Образы правосудия в изобразительном искусстве.
Темы законотворчества и правосудия, преступления и наказания, живые сцены из судебной жизни, образы правоведов при исполнении профессиональных обязанностей - не так уж частые гости в изобразительном искусстве. Мастера кисти и резца в этом отношении явно уступают, например, писателям. Закон и практика его применения, деятельность органов следствия и суда, мотивы и механизм преступного поведения, порядок исполнения наказаний - эти и другие юридические проблемы, как известно, довольно часто служили исходным материалом и фактической основой для значительных художественных обобщений. Тому пример - многие страницы творчества Ф. М. Достоевского, Л. H. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, М. Горького, О. Бальзака, В. Гюго, Э. Золя, Г. Мопассана, Ч. Диккенса, Т. Драйзера и многих других писателей[6]. Мы уже не говорим о море, если не океане, так называемой детективной литературы. А за всю многовековую историю изоискусства лишь несколько десятков картин, скульптур посвящены юридической действительности. Несколько чаще обращались к ней художники-графики. В целом мастера изобразительного искусства юридической тематике уделяли несравненно меньше внимания, чем, скажем, религиозным или мифологическим, историческим или батальным сюжетам. В истории мирового изобразительного искусства нет сколько-нибудь значительного, запоминающегося образа следователя, фигура прокурора представлена, за редкими исключениями, в виде статиста, третьестепенного персонажа, действующего обычно на заднем плане живописного полотна или графического листа. Примерно, то же самое можно сказать об образе судьи. «Повезло», пожалуй, одним лишь адвокатам, интересные, выразительные образы которых созданы французским художником XIX века О. Домье.
Юрист по образованию, выпускник училища правоведения, П.И. Чайковский создал «Правоведческую песню» для смешанного хора, даже написал слова к ней. А вот художники, получившие в свое время юридическое образование, такие, например, как М. А. Врубель, И. Э. Грабарь, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, В. В. Кандинский, А. Матисс, Э. Дега, П. Боннар, П. Сезанн практически не обращались в своем творчестве к правовой тематике.
Случайно ли это? Думается, что нет.
Изобразительное искусство связано со зрительным (визуальным) восприятием действительности. Живописец, скульптор, график создают изображения видимого мира на плоскости и в пространстве. А много ли увидишь в кабинете следователя, прокурора, в зале судебного заседания? Конечно, зрительные образы можно заимствовать и отсюда, но все же с помощью одних этих образов трудно, а порой и невозможно передать всю сложность жизненной ситуации с ее драматизмом, коллизиями, кипением человеческих страстей, укрытыми за строгими процессуальными формами, показать всю гамму человеческих переживаний, а главное - развитие действия во времени. Известно, что возможности живописи, скульптуры, графики в решении этих задач, подвластных искусству в целом, весьма ограничены. Конечно, можно было бы, например, изобразить па полотне допрос Родиона Раскольникова следователем Порфирием Петровичем, донести до зрителя какой-то момент их напряженного словесного поединка. Но вряд ли даже гениальный живописец смог бы достигнуть в реалистическом изображении действительности тех высот художественных обобщений, на которые поднялся Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании». Конечно, одаренный график мог бы воспользоваться тем, что Л. H. Толстой назвал «прекрасным сюжетом» - историей несчастной Розалии Они - и создать серию впечатляющих картин, раскрывающих те или иные перипетии судебного процесса по делу Катюши Масловой. Но никакая графическая серия не смогла бы вместить и десятой доли образов, наблюдений, мыслей, картин - всего того, что в совокупности составляет потрясающую панораму комедии суда, созданную гениальным художником слова в «Воскресении».
И все же в истории как отечественного, так и зарубежного изобразительного искусства можно найти весьма содержательные работы по интересующей нас теме, ее удачные художественные воплощения и решения, которых добивались выдающиеся мастера, несмотря на то, что можно назвать сопротивлением материала. Прежде чем остановиться на этих работах, есть смысл уточнить, что именно подразумевается под юридической действительностью (тематикой) в изобразительном искусстве.
Юридическая тематика в изобразительном искусстве, как она понимается в данных заметках, представляет собой такое художественное освоение правовой действительности средствами этого искусства, в котором она представлена происходящим на глазах зрителя юридически значимым действием, включая законотворчество и реализацию норм права, а также нарушения его норм, живыми сценами из юридической жизни, образами правоведов, исполняющих свои профессиональные обязанности. При таком подходе речь должна в основном идти о произведениях, относящихся к так называемому бытовому жанру в живописи и в графике.
Сразу необходимо заметить, что в истории мирового искусства можно выделить как бы два пика, для которых характерен повышенный интерес мастеров изобразительного искусства к художественному отражению юридической тематики, понимаемой в указанном выше смысле. Это французская графика середины XIX века и прежде всего творчество О. Домье. Это искусство российских «передвижников», товарищество которых возникло в 1870 г.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 2508;
