Значение Версаля для мировой архитектуры
Версаль решительно закрепил пришедшее к Франции архитектурное первенство в Европе. Наступило господство придворной «версальской» художественной культуры. Здесь был создан классический тип абсолютистского города – резиденции с дворцом между городом и парком, высокий образец, который в конце XVII века был в бесчисленных вариантах повторен в дворцово-парковых резиденциях Центральной Европы.
Версаль определил планировочную систему связи дворцового комплекса с городом: весь город – подъезд ко дворцу. Трехлучевая система улиц, стянутых ко дворцу, обеспечивала его абсолютное господство в архитектуре города при любом территориальном развитии последнего. Эта система уже в начале XVIII века получила новую трактовку в планировке Петербурга.
Воздействие Версаля на развитие градостроительных приемов шло от его парка. Его лучевые аллеи – прямой прототип круглых узловых площадей XVIII столетия.
Версаль оказал влияние на дальнейший ход эволюции во Франции основных типов жилой архитектуры. В Голландии, Англии и Франции сочетание экономического и культурного подъема с развитыми формами светской жизни привело к разработке высоких образцов комфортабельного жилого дома. Единая грандиозная анфилада становится обязательным элементом в планировке городских аристократических отелей.
Вслед за Людовиком XIV другие европейские монархи – особенно в Германии – начали с рвением возводить пышные загородные резиденции, чье величие резко контрастирует с реальным политическим весом их государств. Именно поэтому можно говорить, что без Версаля не появились бы на свет Нимфенбург, Шлесхейм, Людвигсбург, Ла Гранха, Петергоф, Царское Село, Шёнбрунн, Потсдам, Вюрцбург.
Однако шедевр «короля-солнце» так и остался неподражаемым. Ведь помимо внешнего вида, есть в Версальском замке что-то такое, что заставляло влюбляться и что, несмотря на идеально правильные размеры его зеркал и идеально прочерченные клумбы, давало повод говорить: «Версаль – это королевство стихийной и даже беспорядочной, но такой очаровательной красоты».
В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака – широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 миллионов евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией.
Заключение
Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV, правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев, внутри которых он принял некоторые из наиболее важных государственных решений.
Людовик XVI, наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям.
Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.
Во сколько обошёлся Версаль Людовику и государству? Этот вопрос никогда не снимался. Все счета, связанные со строительством Версальского дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров, но современный денежный эквивалент этому установить можно лишь приблизительно.
Однако Франция ничего не потеряла, наоборот, приобрела. Версаль – это её богатство, которое со временем всё возрастает. Этим сокровищем Франция гордится, оно составляет её славу. В 1830 году версальский ансамбль был превращён в Национальный музей Франции, а наш век причислил его к феноменам мировой художественной культуры.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 2272;