Некоторые формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения
Агглютинация (с греч. «склеивание») – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Напр., кентавр, русалка, сфинкс; студенты пишут рефераты, перетасовывая материал.
Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение.
Акцентирование – выделение, подчеркивание какой-то части предмета образа, изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительным, что делает объект непропорциональным и создание таким путем всевозможных фантастических образов.
Напр., Гулливер, лилипуты; любит поесть – большой живот; шаржи, карикатуры.
Это может быть мысленное усиление какого-либо свойства или качества, наделение его несоразмерно большим или особым значением в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца).
Напр., рисунки Бидструпа.
Схематизация – изображение чего-то в обобщенном виде.
Схематизация может иметь место при различных условиях.
Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.
И, наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.
Типизация – широкое обобщение, отраженное в конкретном образе; заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт.
Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз. Напр., типизация образа в художественной литературе; например, Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 2163;