегося, умения хорошо рисовать и компоновать лист. Пишут не очень мокрой кистью, так как сильно намоченное пятно на сухой бумаге после высыхания дает «кромку», которая создает ненужную графичность. Как и в живописи «по – сырому», цвет надо стараться брать сразу во всю силу, потому что, даже лессируя, мы забиваем прозрачность акварели, лишаем ее основных выигрышных качеств.
Рекомендуется смывать слишком яркие, негармоничные места, выпадающие из общего решения работы. Смывая неудачные места, мы имеем возможность лессировками восстановить цвет того или иного места в работе. Часто в акварель добавляют белила для уточнения цвета, для плотности письма. Но этот способ работы родственен гуаши, и его следует применять только при работе гуашью.
Чтобы краски всегда находились в хорошем состоянии, были удобны в употреблении, их следует промывать до и после работы. Кисти нужно всегда тщательно мыть.
Гуашь
Гуашь – французский термин, обозначающий изобразительную технику, близкую к темпере – переживала период своего расцвета в живописи. Персии, Китая, Индии и в особенности Японии. Она возникла в IV и V веках, а в наши дни употребляется не только на бумаге, Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.
Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, даёт возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха.
Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим её более плотной, насыщенной и звучной, как и акварель, гуашь растворяется в воде, наносится теми же типами кисточек на такую же бумагу; подобно живописи маслом, она непрозрачна, и закрашенную поверхность можно много раз переписывать в другой цвет.
Техника гуаши позволяет вносить поправки и исправления, допускается многослойность письма, применение белил в смесях красок. Следует помнить, что гуашевые краски при высыхании сильно высветляются. Гуашевые белила и черная краска употребляются в графических зарисовках.
Цвета гуаши жирные и непрозрачные, и это дает возможность накладывать светлые тона поверх темных. Но, растворенные в воде, они могут продуцировать эффект, близкий к акварели. Гуашь высыхает довольно быстро, и по мере высыхания цвет приобретает менее насыщенный и более матовый оттенок.
Профессиональные художники часто пользуются этим средством, особенно в пейзажной живописи, а также при производстве открыток, рекламных материалов и в стенной росписи. Некоторые теоретики считают гуашь шагом к живописи маслом.
Инструменты и приспособления для работы гуашью
Краски гуаши в основном состоят из тех же компонентов, что и акварельные: цветная пудра на растительной, животной или минеральной основе, смешанная и скрепленная водорастворимыми смолами с добавлением желейных элементов для того, чтобы краски не ломались при высыхании.
Гуашь продается в тюбиках или в банках. Гуашь в банках высыхает быстрее, нежели чем в тюбиках. Художники предпочитают тюбики. Рисуют гуашью на бумаге, картоне, холсте. По поводу бумаги следует сказать, что лучше всего подходит неплотная рисовальная бумага.
Некоторые приемы и стили работы гуашью.
Рассмотрим процесс живописи гуашью. Он похож на процесс работы акварелью, но вместо белого цвета бумаги и прозрачности акварели в гуаши используют ее плотный цвет, ее способность давать множество оттенков в смеси с белилами, более темные тона перекрывать светлыми. Несмотря на свою пастозность, гуашь легко ложится на бумагу, очень податлива, а с белилами дает мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов.
Лучше студентам ограничить вначале свою палитру. Следует привыкать работать в определенной цветовой гамме: в серых, желтых, голубых цветах, соответственно подбирая для этого модели и предметы в этюдах.
Рисунок для гуаши можно делать контрастным, можно намечать тени и полутона; плотная краска все это перекроет.
Работают гуашью щетинными и колонковыми кистями.
Начинают писать работу с темных тонов, чтобы полутона заканчивать уже белилами. Так же как и в любой живописной работе, начинают писать с больших цветовых отношений. Пишут гуашью быстро, пока краска не высохла, пока она подвижна, используя при этом различные приемы.
Так, по–разному кладя краску, то густым, то размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем и особой выразительности.
Все поправки и самые светлые места в работе делают после того, как гуашь уже подсохла.
Часто применяется способ, когда гуашь наносят на сухую бумагу, втирая ее щетинной кистью. Можно изобрести и другие приемы, в гуаши их может быть множество. Сама работа, сам мотив подсказывают тот или иной способ решения работы.
Пастель
Пастель (от лат. Pasta – тесто) – цветные мелки и техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью.
Пастель бывает трех типов:
сухая– производится из пигмента путем прессовки без добавления масла;
масляная – производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки;
восковая – производится из пигмента путем прессовки с добалением воска
Живописная техника пастели отличается чистотой и интенсивностью цвета, нежной, матовой бархатистостью поверхности красочного слоя. Она более устойчивая к воздействию света, чем, например, акварель или масляная живопись, не утрачивает своих качеств в течение столетий. В музеях мира рядом с пожелтевшими, потемневшими от времени картинами масляной живописи можно увидеть старинные пастели, сохранившие удивительную свежесть красок. Таковы работы художников Леотара: Шардена, Ф.Буше, Э.Мане, В.А.Серова, И.И.Левитана, Л.О.Пастернака, М.А.Врубеля и других художников.
Пастель приготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. В качестве последних применяются цинковые белила, мел, бланфикс, каолин, магнезия, тальк. Разбеливающие вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Они же играют роль наполнителей для увеличения кроющей способности красок и в некоторой степени выполняют функции связующего (нередко именно наполнители служат связующим при изготовлении пастельных карандашей). Но основные связующие для пастели – гуммитраганте (нежный растительный клей – вишневый, абрикосовый, применяемый в фармакопее), отвар солода, мучной клейстер, молоко, декстрин, сахар, сыворотка белого сыра. Выбор связующего и его количество обусловливаются способностью пигментов спрессовываться и формоваться без потери необходимых пастели качеств.
Палочки пастели должны быть достаточно прочными, чтобы при нажиме они не ломались и не крошились. При этом пастель должна легко ложиться на основу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться.
В зависимости от количества и вида связующего пастельные карандаши могут быть мягкие, средней твердости и твердые.
Скрепление частиц пастели между собой и с основой, на которой выполняется работа, в основном механическое, она не образует пленки поверх красочного слоя. Все это делает краски пастели беззащитными, уязвимыми перед воздействием на них влаги, пыли, газов и особенно механических прикосновений, ударов. Вместе с тем благодаря недостатку связующего создается впечатление светоцветового мерцания красок, что придает пастели особую мягкость, нежную бархатистость тона.
При работе пастелью не требуются кисти, разбавители, палитра. Нужные оттенки цвета художник ищет непосредственно на бумаге или холсте, накладывая один цвет рядом с другим или смешивая их путем растирания, растушевывая.
Каждый цвет в наборе путем добавления разного количества разбеливающих наполнителей имеет до пяти различий по светлоте и насыщенности – от плотного, насыщенного до светлого, слабонасыщенного тона. Для удобства в работе следует придерживаться группировки цветов в наборе по этим качествам.
Основа под живопись пастелью
Из-за малого содержания в пастели связующего предпочтительнее всего использовать в качестве основы среднезернистый плотный холст, замшу, полотно мелкой наждачной бумаги, мягкую шероховатую или зернистую бумагу, картон.
Пастелью, так же как и углем, и сангиной, хорошо рисовать на цветной основе. Цвет основы используется как основной тон, колористически объединяющий цветовое построение этюда. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне.
Для окраски ткани или бумаги можно использовать водный настой крепкого чая, кофе, шелухи лука, травы. Такие красители достаточно прочны, светостойки и красивы. Изменяя крепость (насыщенность) раствора и число покрытий, можно получить разнообразные по оттенкам окрашенные поверхности.
Бумагу, картон можно тонировать раствором акварели, гуаши, мелкорастертым порошком пастели, сангины, мела и т. д. (втирая его тампоном из ваты). Используются для тонирования также различного рода прочные светостойкие красители для тканей.
Процесс окраски состоит в следующем. Тонирование бумаги, картона делается обычным приемом – раствор наносится большой кистью, тампоном, натуральной морской губкой, пульверизатором до получения нужного тона равномерно окрашенной поверхности.
Ткань (или негрунтованный холст) погружается на некоторое время в горячий раствор чая, кофе или другого красителя, затем вынимается, отжимается, сушится. Просохшая ткань наклеивается на плотный картон и кладется под пресс. Толстые, плотные ткани нужно сушить под прессом несколько дней до полного высыхания клейстера. После просушки основа готова для работы. На такую основу пастель ложится хорошо. Частицы пигмента проникают в поры ткани и прочно с ней сцепляются.
Сравнительно легко, без ущерба для качества пастели можно вносить поправки, изменения в красочный слой. Неудачно положенный мазок удаляется хлебным мякишем, замшей, сукном или ластиком.
Наклеивание основы
Красочный слой пастели весьма чувствителен к механическим изменениям основы, поэтому бумагу, ткань или холст лучше всего наклеивать на плотный толстый картон, например книжный переплетный. Для наклеивания бумаги вполне пригоден клейстер из муки или картофельного крахмала. Способ наклеивания прост. Раствором клейстера покрывается одна из сторон бумаги и картона.
Иногда бумага или картон быстро впитывает в себя нанесенный раствор клея, тогда картон следует покрыть клеем два раза. Затем бумагу наложить на картон и осторожно разгладить ее, удаляя из-под нее пузырьки воздуха, скопления клейстерной массы. Убедившись, что бумага равномерно наклеилась и на ее поверхности нет вздутостей, морщин, заготовленную основу положить под пресс до полного высыхания.
Во избежание коробления картона под действием натяжения наклеенной бумаги на его обратную сторону желательно наклеить так называемую рубашку из плотной бумаги.
Грунтовка
Способы и средства грунтовки основы под пастель различны. Можно использовать пищевой желатин, столярный, казеиновый клей, мучной клейстер, крахмал и т. д.
Способы грунтовки могут быть следующими. Приготовленным жидким клеевым раствором средней концентрации покрыть поверхность основы тонким слоем. Затем, чтобы придать поверхности нужную фактуру, шероховатость, сырой слой клея можно проштамповать крупнозернистым холстом. Или же, после того как грунт хорошо высохнет, поверхность обработать наждачной бумагой.
Основу можно загрунтовать и протонировать тонким слоем масляной и темперной краски.
Техника работы пастелью
В пастели свободное, уверенное владение рисунком, формой и умение передать ее особенно необходимы. Она не любит многократного переписывания, вмешательства в красочный слой. Чаще всего в подобных случаях пастель теряет свои качества, выразительность. Удачно найденные линии, мазки, штрихи желательно сохранять. При непродуманном, неосторожном вмешательстве все это можно безвозвратно потерять.
В пастели очень важно предварительно, до начала работы многое обдумать, уяснить, например композиционное и цветовое решение этюда. В этих целях необходимо выполнить несколько маленьких этюдов-набросков. Найденное цветовое решение, безусловно, будет развиваться, обогащаться. Такая подготовка поможет начинающему живописцу увереннее выполнить этюд, сохранить свежесть, выразительность живописи. Необходимо также практиковать предварительное выполнение рисунков. Его можно сделать графитными карандашами.
Чтобы обеспечить прочность красочного слоя, подготовительный рисунок углем или пастелью надо закрепить фиксативом. Затем по выверенному и закрепленному рисунку писать тонким слоем без закрепления.
Возможен и другой метод. Вначале выполняется хорошо разработанный пастелью рисунок или подмалевок. Затем он фиксируется. После просушки работа прописывается до ее полного завершения, после чего пастель больше не закрепляется.
Нанесение красок пастели может быть выполнено штриховым и нештриховым способом.
В первом случае пастель обычно выполняется по принципу рисунка — штрихами различной толщины и продолжительности. Основной акцент делается на рисунок и нередко на его выразительный контур.
Цветовое же решение этюда может строиться на 3-4 основных тонах. Возможно сочетание мелких мозаичных штрихов с широкими мазками, где гармонически взаимодействуют рисунок и цвет. Работа ведется пастельными карандашами или в сочетании с сангиной, углем, цветными карандашами. Здесь редко прибегают к растушевке. Краски наносятся на основу с хорошо выраженной фактурой. Рисунок штрихами был характерен, например, для творчества Э.Дега, Л.О.Пастернака.
Нештриховые способы
Пастель может быть нанесена боковыми гранями карандашей широкими, пастозными или тонкослойными мазками различной формы и протяженности. Этот прием часто использовали в своих работах И.И.Левитан, В.А.Серов, М.А.Врубель, З.Е.Серебрякова. Он дает возможность без растушевки добиться мягких переходов и в то же время звучного, выразительного цветового решения этюда.
Красочный слой может строиться по принципу многослойной валерной живописи (например, «Шоколадница» Леотара). Нанесенный мазок чаще всего растушевывается и перекрывается другим. В результате «впаивания», втирания одной краски в другую художник добивается нужного звучания и мягкости переходов цветовых тонов. В этих целях применяются специальные растушки, мягкие тряпки, кисти. Чаще всего художник раздавливает и втирает краски пальцами.
Пастель может быть исполнена с использованием метода размывки влажной кистью, подобно мокрому соусу. Здесь возможны два способа. При первом – влажной кистью размываются нанесенные на основу мазки краски.
При втором – пастельные карандаши предварительно раздавливаются в мелкий порошок, а затем краски наносятся на основу, где они втираются. Далее живописный процесс ведется по просохшему или слегка увлажненному красочному слою. Данный способ требует от живописца определенного опыта, так как пастельные карандаши, содержащие разбеливающие вещества, при высыхании могут сильно изменяться в тоне. Это надо иметь в виду и постараться, если работа завершается по влажному красочному слою, заранее представить себе конечный результат цветового решения этюда. На завершающей стадии необходимые поправки, изменения могут быть внесены по сухому слою краски. Достоинство способа состоит в том, что закрепление пастели получается автоматически и притом в достаточной мере.
Пастель часто сочетают с другими изобразительными материалами – углем, черным графитным и цветными карандашами, сангиной, темперой. Часто пастелью пишут в сочетании с акварелью. Вначале выполняется хорошо проработанный акварельный подмалевок, а затем работа ведется пастелью. Иногда, чтобы сцепление пастели с бумагой было лучше, акварельный этюд обрабатывается порошком обожженной кости. Это придает поверхности шероховатость.
Особенность смешанной техники состоит в том, что вначале наносится та краска, которая имеет сравнительно лучшее сцепление с грунтом, основой. Выполняется своего рода подмалевок, например гуашью, темперой, в котором находятся основные тона. А затем живопись заканчивается тонкими наслоениями пастельных красок.
Примером сложной смешанной техники может быть «Портрет Ф.Шаляпина» Б.Кустодиева, исполненный на тонированной бумаге в изысканном сочетании акварели, пастели и цветных карандашей; пастели с темперой — «Портрет поэта М.А.Кузьмина».
Выбор техники, сочетание с другими зависят от поставленной образной или учебной задачи, вкуса и темперамента художника.
Фиксативы, хранение пастели
Красочный слой пастели весьма чувствителен ко всякого рода механическим воздействиям. От осыпания пастель предохраняют путем применения различных фиксативов, закрепителей красочного слоя.
Однако покрытие пастели любым фиксативом в той или иной мере уменьшает ее первоначальную прелесть, своеобразие и красоту. Пастель утрачивает свойственную ей нежную матовость, бархатистость. Пропадает чистота и звучность цвета: он становится мутноватым и блеклым.
Пастель обычно фиксируется как с лицевой, так и с обратной стороны работы. Пастель, исполненную на плотном картоне, фанере, досках и т. д., фиксируют, как правило, только с лицевой стороны. Фиксатив наносится в сильно распыленном состоянии. В этих целях чаще всего используют пульверизатор (можно использовать лак для волос).
Специального закрепителя для пастели нет. Неизвестен также и фиксатив, который бы в какой-то степени не влиял на качество пастели.
Художники предпочитают использовать фиксативы собственного приготовления, проверенные практикой способы закрепления. В качестве фиксатива старые мастера использовали, например, сыворотку белого сыра, которую наносили на бумагу или ткань с обратной стороны. Пастель, выполненную на проклеенном картоне, бумаге, холсте, держали над паром и огнем (так делал Э. Дега).
Закреплять, фиксировать пастель не обязательно. Эта необходимость возникает от неудобств обращения с пастельными этюдами, рисунками на первых порах, когда встает вопрос, как и где их хранить, чтобы не повредить красочный слой. Однако, как считали старые мастера, пастель со временем фиксируется сама собой под влиянием атмосферной влаги, действующей на клей бумаги, холста и камедь пастели. И чем старее пастель, тем, считали они, она прочнее. Подтверждают эту мысль старые работы, сохранившие свои качества в течение столетий.
Пастель следует оберегать от вредного воздействия пыли, газов, влаги, механических повреждений. Лучше всего пастель сохраняется под стеклом. Это для нее так же необходимо, как покрытие масляной живописи лаком. Чтобы красочный слой не соприкасался и не прилипал к стеклу, между холстом и стеклом по краям работы прокладываются по всей длине сторон тонкие рейки квадратного сечения. Они могут быть окрашены в какой-либо цвет, например матово-черный. Иногда в этих целях по краям стекла наклеиваются полоски из толстого картона, или делают глубокий паспарту.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 2187;