Классицизм взаимодействует с другими стилями.
Классицизм – Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Француз Жак-ЖерменСуффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Ампир.
Во времена империи во Франции (до 1840 г.) классицизм вырождается в имперский стиль – АМПИР, который прежде всего проявляется в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ампир как стиль высокого классицизма, основан на тех же образцах антично архитектуры, в основном императорского Рима, а также включал элементы древнегреческой архитектуры и орнамента.
Для сооружений характерно использование дорического и тосканского ордеров, выражающих мощь и величие, применение в качестве декора изображения воинских атрибутов (триумфальные арки, колонны).
В России (С_Пб) здание Адмиралтейства (арх. Захаров), здание Горного института (арх. Воронихин), здание Главного штаба с Триумфальной аркой (арх. Росси).
Характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне, в сочетании с белым мрамором. Это массивный величественный стиль, широко использующий восточные мотивы (например, Египетские), как бы в подтверждение связи наполеоновской империи с древнейшими империями Востока (орнамент, элементы «звериного стиля»).
Романтизм.
Художественное и идейное направление в культуре стран Европы и Америки, зародился в Англии. Противостоял упорядоченному строгому классицизму и был обращен к стилистическим формам средневекового романского и готического зодчества, барокко и Ренессансу.
Наиболее широкое распространение получил в садово-парковом искусстве, где эстетические идеи проявились в живописной планировке, устройстве гротов, живописных фантастических «руин», в причудливых очертаниях искусственных водоемов, уютных интимных беседок и других сооружений, отражавших романтику старины.
Зодчество России периода романтизма использует русско-византийские мотивы, формы готики и других стилей и направлений.
В архитектуре более позднего времени единые стили не складываются, потому что исчезает единая мировоззренческая основа, на которой возникали стили прошлого. Их стилистические приемы активно используются и переосмысляются в искусстве 19 века, появляется неоклассицизм. Нередко отсутствие стилевого единства приводило к ЭКЛЕКТИКЕ (сочетанию несоединимых приемов), в дальнейшем оказавшей влияние на зарождение стиля МОДЕРН.
Великие архитектурные стили прошлого, отразившие дух своего времени – сокровищница человеческой культуры, к которой обращались и будут обращаться архитекторы всех времен, получая идеи и неисчерпаемое вдохновение.
Стили ХХ века
МОДЕРН
Стилевое направление в европейском и американском искусстве к. Х1Х – н. ХХ вв.
Поиск форм национальной самоидентификации во всех аспектах (Франция, Германия, Австро-Венгрия – неоготика, Россия – русско-византийский стиль) – некритическое, декоративное применение археологических мотивов, не соответствует актуальным потребностям эпохи = недолговечное.
Разновидности модерна (стилевые направления):
БИДЕРМЕЙЕР Возник в Германии Австрии Швеции в 1815-1848, будучи реакцией на чопорный ампир, в первую очередь следовал требованиям удобства. Проявился в изогнутых линиях, овалах, мягких поверхностях.
АР НУВО Возрос на плодотворной почве неоготики и неоромантизма, эксплуатировал и трансформировал известные приемы: окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, остроконечные башенки. Ярчайший представитель этого направления – Антонио Гауди, его трактовка – «биоморфная».
Направление ар нуво – неоклассицистическое – та же система аллегорий стилизация, но в основе – архитектура Возрождения, выпестованная в свою очередь на древнегреческих и древнеримских образцах. В России – древнерусское зодчество, арх. Щусев.
Ар нуво – это причудливое смешение и взаимопроникновение всех стилей ( а также смешение архитектуры, литературы, музыки, изобразительного искусства), утонченная стилизация итоических архитектурных форм - не на уровне канона, а на эмоциональном всплеске.
СЕЦЕССИОН ( в к Х1Х в Вене, готические и восточные мотивы),
ЮГЕНДСТИЛЬ Отрицал случайность, нагромождение деталей, эклектизм предыдущего периода Бидермейера.
Если ХУ – Х1Х в архитектурной практике неукоснительное применение классических ордерных форм. Различия – в выборе типа ордера, системе его трактовки, более или менее пышной разработке согласно вкусам эпохи.
К. Х1Х в: достижения в области строительной техники, применение каркасных конструкций и новых строительных материало.- стимул к переоценке архитектурных канонов красоты, пользы, прочности.
Пересмотр критериев «красоты». Отказ от античных решений – классических форм, ордерной системы, поиск нового языка (единство конструктивного и художественного начал, многообразие форм).
Классическая симметрия все чаще приходит в противоречие с критерием «пользы» в функциональном отношении объемно-планировочных решений. Рубеж Х1Х – ХХ в. (1890 – 1910) – МОДЕРН – «изнутри наружу»- захватило все виды изобразительного и прикладного искусства, что позволило заговорить о модерне как о стиле.
Ранний модерн разрабатывал альтернативные классике формы и декор, отказ от уравновешивающего венчания здания: карниз, парапет, фронтон.
Силуэт зданий динамичен: крутые несимметричные щипцовые завершения, рваные фронтоны, пинакли, башенные выступы с шатровым или купольным завершением (обычно в них вмонтировались лестницы), эркеры, балконы, кованные решетки, венчающие конек крыши, стальные ограждения балконов, открытых лестниц и т.д.
Открытое в к. Х1Х в. производство прокатной стали и большеразмерного стекла – крупные стеклопроемы оригинальных форм с оконными коробками и переплетами из гнутых металлических стержней. Рисунок получает характерные очертания «удар бича» (линия арх. Орта) и изогнутого стебля» (линия арх. Г.Гимара)
Подчеркнутая декоративность фасадов. Применялся скульптурный, или цветовой (мозаичный, керамический, фресковый) декор. Тематика: набегающая волна, перья, цветы, изогнутые пряди волос. Разнообразие орнаментального декора фасадов и интерьеров.
Цветовая гамма: светло-желтая, сине-голубая, лиловая, бурая.
МОДЕРНИЗМ
Поздний модерн – «конструктивно-ответственный», чистые недекорированные объемы, критерий «пользы» - функции.
Чикагская школа к. Х1Х в – «форма следует функции и конструкции».
Создание и внедрение стальных каркасов, переоценка фактора прочности.
Металлоконструкции – не только несущая система, но и основополагающий эстетический компонент интерьеров.
В 1 веке н.э. Витрувий обосновал критерии основных свойств архитектуры: красоты, пользы, прочности.
Риоле Ле Дюк заменил формальный «фанатизм симметрии» более общими принципами гармонии, основанной на зрительном равновесии масс сооружения.
Готика: стрельчатый свод – арк-бутан – контрфорс
О.Перре: тектоника новейших железобетонных конструкций
Основные архитектурные конструкции | ||
Стеновые Стоечно-балочные и сводчато-купольные | Колоссальный формообразующий потенциал железобетонных конструкций: увеличение высоты сооруженийв 3 раза (1889 Эйфелева башня 300 м) и пролетов перекрытий (Галерея машин в Париже, пролет 110 м) Каркасная система и большеразмерные стекла , поэтому вместо массивных наружных стен легкие стеклянные стены – экраны (Хрустальный дворец в Лондоне). | |
Каменное зодчество: система колонн, подпружных арок и куполов на парусах | ||
1562 Д.Виньола Правила пяти ордеров архитектуры | Ле Корбюзье 1923 5 принципов проектирования зданий | |
В ХХ в. функционализм (наиболее устойчивые принципы, отвечающие рациональным принципам архитектуры в целом)
1) модернизм 2) экспрессионализм 3) структурализм
Альтернативные движения: регионализм, органичной архитектуры, историзм, постмодернизм, хай-тек, деконструктивизм.
Функционализм.
Если здание правильно отвечает своему назначению, то внешне его формы должны говорить о свойственных ему функциях. Это составляет характер здания. Если удалось придать зданию характер с минимальными затратами, здание будет иметь свой стиль.
Функционализм развился повсеместно на весь предметный мир – мебель, одежду, книжную графику, сценографию, теоретическую и практическую базу дизайна.
«ЧТО ХОРОШО ФУНКЦИОНИРУЕТ, ТО ХОРОШО И ВЫГЛЯДИТ"
Эстетика функционализма:
Преодоление канонизированных композиционных стереотипов, ограничения свободы компоновки пространств и объемов зданий законами симметрии, активное внедрение несимметрии и асимметрии, характерное выявление функции во внешней структуре зданий, ориентация на тектоническую трактовку несущих конструкций. Свобода компоновки объемов согласно их функции сопровождается стремлением к простоте и геометричности каждого из объемов при тяготении к идеальным формам куба, шара, цилиндра.
Широкое применение конструкций заводского изготовления. Отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций – естественного камня, дерева, кирпичной кладки.
Каменная кладка, как правило, штукатурилась, штукатурка часто имитировала бетон.
Ведущие эстетические постулаты модернизма:
Геометризм (архитектура прямого угла)
Антидекоратизм(«орнамент – это преступление»)
Эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления
Сдержан к цвету: серый бетон или белый
Ориентация на заводское производство – требование массового восстановления жилища после 1 мировой войны.
Ле Корбюзье 1923 «надо создать дух серийности»,
5 принципов проектирования зданий:
1) на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости
2) с совмещенной плоской железобетонной крышей- сводом
3) свобода планировки внутренних пространств через замену внутренних стен колоннами каркаса
4) с ленточными окнами, повышающими освещенность помещения
5) свобода композиции фасадов (несущая – не наружная стена, при переходе на каркасную конструкторскую систему)
Функционализм – аскетизм – демократическая архитектура – массовое жилищное строительство
Экономический кризис в Европе, тоталитарные режимы (СССР) для укрепления своего престижа нуждались в другом архитектурном языке, преимущественно неоклассическом – с 1930-х гг. Начало 30-х гг – необходимость в возведении крупных общественных зданий.. На конкурсах на крупные общественные здания модернисты проигрывают мастерам, исповедывающим ценности классицизма.
Эстетическая оценка функционализма не стабильна. В период 60 – 70-х реконструкция проекта 1927 Ле Корбюзье Поселок Пуссак: преображен
плоские крыши – в скатные
ленточные окна – в замкнутые фасады, многоцветный декор
Спустя 10 лет наоборот, жилые комплексы модернизма тщательно и бережно реставрируются и реконструируются.
Положительное – подход к проектированию.
Что касается вопроса о минимальных требованиях, предъявляемых к жилищу, они заключаются в элементарных минимумах света, воздуха, жилой площади, которые необходимы человеку, чтобы при полном развитии его жизненных функций жилище не являлось бы тормозом его жизнедеятельности. Проведенные в соответствии с этой концепцией научные исследования послужили основой для разработки строительного законодательства и соответственно государственных норм проектирования.
В нормах регламентированы гигиенические параметры минимальных размеров квартир, освещенности, инсоляции помещений, температуры, влажности воздуха в них, кратности воздухообмена, допустимого уровня шума, требования звукоизоляции, размера озеленения жилых территорий.
Снижение проектных показателей ниже норм не допускалось.
Т.о. законодательно был закреплен достаточный уровень проживания для основной массы населения – бесспорное достижение функционализма.
Научный подход к проектированию перерос рамки породивших его течений и стал всеобщим методом проектирования уже ко 2-ой половине ХХв.
Экспрессионизм.
Кафка, Скрябин, Шенберг, Малер
Архитектура 1919 – 1922
«Никакой сухой практичности, никакой боязни пространства. Фантазия, в которой присутствуют пространство, свет и цвет». Э.Мендельсон
Башня Эйнштейна в Потсдаме (Германия)
Шарнирные рамы и опоры.
Тектонический образ надежности и устойчивости сооружения: когда с увеличением нагрузки оно расширяется к основанию.
|
С 20-х годов прием установки здания на пилоны или опоры, часто сужающиеся к основанию
При полной технической надежности – «эмоция тревоги», «стрессовое состояние конструкций» - неоэкспрессионизм 2-ая половина ХХ в. : опора массы здания на точечные опоры.
Наиболее экспрессивная тема – опора здания на одну точку. Арх. Леонидов, Здание института В.И.Леина в Москве – идея здания-шара, реализуется в к. ХХ в. – стекло и металл, здания-шары.
1956 «Памятник для будущих поколений» - «опрокинутая пирамида» на краю обрыва.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 902;