МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое по­требление. Создавались отрасли производства, обслуживаю­щие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастер­ские по производству готового платья. При этом качествен­ный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал


европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.

В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строга­новском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые оте­чественные школы дизайна. Появление даггерротипа и те­леграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и по­являются профессиональные актерские труппы. Распростра­няются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу пере­водные, а затем и собственной «выделки». У фабричной мо­лодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

Литературные и художественные критики зафиксирова­ли исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудито­рии. Отмечалось, что меняется социальная ориентация ис­кусства: из салонного оно становится по-настоящему пуб­личным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков ви­димым отсутствием здравого смысла и эстетической незре­лостью. Например, когда в Москве одновременно проводи­лись две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущест­венно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сю­жетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.

В 1920—1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обсто­ятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и бедней­ших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребно­сти, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом фор­мирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного об­щества — уравнительное распределение, коллективизм, тру­довую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, со-


здавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы влас­ти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агита­ционных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трех­метровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в ог­ромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».

Можно утверждать, что в 1920—1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По не­которым параметрам она сближалась с западной («голливуд­ской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.

В последующие десятилетия происходили важные соци­альные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась числен­ность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселе­ние коммунальных квартир. Стало развиваться массовое те­левещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семь­ях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население станови­лось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.

Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические ка­фе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать нефор­мальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.

Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в гла­зах населения, хотя власти гневно обрушивались на «ме­щанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демон­страционного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых мос­ковских международных кинофестивалей и промышленных выставок.

Все это позволяет утверждать, что в стране шел актив­ный процесс перехода к массовому, индустриальному, по­требительскому обществу.

Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противо­положно направленные ценности. С одной стороны, сохра-


няются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за го­ды советской власти, а с другой — активно внедряются об­разцы потребительской рыночной культуры. Наконец, сре­ди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального об­щества.

Общим в развитии массовой культуры на Западе и в на­шей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям разви­тия массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-обра­зовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в круп­ных городах. Реклама в ряде случаев не действует по пря­мому назначению, не несет потребителю полезную информа­цию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в рас­чете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-преж­нему воспринимаются как признаки элитарности. Но в та­ком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сгла­живающей противоречия социального неравенства.

Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень со­циальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.

Тем не менее развитие массовой культуры в стране про­должается со всеми обретениями и издержками этого про­цесса. Постепенно формируется новый политический риту­ал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесме­нов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повсед­невной массовой культуры.








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 594;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.