Русского революционного народничества.
В 70-90-х гг. 19 в. народничество сформировалось под влиянием таких демократов как, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова.
В народничестве выделяются различные направления, представленные, во-первых, Лавровым, Михайловским, во-вторых, Бакуниным и в-третьих – Ткачевым.
П.Л. Лавровв изучении политической и других сфер жизни общества особое внимание уделял побудительным мотивам деятельности личностей, обусловленным потребностями, интересами и идеалами. При этом первостепенное значение он придавал «солидарным», как он писал, действиям людей, направляемым их общими интересам. Отсюда задача: понять формы солидарности, а также, условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм общежития. Солидарные политические действия людей — основной способ достижения ими политической свободы.
Политические взгляды П. Л. Лаврова разделял Николай Константинович Михайловский (1842—1904). В анализе политических и других общественных явлений он также придерживался субъективного метода, обосновывая и творчески развивая его. Им не отрицалось влияние объективных экономических, политических и других условий жизни людей на их деятельность и поведение. Более того, Н. К. Михайловский пытался выяснить взаимодействие самих этих условий. Он считал, что на развитие экономических явлений оказывают существенное влияние политические, нравственные и другие явления общественной жизни, что «совершенно немыслимо понять и объяснить экономическое положение общества, не принимая в соображение других социальных факторов».
Другое направление русского революционного народничества представлено Михаилом Александровичем Бакуниным (1814—1876). Он призывал «перестроить весь мир на новых, анархических началах». Термин «анархия», (греч. anarchia) означает безначалие, безвластие. По словам Бакунина, «старый мир должен пойти на слом, а новый выстроен на началах безгосударственности». Суть анархии им была выражена так: «предоставьте вещи их естественному течению».
Еще одно направление в народничестве связанно с Петром Никитовичем Ткачевым.В целом политические воззрения Ткачева были непоследовательны и эклектичны, соединяли в себе представления и идеи из разных учений.
Ткачев призывал к скорейшей социальной революции против «ничтожной кучки автократов», завладевших государственным аппаратом.
Основной движущей силой революции Ткачев считал русское крестьянство, которое в отличие от западного сохранило способность к революционным действиям и всегда готово к революции, ибо оно «не заражено еще тем буржуазным духом, который свойственен крестьянству западному». По его мнению, проникновению «буржуазного духа» в русское национальное самосознание мешало, в частности, то, что «у русского народа сохранился давно погибший на Западе общинный строй крестьянского землевладения». Ткачев утверждал, что русский народ является «коммунистом по инстинкту»3.
В конце XIX — начале XX вв. в России наряду с идеями русского революционного народничества широкое распространение получило учение марксизма (см. гл. 2). Наибольшую роль в распространении марксизма в России сыграли труды Г. В. Плеханова и В. И Ленина, в которых, в частности, дан обстоятельный анализ теорий русского народничества.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 784;