Глава 1. Мифы, легенды и…сенсации

 

Акулы появились в океанах за сотни миллионов лет до того, как на берегу загорелись костры, зажженные человеком. Палеонтологическая летопись позволяет нам проследить историю акул более чем за 350 млн лет, а история человека насчитывает почти в 100 раз меньший период времени. На протяжении этого периода акулы всегда существовали рядом с людьми: в океане они соперничали за пищу, а иногда и убивали друг друга.

Первые материальные следы контактов человека и акул удается обнаружить в Древнем Египте. Три с половиной тысячи лет тому назад там был сооружен храм женщины‑фараона Хатшепсут, тронное имя которой – Мааткара. На одной из фресок храма, посвященной крупной морской экспедиции, организованной Хатшепсут, изображены корабли, люди и многочисленные рыбы и среди них удивительно точный рисунок ската‑орляка. Это животное имеет столь своеобразную форму, а древний художник так тщательно изобразил его, что в определении последнего сомневаться не приходится. Упоминаются акулы и скаты в ряде произведений и… в кулинарных справочниках Древней Греции и Рима. Есть сведения о них в трудах древних мыслителей, например Аристотеля.

Примерно в то же время на другом конце света, в Западном полушарии, где люди также жили бок о бок с акулами, борьба между ними шла постоянно. Откуда это известно? В Музее антропологии Гаванского университета мне демонстрировали несколько ожерелий, сделанных из тел позвонков и зубов акул. Даже с первого взгляда можно было определить, что ожерелья сделаны из зубов крупных (до 3 м) акул трех видов: тигровой и двух серых из рода Carcharhinus. Как показали тщательно выполненные исследования, эти украшения принадлежат культуре преагроальфарера, существовавшей на Кубе 2 тыс. лет тому назад. Как мы видим, уже тогда человек часто выходил из борьбы с акулами победителем.

Однако эти победы не всегда одерживал человек, о чем рассказывают многие легенды и мифы. Пожалуй, первым таким «свидетельством» победы акулы является рассказ древнегреческого поэта Леонида Тарентского, в котором он рассказывает о ловце губок Тарисе. Судьба много раз улыбалась удачливому и сильному Тарису и он добыл со дна моря множество прекрасных губок и раковин, но однажды удача отвернулась от него, на него напала огромная акула. Друзьям удалось отбить Тариса у хищницы, но она оторвала нижнюю часть тела ныряльщика.

Много страшных рассказов о нападениях кровожадных тибуронов (старое и современное испанское название акул) мы находим у авторов средних веков, и не без оснований. Ведь первое документально засвидетельствованное нападение акулы на упавшего за борт моряка относилось к 1580 г. и произошло сравнительно недалеко от Европы, в Атлантическом океане.

Пожалуй, самой живучей и распространенной легендой является поверье, что, если за бортом судна появился акулий плавник, на борту должно случиться несчастье, скорее всего, погибнет кто‑то из экипажа. Несколько веков моряки парусных судов искренне верили, что акулы «чуют» приближающуюся смерть человека. В несколько модифицированном виде это поверье и сегодня существует у народов некоторых островов Полинезии. В интересном телевизионном фильме итальянского режиссера Вальятти зрители могли увидеть так называемую семейную акулу, приплывшую к берегу населенного атолла, когда в одной из хижин умирал абориген. И хотя это происходило уже в наши дни, местные жители были уверены, что акула приплыла за душой умершего, да и как в этом усомниться, если хищница появилась в кадре именно в этот момент.

От северных берегов Европы и до островов Океании бытуют мифы о людях‑акулах (рис. 1) и о способности людей превращаться в акул и акул – в людей. Причем в большинстве случаев считается, что если человек был хорошим, то и акула будет доброй, а если – лживым и жадным, то много горя сулит встреча с «его» акулой.

 

Рис. 1. Вариант изображения человека‑акулы у жителей Соломоновых островов

 

Так, на Гавайских островах существует легенда о повелителе всех акул Камо‑боа‑ли. Он влюбился в девушку Калеи, когда та купалась в океане. Повелитель использовал свою волшебную способность превращаться в человека и женился на Калеи, она родила ему сына. Затем Камо‑боа‑ли вернулся в океан, но предупредил жителей деревни, в которой оставалась его жена с сыном, чтобы никогда не давали ребенку мяса. Ребенок был как все дети… вот только на спине у него была «акулья метка» – большой шрам в виде пасти акулы; звали его Нанауе. Как всегда в сказках, все благие советы даются для того, чтобы их нарушали. Одна старуха пожалела голодного Нанауе, ему достался кусок мяса. Мальчик съел его и ему открылась тайна повелителя акул – способность превращаться в акулу и обратно. Будучи акулой Нанауе убил многих земляков и жителей соседних островов, но добро восторжествовало, и его поймали. Тело Нанауе в образе огромной акулы отнесли на высокий холм, расположенный близ деревни Каиналу. До сих пор этот холм носит название Пуумапо, что дословно переводится холм Акулы.

Жители островов Фиджи считают, что океанские волны полностью подвластны духам моря, и прежде всего царю акул Ндаку‑ванга – повелителю волн, покровителю рыбаков и мореплавателей. У народов, населяющих побережье Тихого океана, существовало множество богов‑акул, которые покровительствовали рыбной ловле, в том числе и промыслу акул. У некоторых народов существовало табу на ловлю тех или иных акул; известны даже войны, вызванные убийством акулы, которая считалась священной.

Пожалуй, наиболее многочисленны легенды и мифы об акулах в Индопацифике. Это не удивительно, если учесть, во‑первых, тот факт, что в этом регионе обитают многие современные виды акул (см. гл. 3), и, во‑вторых, ситуацию, в которой обитатели моря дают до 100 % животного белка (обычно, не менее 2/3) для жителей прибрежных деревень и особенно многочисленных островов.

Совершим небольшое путешествие с юга на север по Индопацифике. У коренных жителей Новой Зеландии некоторые виды акул считаются священными, а ежегодный промысел колючей акулы, совпадающий с ее массовыми подходами к побережью страны, сопровождается массовыми ритуальными плясками и шествиями. Специальные молитвы и подношения колдунов предшествуют выходу на лов.

На побережье Австралии аборигены поклонялись различным акулам и богам‑акулам; наиболее широко этот вид тотемизма был распространен на севере материка, на побережье залива Карпентария.

Жители островов Фиджи (архипелаг объединяет более 200 островов, из которых примерно 150 обитаемые) имели богов‑акул. Наиболее известен, как мы уже знаем, дух моря Ндаку‑ванга. Его родина – огромная пещера, расположенная на о‑ве Мбенау, которую отождествляют с крепостью (по другим вариантам – селением) На‑мба‑лемба‑на‑ванга. С этим богом связано очень много легенд, хотя у фиджийцев есть и другие боги‑акулы.

Прежде всего существует поверье, что, если Ндаку‑ванга доволен, а рыбаки выходят в океан ночью или в сумерки, дух освещает им путь. Свечение на воде – его знак, в связи с чем второе имя этого бога – Дающий свет. Любит он, как это ни странно, и красивых женщин, напоминая Аполлона и Купидона. С Ндаку‑ванга связана легенда удивительного спасения фиджийца с о‑ва Мбау, лодка которого затонула в нескольких километрах от берега. Несчастный стал взывать к духу моря. Ндаку‑ванга сжалился над ним и явился на помощь в образе огромной акулы. Тонущий человек схватился за спинной плавник бога‑акулы и та доставила его на прибрежную отмель на своей широченной спине.

С культом Ндаку‑ванга был связан запрет и на употребление мяса целого ряда видов акул в пищу.

Боги‑акулы широко «представлены» в мифологии островов Индонезии и Филиппин. В Юго‑Восточной Азии культ священных акул распространен в Южном Китае и Вьетнаме. Так, например, вьетнамские рыбаки до середины нашего столетия называли китовую акулу Ка Онг, что означает госпожа‑рыба. На пляжах Центрального и Южного Вьетнама еще совсем недавно можно было встретить небольшие алтари, на которые помещали скромные подношения для Ка Онг. В небольших удаленных рыбачьих деревнях такие алтари, в том числе и «действующие», можно встретить и в наши дни.

В Японии жители (особенно южных островов архипелага) в своей мифологии также довольно часто обращаются к акулам и скатам, например к морскому дьяволу – манте. У японских рыбаков промысел многих видов акул сопровождался ритуальными действиями и песнями. Есть отрывочные данные, позволяющие говорить, что следы акульего тотемизма прослеживаются и севернее, у коренных жителей Сахалина и Камчатки.

Повсеместно существовали колдуны и шаманы, которые могли, а кое‑где и сегодня могут «разговаривать» с акулами; заклинатели акул, весьма схожие с заклинателями змей, известны в Индии, на Шри‑Ланке. Эти люди сопровождали ныряльщиков и сборщиков моллюсков. Известно, что в районе Персидского залива последний такой заклинатель «функционировал» еще в 50‑е годы.

Изображения акул и скатов часто можно встретить на древних рисунках, покрывающих культовые сосуды и сооружения в разных уголках планеты, от Европы и Северной Африки до Мексики и Тасмании.

В ряде мест акулам не только поклонялись, но и приносили жертвы; чаще всего это были куски мяса, рыбы, плоды, животные, а в отдельных случаях и захваченные в бою враги и даже соплеменники. Еще в прошлом веке раз в год жители некоторых африканских племен приносили в жертву акулам ребенка. Человек становился жертвой акул при религиозных церемониях на Гавайских островах. Не удивительно, что известный русский путешественник О. Е. Коцебу описывал этот ритуал, рассказывая об обычаях жителей центрального острова архипелага Оаху. Там ему показывали жертвенные камни‑алтари; остатки этих сооружений можно было увидеть перед второй мировой войной на острове в районе военно‑морской базы США Пирл‑Харбор.

О легендах и, очевидно, действительных фактах, так или иначе связанных с акулами, свидетельствуют и отдельные сохранившиеся географические названия. В США есть местечко Шарк‑хилл – акулья гора; свое название оно получило из‑за того, что в этом холме очень часто находили и находят окаменевшие зубы акул, некоторые из них достигают 10–12 см и более. На картах Карибского моря, Австралии и Океании можно найти острова, мысы и бухты с названиями Шарк, Тибурон и др., которые на разных языках означают акулу. Так и лингвистически подтверждается давняя связь акул и человека.

 

Рис. 2. Гипотетическая акула – один из «кандидатов» в морские змеи

Рисунок художницы А. Ватто, жены бельгийского криптозоолога Б. Эйвельманса

 

Несмотря на то что с акулами связано множество мифов и легенд, они стали и «героями» не своего романа, т. е. оказались вовлеченными в легенды о других животных. Так, в течение многих десятилетий люди находили в земле окаменевшие зубы акул. У многих народов они служили амулетами, а растертые в порошок – приворотным зельем, средством от всех болезней, порошком долголетия и т. п. Вот только все были уверены в том, что это не зубы акул, а окаменевшие языки драконов.

Известны случаи, когда плывущих гигантских акул или полуразложившийся труп крупной акулы выдавали, возможно, и без злого умысла, за легендарного морского змея (рис. 2).

Последнее не так удивительно, как может показаться. Например, зафиксированы случаи, когда несколько гигантских акул, кормясь в поверхностном слое воды планктоном, как бы выстраивались в ряд. А так как в это время часть спины акул может выступать из воды, за что англичане даже прозвали представителей этого вида «акулой, греющейся на солнце», издали можно увидеть одно длинное, с несколькими крупными плавниками, животное, плывущее под водой. Немного фантазии и легендарный морской змей перед нами.

В качестве сувениров из‑за моря привозили высушенных или мумифицированных маленьких акул или эмбрионов крупных видов; из скатов делали сказочных чудовищ. Для этого подсушенным скатам подрезали (в любой форме) «плавники», вытягивали рострум, превращая его в причудливую морду и окончательно высушивали, придав им изогнутую форму. Такие сувениры можно было не только купить в лавке антиквара, но и увидеть в европейских музеях. Есть достоверные случаи, когда таких скатов представляли ученым, как существующих животных, после чего они оказывались в музейной витрине, описании коллекции и даже в научных трактатах.

В качестве амулетов использовались и зубы акул; у представителей некоторых народностей Юго‑Восточной Азии и Полинезии зубы «своей» акулы хранили ее хозяина от зубов акул других видов. В ряде случаев акульи зубы оберегали от дурного глаза, наговоров, болезней и несчастных случаев.

Не удивительно, что с акулами связаны и многочисленные тайны и сенсации. О некоторых таких событиях рассказывается ниже. В начале нашего столетия, в феврале 1913 г., с борта яхты «Самоа» ее капитан Ч. Томсон заметил на поверхности моря большое животное. Это происходило у берегов Флориды; на оживленной морской трассе. Спустили шлюпку и капитан, вооружившись гарпуном, вместе с одним из добровольцев из числа пассажиров яхты поплыл к спокойно плывущему исполину. Еще до атаки на животное, Томсон обратил внимание спутника на то, что они имеют дело с чем‑то необычным; ему, человеку, много лет отдавшему морю, это животное не было знакомо. Оно и не напоминало ему какое‑либо крупное морское животное. Загарпуненный исполин несколько часов таскал шлюпку с охотниками. Не известно, почему он не попытался уйти в глубину. С помощью ружей животное было убито.

Оказалось, что оно совершенно не знакомо рыбакам и морякам яхты, длина его чуть менее 14 м и масса около 12 т. Животное дышало жабрами и имело хрящевой позвоночник, что наводило на мысль о крупной акуле. Вот практически и вся информация о находке. Из‑за жары и отсутствия холодильника тушу сохранить до порта не удалось, а художника или фотографа на яхте не было. Ученые наотрез отказались классифицировать животное по описанию Томсона. Так эта морская загадка и вошла в историю под названием «животное Томсона». Больше всего оно походило на уродливую китовую акулу, хотя Томсон и утверждал, что хорошо знает этих исполинских акул.

Но часто авторами несостоявшихся «сенсаций» становятся и ученые. Расскажу о двух таких случаях.

В начале 1969 г. рыбаки австралийского траулера «Лорей Мэй» ловили рыбу в прибрежных водах на 20‑метровой глубине у берегов Австралии. В улове оказалась акула длиной чуть более метра; вообще поимка акул в этих водах явление более чем обычное, но… раньше никто такой акулы не встречал. Берег был рядом, и рыбаки решили показать животное специалистам. В порту пригласили на борт судна ученых. Последние удивились находке и поначалу высказали сенсационную мысль о том, что поймано не больше не меньше как «недостающее звено в родословной животного мира». Рентгеновский снимок показал наличие у животного хрящевого позвоночника необычной формы. Якобы такая форма позволяла животному свободно вращать головой. Как известно, ни одна из современных и ископаемых хрящевых или костистых рыб этого делать не может. Но увы… Сенсация оказалась недолговечной.

Более тщательное исследование показало, что в сети рыбаков попала глубоководная черная акула, которая иногда встречается в местных водах, но на глубинах более 300 м. Загадочной оказалась лишь причина, заставившая животное подняться почти к поверхности. Тем более что в других районах этот вид является массовым и живет также на значительных глубинах.

В то же время осталось загадкой – каким образом это эксперты с помощью современной техники разглядели у акулы шею и свободно вращающийся позвоночник. И все же эта «сенсация» стала достоянием гласности; журналисты оказались расторопнее ученых. Из зарубежных источников массовой информации «сенсация» попала на страницы отечественного еженедельника «Неделя», а вот опровержение не нашло в нем места, и еще одна загадка появилась на свет.

Второй случай. В февральском номере журнала «Рыбное хозяйство» за 1968 г. было опубликовано сообщение о поимке сотрудниками Белорусского ветеринарного института В. Я. Линником и Е. М. Зенковичем кошачьей акулы в одной из рек Белоруссии. Источником заметки послужила статья указанных авторов в солидном издании – Докладах АН БССР. В ней сообщалось, что акула длиной 35 см и массой 136 г была поймана в р. Случь недалеко от г. Слуцка, лежащего в 100 км к юго‑западу от Минска. Р. Случь, приток Припяти, впадающей в Днепр, имеет здесь песчаное дно, ширину около 15 м и глубину примерно 1 м. В Докладах приведена и фотография акулы, по которой четко видно, что авторы совершенно верно определили акулу как сетчатую кошачью – Scyliorhinus retifer. Они сообщили об устной информации, поступившей к ним в Белоруссии, и о других поимках акул в реках!

Что это, ошибка авторов, чей‑то розыгрыш (акулу могли найти в магазинном брикете мороженой рыбы и подбросить ученым), или уловка авторов «сенсации»? Однозначно ответить трудно, хотя Линник и Зенкович всерьез предполагали, что акула пришла из Черного моря, преодолев по Днепру, Припяти и Случи более 1000 км и благополучно миновав несколько плотин гидроэлектростанций. Если бы авторы сенсации более подробно познакомились с литературой, то они бы с гордостью могли сообщить, что их находка не только первая в Белоруссии, не имеющей морских берегов, но и в Европе вообще. Дело в том, что сетчатая кошачья акула хорошо известна в Атлантике; это весьма обычный вид… только восточного побережья Северной Америки. У берегов Европы, а тем более в водах Черного моря она никогда не встречалась. Думаю, только этой информации должно было бы хватить, чтобы осторожнее подойти к случайной находке.

Таким образом, мы видим, сколь давние связи существуют между акулами и человеком. Многие из них опираются на обычаи, религию и промысел акул. Другие связаны с древними акулами тайнами, которых еще много в океане и его глубинах. Много секретов и «сенсаций» рождается от незнания людей или от недостаточно серьезных исследований. Но постепенно пелена загадочности спадает, мы лучше узнаем современных акул, и только‑только начинаем понимать их.

 








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 705;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.