СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Как известно, современное искусство весьма разнообразно, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Произведения современного искусства нередко создаются в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883—1955),развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е. преодоления стремления творца к безграничному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и многообразии — ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлинно свободным и всесильным — средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент — метафора (художественный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них признака) — своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию бесконечности мира человеческих возможностей.
В 1959г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппе- \
нинг — действо, разыгрываемое художником на публи- I
ке без определенного сценария. Человек, бьющий живой курицей по струнам рояля, студенты, облизывающие кузов автомобиля, — художественный смысл, ценность и исход действа определяли случайные прохожие.
Таким образом, современное искусство — своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точкой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая компонента (язык, совокупность выразительных средств) превращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифровку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая ограниченность коммуникативных возможностей национальных культур.
ЯШ Основные понятия:искусство. ШШТермины:виды искусства, жанры искусства, знак, символ.
Проверьте себя
1) Что такое искусство? Каковы его отличительные черты? 2) Какие предположения о причинах возникновения искусства выдвигают исследователи? 3) Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох? 4) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства. 5) Перечислите основные виды и жанры искусства.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Известно высказывание выдающегося деятеля фран
цузской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство
совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите
несколько объяснений того, зачем нужно искусство.
2. Ученый, исследовавший круг наиболее активных и
компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вы
вод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не
удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте.
Подтвердите или опровергните на нескольких примерах пра
воту его вывода.
3. Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже
XX—XXI вв. мидкульта — своеобразного синтеза высокой
массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих
видов. Предположите, какими признаками могут обладать
произведения искусства мидкульта.
4. Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных
направлениях западного искусства; б) о выдающихся пред
ставителях современного отечественного искусства.
5. Важнейшей тенденцией развития современного искус
ства является синтез видов и стилей. Приведите несколько
конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предполо
жения о причинах появления данной тенденции.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент размышлений известного российского литератора Серебряного века Вячеслава Иванова о мифологизме искусства.
В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Внутренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф — не свободный вымысел: истинный миф — постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение, но ипостась некоторой сущности или энергии. [...] Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивидуальной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову, и могущественнее обычного слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчеству тяготеет к типу большого, всенародного искусства. [...]
Истинное содержание художественного изображения всегда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагическом, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объем лет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведение искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. [...]
Иванов В. И. Предчувствия и предвестия// По звездам. — СПб., 1909. — С. 196—197, 200, 201.
Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете обозначенную автором связь символа и мифа? 2) Объясните, почему «миф — не свободный вымысел: истинный миф — постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение». 3) В чем, по мнению В. Иванова, проявляется символизм искусства? 4) На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает В. Иванов, с искусством. 5) Проявления каких функций искусства обозначены в приведенном тексте?
12-Л Н Боголюбов, 11 кл ШьЛл
§ 35. Массовая культура
Вспомните:
каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на рубеже XIX—XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?
Массовая культура — важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга — лидер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в повседневную жизнь людей.
Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 2186;