Неоклассическая функция потребления
До сих пор мы рассматривали функцию потребления как функцию дохода (и богатства). Но такой подход отражает кейнсианское мировоззрение.
У классиков и неоклассиков, извечных оппонентов всего кейнсианского, естественно, имеется своя точка зрения на природу потребления.
Классики (т. е. последователи А. Смита и Дж.Ст. Милля) считают, что только ставка процента определяет объем совокупного потребления.
Согласно их логике: у = С + S. При этом сбережение S находится в прямой зависимости от ставки процента, а потребление С – в обратной.
Неоклассики (последователи А. Маршалла) солидарны с классиками в том, что ставка процента определяет потребление. Но считают, что важное воздействие на потребление оказывает также и категория богатства.
Особенность неоклассической функции потребления сводиться к тому, что она построена на концепции эндогенности дохода (в модели кейнсианцев доход является экзогенной величиной). Исходя из критерия максимизации полезности в неоклассической модели экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода, посредством распределения своего календарного времени на рабочее и свободное.
Доход экономического субъекта складывается из двух компонентов: дохода от труда WТ и дохода от имущества V:
Y = WТ + V,
где W – ставка заработной платы, Т – рабочее время, V – доход от имущества, равный доходу от прежних сбережений: V = (1 + r)S0.
Предполагается, что на рынке труда существует полная занятость и что экономические субъекты не встречают никаких ограничений на рынке труда при устройстве на работу. Экономический субъект должен определить, сколько времени он должен посвятить труду Т и тем самым сформировать свой доход Y. На решение проблемы о количестве рабочего времени воздействуют два фактора: 1) бюджетное ограничение, 2) ограничение календарного времени К. Что касается календарного времени, то оно равно:
К = Т + F,
где К – календарное время; Т – рабочее время; F – свободное время.
Функция полезности, которую экономический субъект предполагает максимизировать, задается уравнением
.
где F = K – N; y = W N + S0(1 + r).
В случае повышения процентной ставки в данной модели линия бюджетного ограничения не поворачивается, а перемещается вверх вместе с процентной ставкой. То есть при повышении процентной ставки рабочий, не изменяя количества труда, может увеличить свой доход. Более того, он может уменьшить количество труда (антиблаго), но увеличить доход.
Оптимальное распределение дохода между потреблением и сбережением в концепции неоклассиков базируется на теории межвременного выбора И. Фишера, т. е. зависит от процентной ставки.
Как и классики, неоклассики считают, что при росте ставки процента экономический субъект будет стремиться меньше потреблять в текущем периоде (а сберегать больше), чтобы больше потреблять в периоде будущем: потребление в текущем периоде С будет обратно пропорционально ставке процента, а сбережение (или потребление в будущем – S) – прямо пропорционально. Однако, кроме процента, на потребление влияет объем богатства.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 3663;