К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Еллинек.
Политическая мысль XIX в. в Европе продолжала развивать сложившиеся ранее направления и традиции, в том числе традиции локковското либерализма, учение о республике и роли законов в жизни общества Ш. Л. Монтескье, а также учение об общественном договоре, в его толковании ЖЖ. Руссо.
Одному из таких направлений положил начало английский мыслитель — философ, юрист и экономист Иеремия Бентам (1748—1832). Это теория утилитаризма вообще и политического утилитаризма в частности. В центре этой теории находится понятие «пользы», под которой Бентам понимал свойство того или иного предмета приносить человеку благодеяние, выгоду, удовольствие, добро и счастье или предупреждать вред, страдания, зло и несчастье [2, с. 2, 3J. Из этого перечня он выделил два исходных чувства — удовольствие и страдание и назвал их «верховными властителями», управляющими поведением каждого человека.
Существенный вклад в развитие политической науки прошлого века внес французский ученый Алексис Токвиль (1805— 1859). Он известен как крупный теоретик либеральной демократии. Его взгляды сформировались под влиянием глубокого изучения им опыта французской политической истории и развития государственности США в конце XVIII и первой половине XIX вв. В результате появились его труды «О демократии в Америке» и «Старый порядок и революция».
А. Токвиль в фундаментальном труде «О демократии в Америке» о всесторонне анализирует политическую жизнь молодой буржуазной республики США, механизм функционирования американской демократии. Ее основные достоинства Токвиль увидев решении проблем равенства и свободы граждан, которое определяет содержание всей политической жизни общества обеспечивается деятельностью различных политических и правовых учреждений. В этом он видел «образ самой демократии», отправную точку ее подлинного существования.
В первой половине XIX столетия появилась так называемая позитивистская концепция развития общества и соответствующая теория его политической жизни. Она была изложена прежде всего в работах французского мыслителя Огюста Конта (1798—1857). Он называл свое учение об обществе также «новой политической философией» [15, с. 350], толкуя понятие «политическая» как тождественное понятию «общественная» или «социальная». В то же время он придавал анализу ряда общественных явлений определенный политический смысл.
«Новая политическая философия» О. Конта базируется на следующих основополагающих положениях:
· общество представляет собой целостную социальную систему;
· данная система закономерно развивается от низшего своего состояния к высшему и от простого к сложному;
· в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их познавательной деятельности;
· политическая деятельность людей определяется их политическим сознанием и направлена на укрепление общества как целостной социальной системы;
· в зависимости от политического сознания людей формируется соответствующий государственный строй, решаются проблемы гражданских прав и свобод граждан.
Позитивистское направление в политологии было продолжено английским мыслителем Гербертом Спенсером (1820—1903). В духе позитивизма он указывал на необходимость познания сложной системы связей причин и следствий в общественной жизни. Общество рассматривается им как биосоциальный организм, сочетающий в себе биологические и социальные свойства.
Принципиально иначе решали проблемы политической жизни общества немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс (1818 — 1883) и его последователи. Общим с позитивизмом было только то, что К. Маркс подобно О. Конту и Г. Спенсеру подходил к обществу как к целостной социальной системе, усматривая основную роль политических институтов общества и государства в укреплении этой системы, и стремился к ее научному анализу. Однако этот анализ проводился с материалистических позиций.
Оригинальную концепцию развития общества и государства создал австрийский мыслитель Людвиг Гумплович (1838—1909). Его относят к представителям так называемого социологического направления развития политической мысли. По его мнению, в основе развития общества, в том числе происходящих в нем политических процессов, лежит деятельность определенных социальных групп. Поэтому именно их деятельность и должны прежде всего изучать такие науки, как социология и политология.
Одно из основополагающих положений концепции Гумпловича гласит: Социальное развитие вообще, а правовой и государственный порядок в частности являются результатом борьбы между различными социальными группами.
Значительное влияние на развитие политической мысли в Европе в конце XIX — начале XX вв. оказал выдающийся немецкий государствовед и юрист Георг Еллинек (1851—1911). Он характеризовал политику как прикладную, практическую науку и прежде всего как «учение о достижении определенных государственных целей». Поскольку государственные цели выражают интересы определенных социальных групп, постольку, считал Л. Еллинек, политические исследования всегда носят «партийный отпечаток» [7, с. 11]. Перефразируя известное высказывание Фомы Аквинского о том, что наука должна стать служанкой богословия, Еллинек говорит, что в современном обществе политика стала служанкой политических партий.
Г. Еллинек поставил задачу изучения государства как социального и юридического явления. В первом случае исследователь должен обратиться «к реальным, объективным и субъективным явлениям, из которых слагается конкретная жизнь государств». Речь идет об анализе экономических, национальных и духовных факторов существования государства, деятельности различных социальных сил, их идеологии, политических и иных настроений и т.п. Во втором случае анализируется «юридическая сторона государства», установленный в нем «правовой порядок», а также совокупность тех правовых норм, на которых основан данный порядок и которые, следовательно, должны осуществляться в деятельности государства и его граждан [7, с. 99].
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1007;