Неомодернизм основывается не на прямом заимствовании образов прошлого, а на их умышленной трансформации (деконструктивизм).
Мастера декона базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к некоторой их деформации (искажению, абстракции) – что ведет к динамизму и остроте композиции.
Как источник использует различные периоды и различных авторов русского авангарда.
Дерида о метафоричности сознания, выход – отыскание ее исторических истоков через аналитическое расчленение текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.
Символизм.
«Символ есть функция действительности, смысл действительности, интерпретация действительности, сигнификация действительности и переделывание действительности.» А.Ф.Лосев
Используются композиционные символические элементы.
Обычно они призывают явно или завуалировано символизировать определенную идеологию, государственность, религию и др. другое, не вытекающее непосредственно из функции здания или сооружения.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
Новое время: становление научно-технического прогресса; предметный мир и промышленное производство; новые технологии и материалы; Европа и Америка, Всемирные промышленные выставки и их влияние на формирование предметного мира.
Всемирные выставки - это международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства.
Инициатором официального показа промышленных изделий стала Англия - первая страна капитализма, авангард новой экономической формации. Произошло это в 1756 году. Но эта выставка еще не была не только всемирной, но и международной. Первая всемирная выставка открылась почти через 100 лет - в 1851 году в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно возрастающей промышленности. Торжество новой техники называлось: "Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года".
Великая выставка изделий промышленности всех наций, проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия многих стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.
Инициатива по проведению выставки принадлежит британскому союзу ремесленников (англ. Society of Arts). Когда проект в 1849 году был представлен общественности, то резонанс среди британских промышленников и бизнесменов был положительным. Они видели в выставке идеальную платформу для поддержки всемирной свободной торговли.
При покровительстве принца Альберта организацией и руководством занимался Генри Коул и комитет из 24 человек, называемый "королевской комиссией" (англ. Royal Commission). Его состав утверждался лично королевой, что придавало проекту государственный авторитет. Но финансированием проекта занимались организаторы. Даже полицейские, которые охраняли выставки, оплачивались ими.
Для проведения выставки был возведён Хрустальный дворец - гигантское здание из стекла и стали, предвозвестник современной архитектуры. Внутри дворца зрителям демонстрировали удивительные изобретения - такие, как прототип факс-машины и т. н. предсказатель бурь. Для привлечения публики демонстрировались и другие диковинки - например, знаменитый алмаз Кохинур. Также, были выставлены богатые охотничьи трофеи известного охотника и исследователя Южной Африки Роэлина Гордона-Камминга. Это была подлинная витрина Британской империи.
Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы, которые пошли на основание музеев Альбертополя. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.
В честь выставки был назван астероид Ирена, открытый 19 мая 1851 г. английским астрономом Джоном Хиндом в Лондоне, Великобритания. Название было предложено английским астрономом Джоном Гершелем и было связано с тем, что Ирена является богиней мира.
Именно здесь в выставочной архитектуре произошел сдвиг от живописности и украшательства к инженерии, что стало главной тенденцией развития архитектуры XX века. В проекте дворца был использован принцип металлического каркаса - железные столбы и рамы со стеклянным заполнением, модуль несущих столбов в 24 фута (примерно 720 см), монтаж готовых блоков.
Дворец стал эпохальным сооружением, предвосхитившим новые методы строительства.
В.В. Стасов - великий русский критик - признал за Англией, которую привыкли считать "классической страной антихудожественности", пионера нового движения, усмотрев в Хрустальном дворце прообраз архитектуры будущего, новое чудо света, затмившее "печальные пирамиды египетских мертвецов и колизеи римлян. Лондонский гигант, сложенный для того, чтобы созвать в него все народы мира, чтобы увидеть все, что человечеством создано великого, гениального, на всех разрозненных концах его. Великая цель родила великое произведение".
Начиная с "Хрустального дворца", всем выставочным павильонам дальнейших выставок придавали вид "дворцов". Они так и назывались - "Дворец сельского хозяйства", "Дворец электричества" и т.д., дворцы всех видов, всех эпох, в любом материале - от металла и стекла до злаков и овощей.
Первые экспонаты промышленных выставок представляли собой любопытное зрелище. Инженеры, создавая опытные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей, насосов и сенокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в иные времена, обильно покрывали их орнаментикой методом литья, чеканки и т.д. Прототипом выставочного оборудования - витрин, стендов, подставок - служили шкафы и комоды, "горки" для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей, спальные ложа - элементы парадного интерьера. Все это называлось МИОБЕЛЬ ДЛЯ ЭКСПОЗИТОВ. Натуральные экспонаты, промышленные изделия просто "тонули" в антураже "неоготик", "неоренессансов", "а ля рюсс", в бесконечных фронтонах, пилястрах, каннелюрах, фризах-карнизах.
Страны-участницы шли на все, чтобы перещеголять друг друга, поразить воображение обывателя любыми самыми нелепыми, как сейчас бы сказали, "приколами". В особо большой моде были гипертрофированные экспонаты - уникумы, скульптуры и архитектурные декорации из изделий промышленности и сырья. Воздвигались гигантских размеров свечи, сахарные головы, пивные бутылки, статуи из серебра и соли, шоколада и золота. Демонстрировался монолит антрацита весом 65 пудов, в павильоне Крупна - пушка весом 124 тонны. В Чикаго на выставке 1893 года были выставлены модели ячменя с листьями и хмеля из чистого золота, в земледельческом отделе целый фасад был сделан из кукурузы, кукурузные скульптуры, даже знамена и гербы, мебель из гигантских натуральных тыкв и картофелин.
Экспозиция выставок делалась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные товары, и на одном стенде оказывались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь. Не было тематического разделения. В результате - рядом с кабинетной мебелью - паровой молот и электрический телеграф Сименса.
Как только здание павильона было закончено и уходили архитекторы и строители, на смену им приходили не художники и дизайнеры, а приказчики фирм, которые размещали экспонаты и украшали раздел выставки по своему вкусу без всякой системы. Полностью отсутствовала композиционная идея - концепция выставки. Роль объемных доминант в "экспозитах" разных стран выполняли разнообразные "ворота" - вестибюли в виде уменьшенных копий знаменитых храмов и дворцов данной страны..В. Гоголь, имевший дар исторического предвидения, стал пророком, написав однажды: "Мне прежде приходила очень странная мысль. Я думал, что весьма не помешало бы иметь в городе такую улицу, которая вмещала в себе архитектурную летопись. Эта улица сделалась бы тогда историею развития вкуса, и кто ленив перевертывать толстые тома, стоило бы только пройти по ней, чтобы узнать все". Такая улица, впервые сооруженная в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне, стала затем обязательной на промышленных выставках, преследуя просветительскую идею. Эти улицы, уменьшенных архитектурных копий стали называть АРХИТЕКТУРНЫМ МАСКАРАДОМ.
В начале XX века наравне с всемирными промышленными многоотраслевыми выставками стали устраивать и специализированные выставки. С появлением нового архитектурного стиля модерн и в связи с этим - развитием ремесел, новых строительных технологий, во всех странах стали открываться выставки ремесел, архитектуры, конструкций, строительных материалов в русле достижений нового стиля. Все знаменитые архитекторы и строители этого периода прошли через "горнило" первых промышленных выставок, где могли дать свободу своей фантазии, попробовать новые технологии, смело экспериментировать в проектировании выставочных павильонов. Всемирные промышленные выставки стали своеобразной творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу строительной техники. Многие выставочные сооружения и павильоны принадлежат к лучшим образцам новаторской архитектуры.
Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона в Лондоне и Эйфелева башня инженера Александра Гюстава Эйфеля в Париже, построенная для Всемирной выставки 1889 года (высотой 123 метра) стали символами всемирных выставок, символами достижений техники конца XIX - начала XX века.
Россия, объявившая себя "третьим Римом" после второго - Константинополя (Москва - третий Рим, четвертому не бывать), разрабатывая свой великодержавный архитектурный стиль, назвала его русско-византийским. Добавка "византийский" понадобилась для утверждения имперских претензий. Закономерно, что этот стиль стал доминирующим в русских павильонах всех всемирных выставок.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 902;