Что ищет в искусстве «человек массы»?
Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.
Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.
Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения...
Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только
портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое.
Эстетика: философия культуры. — М., 1991.
fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свойственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.
Выводы к главе III
1. Культура — социальный по своему происхождению и
характеру механизм регулирования общественной жизни.
В современном мире сохраняется культурное многообразие.
В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля
ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни
кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с
духовной жизнью общества.
2. Влиятельным институтом общества является наука.
Она превратилась сегодня в непосредственную производи
тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро
воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей
ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к
усилению социальной ответственности ученых за результа
ты научной деятельности.
3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не
возможно формирование качественного человеческого интел
лектуального капитала — основного фактора прогресса в
современном обществе. В условиях постиндустриального об
щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний
приобретает овладение умениями искать необходимую ин
формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира
ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.
4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас
совых институтов общества является религия. Место и роль
религии в нынешних условиях общественного развития оп
ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи
тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
интеграционной. Большинство верующих в современном ми
ре являются приверженцами одной из трех мировых рели
гий: христианства, ислама, буддизма.
5. С переходом от традиционного к индустриальному об
ществу появились предпосылки зарождения массовой куль-
туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серийно изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают средства массовой информации, роль которых в обществе существенно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.
Вопросы и задания к главе III
1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль
духовной культуры в жизни общества».
2. Сопоставьте общественные функции науки и образова
ния, выявите общее, укажите различия.
3. Ниже приведены статистические данные, отражающие
изменение числа приверженцев мировых религий, а также
изменение численности нерелигиозного населения за 70-лет
ний период.
1928 Г' | ||
Население Земли | 1550 млн чел. | 4700 млн чел. |
Христиане | 550 млн чел. | 1300 млн чел. |
Мусульмане | 210 млн чел. | 800 млн чел. |
Буддисты | 120 млн чел. | 230 млн чел. |
Сторонники нерелигиозных взглядов | 214 млн чел. | 1555 млн чел. |
Какие выводы об эволюции числа адептов мировых религий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы оказали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.
4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное наследие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.
5. Изучите приведенную ниже таблицу.
Структура капитала в странах Запада (в %)
Физический (машины, оборудование)
70—80
77—79
67—69
52—53
31—33
L
Человеческий (образование, квалификация)
20—22
21—23
31—33
47—48
67—69
Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 5137;