Политический и социально-экономический строй Киевской Руси. Основные этапы становления государственности.
Древнерусское государство было раннефеодальным восточно-европейским государством.
Чтобы выяснить общеевропейское и специфическое в его социальном и политическом строе, необходимо обратиться к сущности феодализма как исторического явления.
Термин “феодализм” (нем. Ecudalismus, франц. feodalite, от позднелатинского feodum, feudum – феод) возник перед Французской революцией 1789—1794гг., обозначал “старый порядок” (абсолютная монархия, господство дворянства). С точки зрения формационного подхода феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, основанная на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей— крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения— безвозмездного присвоения части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка.
Таким образом, для феодализма характерно:
1) наличие феодальной собственности, т.е. монополия господствующего класса (феодалов) на основное средство производства— землю и работающих на ней крестьян (для феодала ценность представляла не земля сама по себе, а в соединении с работником — основным и решающим элементом производительных сил того времени);
2) наличие у крестьянина права собственности на движимое имущество (скот, орудия труда и т. д.) самостоятельного хозяйства, ведущегося на «выделенном» господином наделе, который фактически находился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей его крестьянской семьи;
3) внеэкономический тип принуждения.
Феодализм как формация во всемирно-историческом развитии — этап, следующий за рабовладельческим строем и предшествующий капитализму, в истории многих народов (в том числе и у славян) феодальный строй непосредственно следовал за первобытнообщинным строем.
Для феодального строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства были обусловлены следующие особенности:
- в социальной структуре: сословность, иерархичность, корпоративность (человек существует только как член рода, общины, клана, иначе — изгой, т.е. свободный, но не равноправный);
- в политической надстройке: публичная власть является атрибутом земельной собственности, а сама система управления основана на системе вассалитета;
- в идеологической жизни: господство религиозного мировоззрения, распространение христианства, повсеместно пришедшего на смену язычеству, общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия (жизнь внуков— повторение жизни дедов) и др.
Утвердившаяся в период феодализма относительная хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе) создала условия для повышения производительности крестьянского труда. Этим определяется историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладением и первобытнообщинным строем.
Интенсивность развития феодализма в различных регионах не совпадали. Складывание феодализма началось у народов Закавказья в 1-первой половине I-го тысячелетия н. э., у народов Средней Азии в V-VIII вв., у восточных славян в VII-VIII вв., у балтов в XX-XI вв. В странах Западной Европы феодализм сложился на развалинах Западной Римской империи, завоёванной варварами в ходе Великого переселения народов. Генезис Феодализма охватывает здесь период с конца V по X–XI вв. Формирование раннефеодальных отношений завершилось в Закавказье и Средней Азии в IX-X вв., у восточных славян в XI в.
В пределах Европы можно выделить несколько типов генезиса феодализма:
1) на основе «уравновешенного» синтеза элементов феодализма, вызревавших внутри рабовладельческой формации, с протофеодальными отношениями, зарождавшимися в разлагавшемся первобытнообщинном строе (Франкское государство);
2) на основе синтеза с явным преобладанием позднеантичных начал (средиземноморский регион – Италия, Южная Франция, Испания – после завоевания её вестготами; Византия— сильное рабовладельческое государство, постепенно трансформировавшееся в VII–XI вв. в раннефеодальное);
3) бессинтезный—феодализм здесь рождался из разложения родоплеменного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества (Северо-Западная Германия, Скандинавия, территории восточных и западных славян, Венгрия). В регионах, где процесс феодализации шёл по этому пути, он затянулся на длительное время.
Непосредственно к образованию первой восточно-славянской государственности имеет отношение «варяжская (норманнская) проблема». Варяги (от древнескандинавского vaeringjar) - собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин “варяги” возник, видимо, в конце IX- начале X вв. В правовых текстах XI—XIII вв. варягами называются иноземцы вообще. Норманны (заподно-европейский аналог термина «варяги»)— от сканд. northman - северный человек, название, под которым в Западной Европе были известны народы Скандинавии в период их широкой экспансии конца VIII - середины XI вв. (в самой Скандинавии участников походов называли викингами, т.е. воинами).
Средневековая Европа знала множество примеров варяжских захватов. Вот некоторые примеры. В 830-х гг. варяги вторглись во владения Византии. Крупные торговые центры Западной Европы раз за разом разрушались до основания. В 842 г. викинги разгромили крупнейшую из гаваней, Квентовик (будущий Кале), годом позже пал Нант, в 845 г.— Гамбург, под угрозой находился Кёльн. В пасхальное воскресенье 845г. был захвачен и разрушен Париж, а в 848 г. пал Бордо. Нападения продолжались в последующие десятилетия одновременно с образованием постоянных владений норманнов. Около 860 г. викинги вторглись в Средиземноморье с целью разграбить Рим. Но норманны, мало знакомые с географией Италии, вместо Рима совершили набег на Северную Италию. Во Франции Карл Простоватый 912 уступил Нормандию вождю виконгов Роллону (по крещении Роберт), признавшему французского короля сюзереном, т.е. признал себя его вассалом (вассал—феодал, признающий над собой верховенство власти сюзерена). Норманны выступали также наемниками в Нижней Италии, где потомки Танкреда Отвильского основали королевство Обеих Сицилий. Норманны произвели ряд географических открытий. На северо-западе они открыли в 860 г. Исландию, 876 г. Гренландию, в 1000 г. добрались до побережья Америки.
Понятно, что варяги не смогли оставить без внимания торговый путь «Из варяг в греки» и протогосударственные образования, созданные вдоль этого пути восточными славянами.
В историографии высказывались различные теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская теория. Государственность у восточных славян была привнесена извне варягами (норманнами). Однако у этой концепции много противников. Действительно, летописные и археологические источники подтверждают факты присутствия варягов в IX-Xвв. в Новгороде, Киеве,
Полоцке и др. политических центрах. "Повесть временных лет" указывает на призвание славянами Новгорода и Полоцка варяжских князей. Сам факт призвания говорит о существовании определённых общественных и политических институтов, характеризующих государственность (социальная иерархия, вечевой сход, призвавший варягов, сам "пост" князя с соответствующими функциями). Кроме того, варяжская дружина не могла обойтись без помощи местной знати, что в конечном итоге привело к славянизации княжеской династии.
Концепция Никольского. Государственность у восточных славян стала следствием принятия христианства (988 г). Среди причин принятия христианства можно выделить следующие:
- потребность в повышении международного статуса Руси посредством принятия христианства и породнения с византийской династией;
- потребность в идеологической основе для централизации Руси, возвышения киевского князя как освящённого Богом правителя;
- потребность в идеологической основе, поддерживающей социальное неравенство и санкционирующей систему феодального вассалитета и право господства знати над простым народом.
Несомненно, в результате христианизации была установлена "освещённая Богом" централизованная власть Киевского князя (главного в роду Рюриковичей), укрепляется этнорелигиозное самосознание, утверждавшее принадлежность различных княжеств и этнических общностей Древней Руси и их жителей к древнерусской государственной и этнорелигиозной общности («Земля русская» = «земля православная», русичи = христиане (восточные, православные христиане)). Таким образом, христианство было значимым фактором в развитии Древнерусской государственности, но не истоком государственности.
Антинорманнские теории—отрицается факт варяжского влияния. Данные теории стремятся доказать, что варяги и сам Рюрик либо славяне (возможно полабские), либо обосновать самостоятельное возникновение древнерусской государственности без участия «мифического Рюрика». Также к данной группе концепции можно отнести учёных, считающих, что варяги на Руси составляли только наёмную часть дружины местных князей.
Концепции, пытающиеся учесть как объективное разложение родоплеменного строя у восточных славян с одной стороны, так и роль норманнов, бича Европы того времени, которых не мог не заинтересовать один из главных торговых путей - европейский трансконтинентальный торговый путь, с другой стороны.
Непосредственное отношение к «варяжской проблеме» имеют научные споры относительно происхождения термина «Русь», который до наших дней сохранился в топонимах "Беларусь" и этнонимах «белорусы» и «русские». Термин "Русь" в европейских источниках встречается с 852 г. Выделим основные концепции происхождения данного термина:
1) от реки Рось, протекавшей в землях полян (Киевское княжество);
2) от варягов (летописи упоминают, что Рюрик выходец из варяжского племени русь. Первоначально летописи противопоставляют термины "русь" и "славяне" князь со всей "русью" ходил в земли славянские за данью (в полюдье), т.е. славяне платили дань руси (дружине Рюрика и его приемников);
3) от мощного древнеславянского союза племён в придунайских землях (Руссия вспоминается в 862г. между "Алеманией" и "Моравией" (зона контакта славян и германцев). В 1154г. арабский учёный Аль-Идрис указывает на существования «Руси, выходящей к Причерноморью» (Киевская Русь) и «Руси рядом с Венгрией и Моравией». Рассмотрим основные этапы становления Древнерусского государства.
Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов—протогосударств, куда могли входить и не славянские племена, ранее проживавшие на заселённой славянами территории.
Второй этап связан с появлением Рюрика на севере, где путь из варяг в греки вступал на территорию, заселенную новгородскими словенами, кривичами и их союзниками— чудью и мерью (племенами, родственными современным эстонцам и финнам). В 862г. Рюрик с дружиной был призван новгородцами на правление. Однако в период становления государственности у восточных славян это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и поддержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину.
Документ. «Повесть временных лет».
«В лето 6370 (862 г.) Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бы володел нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне, гъте, тако и си. Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидите княжить и володеть нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новгороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Русская земля. По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады...»
Существуют различные точки зрения относительно формулы "Рюрик, Синеус и Трувор". Она возможно не обозначает реально существовавших лиц, является следствием русского произношения шведской фразы "Рюрик со своим родом и дружиной" (Sim hus, thru waring), что славянская народная молва объяснила по-своему.
Появление Рюрика— варяжского конунга (князя) было ни первым, ни единственным. Сведения об изгнании варягов предваряют рассказ о призвании Рюрика; вероятно, их можно отнести к более ранним событиям (в Ладоге раскопан горизонт, датирующийся примерно 860 годом, со следами большого пожара). Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине— Рогволод, в Киеве— «мужи Рюрика Аскольд и Дир», как их называет Нестор, откуда они в 860 году совершили военный поход на Константинополь. Однако, поскольку в Киеве варяжские правители появились раньше, чем Рюрик в Новгороде, то в действительности они были независимыми князьями. Однако именно призвание Рюрика и деятельность его потомков в условиях становления феодальных отношений у восточных славян сыграло огромную роль в становлении восточно-славянского государства.
В науке шли споры относительно самой персоны Рюрика. Среди антинорманнистов существовала точка зрения о его мифичности, т.е. пытались доказать, что «варяжское происхождение» правящей династии было связано со стремлением обосновать её исключительность, отличность от местной знати и её историческое право на власть, исходя из «призвания» предками славян основателя династии, который на самом деле является вымышленной фигурой. Однако, раскопки, проведённые в Ладоге и Новгороде, подтверждают сведения «ПВЛ» о варяжском присутствии.
Некоторые исследователи отождествляют Рюрика с Рорихом, графом Ютландским из клана Скъёдлунгов по прозвищу "Язва христианства" (Jel Christianitatis). Впервые это сопоставление Рюрика Новгородского и Рориха Ютландского сделал в 1836г. профессор Дерптского университета Ф.Крузе, установивший, что время, когда Рорих исчезал из поля зрения западных хронистов, совпадает со временем появления на востоке Рюрика.
Рорих родился в 800 году. Его отец Хемминг неудачно оспаривал в 810гг. трон у наследников первого датского короля Годфрида, потом бежал к Карлу Великому и получил лен во Фрисландии (Голландия). После смерти Хеминга в 837г. Рорих унаследовал вместе с дядей лен Рустинген в Фрисланде. Будучи наследником и соправителем, Рорих почти беспрерывно воевал с королями Дании, защищая своё и захватывая чужое. В сорок три года в результате раздела империи Карла Великого он был обвинён королём франков Лотарем в измене, лишён лена и схвачен, но ему удалось бежать к королю Людовику, получившему при разделе германские земли.
Однако Рорих сам хотел быть как королём, поэтому почти двадцать лет он воевал в Германии, Франции, Англии, Скандинавии, где пытался создать собственное государство. Не добившись короны на западе, он возможно, установив свою власть в 862-864 гг. в землях ильменских славян и их союзников, где уже известен как Рюрик, не терял из виду свои бывшие западные владения. В 869г. умер Лотарь, и это привело к общему перераспределению ленных владений во Франкской империи. Рорих предпринимает поездку на запад, и в 870г. встречается с новым императором
франков Карлом Смелым. В 873г. он получает назад свой лен - Фрисланд и, возможно, возвращается в Новгород, где он не был вассалом. В 879г., Рюрик умирает, а в западных хрониках Рорих последний раз упоминается в 882г., но уже в прошедшем времени.
У Рюрика в Новгороде остался сын Игорь (Ингвар, Yngvarr), которому в это время было около 2 лет. Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика – Олег (Хельг, Helg).
Очередной этап становления древнерусской государственности связан с Олегом. В 882г. Олег продолжил начатое Рюриком движение на юг, предприняв поход на Киев. Малолетний князь был также взят в поход для подтверждения законности притязаний Олега на Киев, где правили Аскольд и Дир, которые не были родственниками Рюрика. По дороге был взят главный город кривичей Смоленск, и сами кривичи были включены в державу Руси.
Олег стал княжить в Киеве. Новое государство стало называться Великим княжеством Киевским.
Сначала его территория ограничивалась землями полян с городом Киевом, новгородских славян, финнов и кривичей (за исключением кривичей-полочан). Утвердившись в Киеве, Олег стал последовательно подчинять киевскому правительству остальные восточно-славянские племена.
Одни подчинились миром, других завоевали силой. Через двадцать лет к началу X века этот процесс был практически завершён. Все племена, за исключением живших по Оке вятичей, которые входили в сферу влияния Хазарского каганата, оставшихся независимыми уличей, живших в междуречье Днестра и Прута, и кривичей-полочан, имевших собственных варяжских князей, были подчинены Киеву и стали платить ежегодную дань. В 912 году Олег умер, но оставил после себя феодальное государство, в которое были включены не только основная масса восточно-европейских славян, но и чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печёра, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы—финно-угорские и балтские этносы.
Преемник Олега— Игорь (правил в 912-945), сын Рюрика, продолжал объединение восточно-славянских племён. Нарушение сложившегося порядка сбора дани Игорем в 945 послужило причиной восстания древлян и убийства ими князя. Вдова Игоря, княгиня Ольга (правила в 945-969), жестоко подавила восстание древлян и упорядочила сбор дани в интересах государства.
Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-третьей четверти Xв. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.
Окончание формирования древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015 гг.), который завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства.
Первое связано с присоединением довольно мощного восточно-славянского Полоцкого княжества, находившегося на пути из варяг в греки, но имевшего собственную династию. До начала 80-х гг. Х в. в Полоцке сидел свой варяжский князь Рогволод, к которому за помощью (через династический брак) обращались враждующие князья-братья Рюриковичи (Ярополк—киевский князь и Владимир—новгородский князь). Поэтому Владимир захватил Полоцк, силой женился на дочери Рогволода— Рогнеде, уничтожив остальных представителей местной династии. После Владимира во всех княжества Руси княжили Рюриковичи. С точки зрения идеологического оформления государственности и дальнейшего социального и культурного прогресса имели важное значение принятие христианства (988 г.) и женитьба на сестре Византийского императора Василия II—Анне.
После смерти Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что, с одной стороны, свидетельствовало об признании значения Киевского престола, с другой— об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054гг. ).
При Ярославе Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию— от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке.
Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности, посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др.
Для анализа социальной системы необходимо обратится к анализу системы феодального вассалитета.
Феодальная иерархия Древней Руси:
- Великий князь Киевский (старший в роду, владел Киевским княжеством (уделом) и по праву старшинства мог воздействовать на других князей-родственников (удельных князей Киевской Руси));
- удельные князья (Полоцкий, Туровский, Новгородский и другие)— «младшие» родственники Киевского князя;
- бояре - вассалы удельных князей, т.е. бывшая родоплеменная знать и высшие дружинники, владевшие феодом в княжеских уделах;
- дружинники -вассалы бояр или князей, владели землёй в удельных и боярских землях и составляли основу войска.
Естественно, по мере того, как дробились княжеские владения между сыновьями, у них ослабевали силы для подчинения бояр, а у Киевского князя терялся контроль над "удельными", начиналась феодальная раздробленность и междоусобные войны. Это был закономерный этап развития феодализма, который характеризовался подъёмом производительных сил, широким освоением земель, основанием новых городов. Вместе с тем борьба между феодалами наносила ущерб хозяйству отдельных территорий и ослабляла государства перед угрозой внешних вторжений. Что и проявилось в древнерусской истории в конце XI-XII вв.
Если у князя хватало сил, то он мог за неподчинения отдать "боярина в холопы", но если у того не было мощного войска, иногда бояре со своими войсками перебегали к враждующим князьям.
Стоит отметить, что княжеская дружина на Руси имела отличное от остальной Европы значение.
На Западе конунг и его дружинники, захватив территорию, рассаживались по ней, каждый сам по себе и объединялись только в случаях необходимости защиты своих владений или желании новых земель. Например, германцы делили завоёванную землю по жребию; каждому доставался свой аллод.
Аллод— независимое право собственности, не связанное обязательствами. Но у конунга были ещё свои частные цели, для которых он должен был создать свою личную дружину. Этим новым дружинникам он раздавал свои земли, появился феод— владение землёй, данное за службу.
Получивший такой феод, становился вассалом и обязан был нести военную повинность в пользу сюзерена.
На Руси дружина не распадается. Несмотря на выделение отдельных отрядов для других городов, основное ядро, старшие дружинники, продолжают жить вместе с князем, пируют вместе с ним и управляют вместе с князем всей державой.
Можно выделить причины устойчивости дружины на Русской равнине:
- специфика рельефа и строительного материала, сложно построить донжон (каменную оборонительную башню, защищающую подъездные пути к резиденции и округу, «Белая вежа» на Беларуси— пример донжона XIII в.). Укрепление из земли и дерева требовали гораздо больше воинов для защиты;
- малонаселённость и неосвоенность региона. «Податное» население могло уйти на далёкое расстояние, не вступая в конфликт с соседями, а чтобы собирать дань с этого населения, необходимо было ходить на большие расстояния и иметь силу, способную противостоять возможным недовольствам «податного населения» в их же селениях;
- необходимы немалые силы, чтобы защищать своих подданных, торговый путь и караваны судов, идущих в Византию, от большого количества желающих обогатиться за счёт грабежа.
Теперь рассмотрим причины славянизации варяжской дружины.
В VIII-IX вв. у восточных славян происходит процесс распада рода, выделения из него семьи и укрепления этой семьи как основного элемента самоорганизации общества. Городища, в которых жили роды по 100 - 150 человек оставляются их обитателями. Семьи по отдельности или малыми группами расходятся по лесным полянам и долинам малых рек, поселяясь на них деревнями в 3-5, редко 10 дворов, расстояние между которыми измерялось в десятках километров. Взрослые дети ищут себе новые места, и родственные связи рвутся во втором - третьем поколениях. Весь быт деревянный, всё можно легко бросить и уйти на новое место. В то же время родовая старшина переселяется в новые города, которые возникают на месте прежних городищ в экономически выгодных местах. Их собственность— земли рода.
Поэтому контролировать местное население можно было только совместно со славянской родоплеменной старшиной. Следовательно, для того, чтобы у варяжских боевых дружин появилась возможность и причина осесть на Русской равнине, они должны были найти общий интерес с местными славянскими племенами (а на севере с союзом славянских и финно-угорских племён). Таким интересом стала торговля с Византией.
Осев в пунктах, находящихся друг от друга в сотнях километров, варяги не утверждают своих сюзеренных прав, а образуют смешенную славяно-варяжскую аристократию (боярство), признавая верховенство Киева, где формировались торговые караваны на Константинополь.
Открытый характер варяжско-славянской дружины, как совместной организации пришлых варягов и местной старшины, был обусловлен потребностью в большом числе дружинников для сопровождения караванов на Константинополь и защите большой, редконаселённой территории.
Поскольку варяжская дружина не оказалась в положение властителей по отношению к восточным славянам, а объединялась со славянской старшиной, то она славянизируется.
Например, только самый древний договор с Рюриком дошёл до Нестора, сохранив следы скандинавской лексики. Договоры более позднего времени, заключаемые посольствами, сплошь состоявшими из варягов, заключались на славянском языке. Даже в Западной Европе разнообразие вариантов именования Руси отражает процесс быстрой славянизации варягов. Всё начинается с “книжных” Rugi и Ruteni, продолжается романскими Rusi и Russia, и далее немецкими попытками произнести славянское «с»– Rusci, Ruzsi, Ruzi, Ruzzi, Rhos, Riuzen.
Существенную роль в экономическом и социальном облике, как отмечалось, играли города (административные, торговые, ремесленные и культурные центры). В IX-X вв. насчитывалось 25 городов, в XI в.— около 90. В городах существенную роль играло вече—собрание свободных горожан и родовой знати. Полоцкое вече могло даже изгонять и приглашать князя, если тот не мог опереться на поддержку дружины. Например, в 1151 г. из Полоцка был изгнан князь Борис Всеславович, в 1158—из Друцка изгнан князь Глеб. Кроме того, вече могло решать споры между князьями. Ещё большую роль играло вечевое собрание в общественно-политической жизни
Новгородской земли.
В низу социальной иерархии стояли крестьяне, работавшие на феодалов и нёсшие в их пользу повинности. Крестьяне объединялись в территориальную общину - "мир", "весь", которая отвечала перед феодалом за порядок и повинности по принципу "круговой поруки" (все отвечают за провинности одного).
Община— первичная форма социальной организации, возникшая на основе кровнородственных связей. С образованием классового общества первобытная кровнородственная община трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.
Формы феодальной зависимости крестьянства:
- экономическая зависимость (сохранение личной свободы, но выполнение повинностей в пользу господина);
- личная зависимость (лишение личной свободы и возможности распоряжаться собой).
Категории крестьян:
- «люди»- свободные общинники, в более поздний период, по мере укрепление феодальной
собственности на землю и закабаление крестьян начинает преобладать термин «смерд», обозначающий простолюдина;
- «закупы» - временно зависимое состояние до возращения долга («купы»);
- «рядовичи»- временно зависимое состояние на период выполнения договора («ряда»);
- «изгои»- лично свободные, но не участвующие в самоуправлении общиной крестьяне;
- «челядь»- лично зависимое от феодала население (слуги);
- «холопы»- лично зависимое население, со временем— основная производительная сила в
феодальном поместье. Стоит обратить внимание, что хотя в древнерусских документах холопы часто называются «рабами», но в данном случае это является указанием на их личную несвободу, что сближало их положение с указанной категорией. Однако холопы, в отличиt от античных рабов, могли иметь семью, а в собственности— движимое имущество, что говорит о принадлежности их не к классу рабов, а лично зависимой категории крестьянства.
Документ. “Пространная Русская правда о холопстве». «Русская правда» (древнерусский сборник законов), отразивший в себе специфику социально-экономического развития Древнерусского государства.
По этому документу мы можем выделить не только пути попадания в разряд холопов (с. 102-104), но и стремление властей оградить от произвола «временно лично зависимое население» (с. 105).
«102. Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полу гривны, а послухи поставить, а ногату дасть перед самемъ холопомь.» Т.е. речь идет о добровольной продаже себя в холопство, при которой плата, передаваемая княжескому человеку как пошлина, узаконивает холопство.
«103. А второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить». Т.е. тот, кто женится на рабе без договора с ее владельцем, обращается в холопство.
«104. А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить». Т.е. тиунство, как и ключничество, без предварительного договора с господином также обращает в холопство.
«106. Аже холопъ бежить, а заповесть господинъ, аже слышавъ кто или зная и ведая, оже есть холопъ, а дасть ему хлеба или оукажеть ему путь, то платити ему за холопъ 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ». Никто не должен помогать холопу, о бегстве которого объявил господин, запретив его принимать, давать холопу хлеба и указывать ему путь.
«107. Аже кто переиметь чюжъ холопъ и дасть весть господину его, то имати ему переемъ гривна; не оублюдеть ли, то платити ему 4 гривны, а пятая переемная ему; а будеть роба, то 5 гривенъ, а шестая на переемъ отходить». Т.е. устанавливается вознаграждение за выдачу и наказание за сокрытие беглого холопа. Т.е. закон гарантировал охрану права собственности на холопа.
«105. А въ даче не холопъ, ни по хлебе роботять, ни по придатъце; но оже не доходять года, то ворочати ему милость; отходить ли, то не виноватъ есть». Человека, получившего в долг хлеб или что-либо, т.е. закупа, нельзя было держать в личной зависимости более года.
Краткая Русская правда о положении холопов.
«16. Или холопъ оударить свободна моужа, а бежить въ хоромъ, а господинъ начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить за него господин его 12 гривне; а за тымъ, где его налезоуть оудареныи тои моужь, да бьють его». Т.е., если холоп ударит свободного человека и скроется в доме хозяина, а господин его не выдаст, то холопа не брать, а господин платит за него 12 гривен; если же обиженный встретит потом холопа, то может его убить (по другому предположению – бить). Здесь мы видим, что даже уплата хозяином холопа «за обиду» свободного человека, не спасала холопа от расправы, что свидетельствует о положении данной категории лиц в самом низу древнерусской социальной иерархии. Для сравнения:
«31. Аже смердъ мучить смерда безъ княжа слова, то 3 гривны за обиду… 32. Аже огнищанина мучить, то 12 гривенъ за обиду…».
Повинности крестьян:
- дань, полюдье (самая древняя, взималась продуктами промыслов: мех, мёд, грибы и т.д.), господствовал в IX-XIвв;
- оброк (натуральный— плата крестьянина господину за пользование землёй продуктами производства или собирательства; денежный— плата крестьянина господину за пользование землёй деньгами (характерен для периода становления товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве);
- барщина—обработка крестьянином своим инвентарём земли господина.
Развитие феодальных отношений сопровождалось острой социальной борьбой: восстания смердов и горожан в Ростово-Суздальской земле в 1024г. и около 1071г., Киеве 1068-1069гг. и 1113г., Новгороде около 1071г. и др., нередко принимавшие религиозную форму и возглавлявшиеся жрецами языческих культов— волхвами. В данном случае христианство отождествлялось с княжеской властью и связанными с ней тяготами. Аналогичные восстания ранее имели место среди полабских славян, только они были направлены против немецкой колонизации.
Документ. Краткая «Русская правда» о социальных конфликтах.
«18. Аще оубьють огнищанина въ обидоу, то платити за нь 80 гривенъ оубиици, а людемъ не надобе; а въ подъездномъ княжи 80 гривенъ». Т.е. за огнищанина (дружинника), убитого в обиду (в случае мести), платит только убийца, а не люди (семья, род, община). Подъездной княжь – сборщик податей в пользу князя. Эта статья Правды Ярославичей становится понятной, если вспомнить, что Правда возникла в условиях борьбы феодалов с крестьянами и горожанами.
«24. Аще роба кормилица, любо кормиличицъ 12». Т.е. Кормиличич – молочный брат, князя.
Кормилица и ее сын (кормиличич) выделены повышенной вирой (платой) за их убийство, как люди близкие к князю. Вероятно, Правда Ярославичей упоминает о них в связи с действительным фактом убийства княжеских приближенных во время восстаний 1068–1071 гг.
Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Активная тенденция к этому проявилась уже во второй половине XIв., после смерти Ярослава Мудрого (1054г.). Рост экономической самостоятельности городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей за политическую независимость от Киева. В 1097 съезд русских князей в г. Любече принял решение о наследовании земель своих отцов и о независимости владений. Владимиру Мономаху (правил в Киеве в 1113-1125гг.) удалось замедлить распад Киевской Руси, но в 1132г. после смерти великого князя киевского Мстислава Владимировича (правил в 1125-32гг.) оно окончательно распалось. Образовалось около полутора десятков фактически самостоятельных государств.
Старшинство киевского князя, все ещё называвшегося "великим", сохранялось лишь номинально.
"Великими" называли себя также черниговские, владимирские и другие князья.
Особое место в средневековой истории Руси занимал Новгород. В отличие от других земель Киевской Руси, в Новгороде в X-XIвв. не сложилось потомственное княжение. В течение XI в. новгородское вече неоднократно решало судьбу князей на новгородском престоле. Фактическая
власть принадлежала феодальным и городскими верхам. За обособление Новгорода от Киева выступало новгородское боярство, поддержанное городским населением. При Владимире Мономахе была сделана последняя попытка удержать в повиновении новгородское боярство. В 1118г. бояре были вызваны в Киев, приведены к присяге на верность, часть из них обвинили в злоупотреблениях и пленили. Однако эта расправа не остановила сепаратистских устремлений Новгорода. В 1136 боярство и купеческая верхушка, использовав народное недовольство, изгнали князя Всеволода Мстиславича, что привело к образованию Новгородской феодальной республики. Верховная власть находилась в руках веча, избиравшего посадника, тысяцкого (ранее назначавшихся князьями), архиепископа (с 1156), приглашавшего князей для выполнения главным образом военных функций. Позднее боярство создало свой орган власти— «совет господ», правительство Новгорода. Несмотря на то, что фактически власть оказалась в руках соперничавших между собой группировок местной боярской знати, ремесленно-торговое население оказывало значительное влияние на ход событий. Нередко вспыхивали антифеодальные народные восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270 гг. и др.).
Новгородская республика являлась крупным поставщиком мехов, моржового клыка, пеньки, воска и других товаров в Западную Европу, откуда в Новгород поступали сукна, металлы, оружие, вина, драгоценности. Новгородские купцы объединялись в торговые корпорации и торговали со Швецией, с городами Германии и Дании, а также с русскими землями. Новгород был не только торговым высокоразвитым ремесленным, но и культурным центром. Берестяные грамоты (их обнаружено свыше 500) свидетельствуют о высокой степени распространения грамотности среди новгородцев.
Особую роль играло Полоцкое княжество. Во второй половине XIв. при Всеславе Чародее (1044-1101 гг.) Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы киевских князей. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи «не от Бога». Всеслав пытался установить контроль над Северной Русью и балтскими землями. В 1066 г. он захватил и ограбил Новгород, в 1067 г. установил контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который находился в зоне контакта с литовскими племенами.
Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка, сыновья Ярослава Мудрого устроили военный поход (1067 г. битва на р. Немиге, первое упоминание о Минске). В конечном итоге Всеслав был пленён и оказался в киевском остроге. Однако в 1068г. в результате народного восстания, он был избран князем киевским, но, отказавшись, возвращается в Полоцк. Независимую политику пытались проводить и другие полоцкие князья. В конце 20-х гг. XII в. сын Владимира Мономаха Мстислав Киевский совместно с черниговским и переяславльским князьями осуществил поход на
Полоцк, всех князей полоцкой линии, сыновей и внуков Всеслава вместе с жёнами и детьми пленили и выслали в Константинополь, а византийский император направил этих князей в действующую армию на борьбу с сарацинами. Однако один из Полоцких князей избежал пленения и был избран Полоцким вечем на княжение (1132 г.), а после его смерти на престол был избран Василий-Рогволод, вернувшийся из Византии. Однако дробление Полоцкого княжества в XII в. и усиление крестоносцев в Прибалтике привели к его ослаблению.
В Северо-Восточной Руси в XI в. сложилось Ростово-Суздальское княжество (позднее - Владимиро-Суздальское). В древнейших русских городах Ростове и Суздале выделилась влиятельная прослойка бояр-землевладельцев - фактических хозяев этого края. В XII в. возникли новые города: Владимир, Переяславль (Переславль-Залесский), Юрьев-Польский и др. Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий (правил в 1125-1157 гг.) вёл упорную борьбу с южно-русскими князьями за Киевское великое княжение. В ходе этой борьбы он строил крепости для защиты своей территории, в том числе в 1156 г. — Москву (первое упоминание в 1147 г.).
Дальнейшее усиление Ростово-Суздальского княжества и укрепление княжеской власти произошло во время княжения Андрея Боголюбского (правил в 1157-1174 гг.), который, опираясь на средних и мелких феодалов-дружинников, отстранил от управления старое боярство, перенёс столицу княжества во Владимир на Клязьме. При Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо (правил в 1176- 1212 гг.) Владимиро-Суздальское княжество превратилось в сильное государство.
Крупнейшим государством в Юго-Западной Руси было Галицко-Волынское княжество. Галицкое княжество и Владимиро-Волынское княжество были объединены в 1199 г. князем Романом Мстиславичем. В условиях половецких набегов и княжеских усобиц экономическому подъёму Галицко-Волынского княжества способствовало его выгодное географическое положение. Роман Мстиславич (правил в 1199-1205 гг.) и Даниил Романович (правил в 1211-1264 гг.) вели ожесточённую борьбу с галицким боярством, обладавшим большой экономической и политической мощью. В XII-XIII вв. росло торговое и политическое значение городов:
Галича, Владимира-Волынского и др. Консолидация горожан, поддержка ими центральной власти были в значительной степени обусловлены борьбой с боярством.
Высокого уровня достигла древнерусская культура, опиравшаяся на местные традиции и обогащенная византийским влиянием. Возникли выдающиеся памятники письменности: летописные своды (XI в.), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Слово о полку Игоревом», жития кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (XI - начало XII вв.), сочинения митрополита Иллариона, Владимира Всеволодовича Мономаха и др. Князья Владимир Святославич, Ярослав Мудрый и др. создавали школы, библиотеки, привлекали замечательных мастеров: строителей, архитекторов, живописцев. В Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове и других городах работали ремесленники многих специальностей. В X-XI вв. были построены: Десятинная церковь и Золотые ворота в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, монастыри— Киево-Печерский, Выдубецкий и др. В эпоху Киевской Руси происходит формирование древнерусской народности, ставшей основой последующего формирования 3 братских народностей - русской, украинской и белорусской.
Правда стоит отметить, что не все согласны с тем, что древнерусская народность как таковая полностью сложилась. Особая роль в развитии культуры Древней Руси принадлежит Кирилле Туровскому, Ефросинье Полоцкой, Клименту Смолятичу, Авраамию Смоленскому и др.
Таким образом, Древняя Русь являлась раннефеодальным европейским государством, которое сложилась на трансъевропейских торговых путях в следствие разложения общинного строя у восточных славян и образования у них протогосударственных объединений и роли норманнов, которые стали либо основателями династии, объединившей земли восточных славян, либо представляли наёмную основу княжеской дружины. Также существенную роль на консолидационные процессы оказало принятие христианства. Даже феодальная раздробленность, явившаяся естественным следствием развития социально-экономических и социально-политических отношений, не смогла полностью преодолеть осознания прежнего культурного и политического единства Руси.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1797;