Шедевры эгейской архитектуры
Эгейское искусство
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры эгейской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных древних цивилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойдённые образцы в архитектуре, фресковой живописи, вазописи и декоративно- прикладном искусстве.
Крит заслуженно был воспет Гомером в «Одиссее» и Вергилием в «Энеиде».
Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.
Горы идейские там, колыбель это нашего рода.
Сто городов населяют великих богатые царства.
Вергилий. «Энеида». Песнь III, ст. 104—106.
Перевод В. Брюсова и С. Соловьева
О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С ним связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса, — там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увёз прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Здесь родилась легенда о царе Миносе, Тесее и Минотавре.
Рисунок 1 Дельфины. Фреска. Около 1500 г. до н. э. Археологический музей, Ираклион
Шедевры эгейской архитектуры
Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец. Он был обнаружен на Крите английским археологом А. Эвансом (1851—1941) в начале XX столетия.
Рисунок 2 Кносский дворец. XVI в. до н. э. Реконструкция. Ираклион
Центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 120 х 120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3-и даже 5-этажные помещения. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами, через которые свет мог свободно проникать внутрь. Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом, придают особый колорит дворцовому комплексу.
Дворец не имеет чёткой планировки и напоминает лабиринт. (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны.) И всё же из этого не следует, что архитектура дворца непродуманна и случайна. Это не так. Кносский дворец — ансамбль, гармония которого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм.
Главное архитектурное украшение дворца — деревянные колонны необычной формы, окрашенные в тёплые красные тона. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом. Подобная форма колонн, известная вам уже по архитектуре Египта, полна динамики и экспрессии. Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входа во дворец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестницам. Бесконечно варьируются только размеры колонн.
Рисунок 3 Львиные ворота. XIV в. до н. э. Микены
В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна потребностям человека.
Не меньшую известность среди памятников Эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней.
Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1м). Над пролётом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны — священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигуры царственных львов. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесён гигантской крепостной стеной — около 900 м в длину и 6—10 м в толщину. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складывались из огромных, весом 5—6 т, грубо отёсанных каменных глыб, лежащих одна на другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку назовут «циклопической», поскольку греки считали её созданием легендарных одноглазых великанов — циклопов. Вот что сказано о невероятной физической силе циклопов у Гомера:
...чтоб вход заградить, несказанно великий с земли он
Камень, который и двадцать два воза четырёхколёсных
С места не сдвинули, поднял: подобен скале необъятной
Был он...
Перевод Н. Гнедича
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 7910;