Великое переселение народов» и славяне.
«Великое переселение народов» - процесс перемещения больших этнических групп (племён) в Евразии, в IV-VII вв. н.э., приведший к существенному изменению этнической и политической карты Европы, в частности— уничтожению Западно-Римской империи и созданию условия для формирования современных европейских народов и их государственности. Подобные процессы, как вы уже знаете, происходили и ранее, но именно это переселение сыграло серьёзную роль в историческом развитии Европы.
Некоторые исследователи считают, что целесообразно расширить хронологические рамки «Великого переселения», т.к. масштабные перемещения племён, главным образом с востока на запад, начались до н.э. (сарматы) и фактически прекратились лишь с переселением мадьяр на их современную территорию (Венгрия). В процесс переселения народов ими также включается перемещение гуннов от Монголии до Волги (I-II вв. н.э.), передвижение готов от Балтики до Чёрного моря, синхронные с ними и последующие перемещения германских племён на запад, а вслед за ними славян до Эльбы на западе и по Восточно-Европейской равнине на Востоке.
Одно из главных мест в «Великом переселении» занимает гуннское нашествие. Племена хунну (гунны) представляли собой воинственный кочевой союз, сложившийся на северных рубежах Китая в V-III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности гуннов не является простым.
Первоначально среди них преобладали прототюрки (предки тюрок и монголов) и маньчжурские племена. Однако на западе и юго-западе от них жили индоевропейские этносы (иранские и тохарские): Западная Монголия, Северо-Западный Китай, Казахстан. На севере и северо-западе обитали угорские народы (уральская семья): Южный Урал и Южная Сибирь. Во II в. до н.э. гунны устремились на запад, подчиняя соседние этносы. Ко II в. н.э. гунны вышли к Волге, установив контроль над территорией от этой реки до Монголии, и представляли собой полиэтнический союз племён. Серьёзным соперником гуннов в Восточной Европе стал Аланский племенной союз, контролировавший территорию между Волгой и Доном. Аланы (предки современных осетин), как и гунны, были кочевниками и вплоть до 70-х годов IV в. сдерживали их натиск на Европу. Однако гунны смогли подчинить аваров, потом разгромили готов и другие народы Черняховской культуры.
Гунны и подчинённые им народы прошлись по Европе, например, в V-VI вв. алан мы встречаем в Испании и в Северной Африке. Центром «гуннской империи» стала Паннония (нынешняя Венгрия), где до этого жили славяне. Европейские гунны уже сильно отличались от своих монгольских предков. Составив политическую верхушку, гунны переняли черты, характерные для оседлого образа жизни, от подчинённых народов. Кроме того, имя одного из самых известных гуннских вождей Атиллы переводится с готского языка как «батюшка» (старший), что говорило о серьёзных изменениях, как в их социальном, так и в этническом облике.
После ухода гуннских племен из степей, примыкавших к границе Китая, в Восточной Монголии и Западной Маньчжурии сформировался союз кочевых племен, которые китайские летописи называли терминами сяньби или вей. Наиболее влиятельными в союзе были племена объединения жуань-жуаней и киданей. В VI в. жуань-жуани (в европейских источниках—авары) начали продвигаться по следам гуннских племен на запад. В середине 6в. они напали на Кавказскую Албанию, вторглись в Азербайджан и Армению, потом пошли на север. В 568 году авары прорываются в Паннонию и создают своё государство— Аварский каганат. Авары подчиняют себе все окрестные племена, в том числе и славян. С началом ослабевания Аварского каганата, первого и последнего государственного объединения, практически полностью контролировавшего славянский мир, заканчивается история славян вообще и начинается история отдельных славянских народов, и это же время является временем начала формирования восточно-славянской группы. Материальным свидетельством аварского периода стали находки, относимые к VII в., найденые на городище Хотомль в Беларуси и др. элементов железных доспехов аварского типа. Приблизительно к этому же времени относятся и первые (пока еще легендарные) сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей.
Протославяне жили в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и протоиталиками. Первая однозначно славянская культура— пражская (V-VI вв.), локализируется она в Южной Польше, Северо-Западной Украине.
Начиная с середины VI в., славяне попадают в поле зрения западно-европейских хронистов и восточных (арабоязычных) авторов. Первые бесспорные сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.), который дважды упоминал славян.
Документ. “В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружен великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса), с юга же [его] отсекает сам великий Данувий, с востока - Флутавсий (Прут?), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их [т.е. рек] окружении лежит Дакия, укрепленная [расположенными] наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу от истока реки Вистулы, на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна [традиционно отождествляется с г. Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная] и озера, которое называется Мурсианским [?], вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов”; “После избиения херулов (германские племена, потерпевшие в 512 г. поражение от гепидов и лангобардов и ушедшие из Среднего Подунавья на свою историческую родину, в Ютландию) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их [плохого] вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное [хорошо] вооруженное войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика”.
Согласно Иордану, к племенам венетов, названия которых менялись “в зависимости от различных родов и мест обитания”, относились народы, которых он именовал славянами и антами.
Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы.
Задание. Назовите славянские племена, которые выделяет «Повесть временных лет» и где они локализируются?
Документ. Отрывок из «Повести временных лет» XII в.
“По мнозех же времянех [после “размещения языков”] сели суть словении по Дунаеви, где есть ныне Угорьска [Венгерская] земля и Болгарьска. Ии от тех словен раидошася по земле и прозашася имены своими, где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце имянем Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. Аа се ти же словене: хорвате белии и серебь и хорутане. Волхом во нашедшем на словени ина дунайския, и седшем в них и нисилящем им, словене же оби прешедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мозовшане, ини поморяне.
Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота, от сея прозашася полочане. Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле и нарекошося север. И тако разидеся словеньский язык...”
Вследствие великого переселения народов в IV-X вв. славяне разделились на три главных диалектных ареала:
1) южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов);
2) западный (предки чехов, словаков и поляков);
3) восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Зону особенно активных культурных и языковых связей балтов и славян составляли области верхнего Поднепровья, Западно-Двинского и Окского бассейнов, населенные племенами днепровских балтов и постепенно осваиваемые славяноязычным населением.
1 - приблизительная территория славянской прародины;
2 – направления расселения славян;
3 - балты;
4- финно-угры;
5- германцы.
В момент начала славянского продвижения на северо-восток, т.е. в VII - начале VIII века, на востоке Европы складываются новые государства— Хазарский каганат (650 г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ и Восточный Крым и Волжская Булгария (670 г.) в среднем течении Волги. Тогда же Балтийское море начинает превращаться в область активных торговых контактов различных народов, населяющих его берега. Возникают торговые пункты: Рольсвик и Аркона на острове Рюген, Хедебю в Ютландии, Хелгё и Бирка в Швеции, Волин на Одре, Стаград в земле ободритов, Ладога (современная Старая Ладога) в землях новгородских словен, основанная в середине VIII в. как торгово-ремонтная пристань. В этом сообществе активную роль играют и славяне. В историографии распространено мнение об исходном единстве восточно - европейского славянства и расселении восточных славян из единого центра — Среднего Поднепровья и Приприпятья. Этой теории соответствует и господствующая в славянском языковедении концепция, согласно которой до XIII в. язык восточных славян был единым и не имел деления на диалекты. Племенные различия объяснялись следствием смешивания славян с дославянским населением (балтским субстратом — в Беларуси, балтским и угро-финским — в «русских» районах, скифо-сарматским – на территории Украины).
Однако как в российской, так и в белорусской историографии существует и другая точка зрения, отрицающая однородность восточных славян. В качестве доказательств данной теории выступают данные антропологии, диалектологии, исследования языка берестяных грамот древнейшего периода, в которых отразился живой разговорный язык, не сохранившийся в памятниках древнерусской книжности. Анализ новгородских берестяных грамот показал некоторое сходство их языка с западно-славянскими языками.
При анализе костных останков, полученных из курганов и городских кладбищ Древней Руси, было выделено несколько антропологических типов восточного славянства раннего периода.
Однако целесообразно отметить, что эти антропологические типы славянства могли стать следствием смешивания славян с дославянским населением Восточной Европы, что в конечном итоге и привело к распаду первоначально единой восточно-славянской общности.
Итак, для юго-западной части территории, заселенной восточными славянами, характерен относительно широколицый антропологический тип (черепа из захоронений в Волыни и южных регионов Прикарпатского Полесья, Молдавии, некрополей Киева). Их ближайшие аналоги выявляются среди материалов из средневековых славянских погребений Польши и Чехии и Словакии. Вероятно, что зона локализации данного типа останков является следствием первоначального продвижения славян в Восточную Европу (Приприпятье и Среднее Поднепровье) с территории славянской прародины.
Второй антропологический тип восточного славянства локализируется в днепровском левобережье и бассейне верхней Оки. Он характеризуется средним или узким лицом, что свидетельствует о схожести данного антропологического типа с населением II-IV вв., известного по черняховским могильникам. Вероятно, они были в основном славянизированными потомками скифского (ираноязычного) населения тех же областей. Аналогичный антропологический тип славян левобережной части Верхнего Поднепровья и верхней Оки, возможно, стал следствием расселения славян из Среднего Поднепровья, а также результатом влияния финно-угров.
На территории Беларуси (в Верхнем Поднепровье и в бассейне Западной Двины) выявляется третий антропологический тип восточного славянства — результат ассимиляции местных балтов славянами. Формирование данного антропологического типа в Восточной Европе восходит к бронзовому веку (индоевропейской колонизации и, как следствие, этногенезу в этом ареале балтов).
Четвертый антропологический тип восточного славянства представлен в могильниках Новгородской и Псковской земель. Он не связан с антропологическим строением прибалтийско-финского населения, жившего здесь в древности. Ближайшие аналогии черепам раннесредневековых славян этих территорий обнаруживаются в землях балтийских славян.
Вероятно, это является следствием переселения предков новгородских словен и кривичей откуда-то из бассейнов Одры и Вислы. Возможность продвижения западных славян в этом направлении допустима, т.к. именно во 2-й половине I-го тысячелетия славяне из бассейна Вислы заняли земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря.
Таким образом, с этой точки зрения, Северо-Западная Русь, сохранившая древние вечевые порядки на многие столетия, вобрала в себя не днепровский, а главным образом западно-славянский контингент населения; Северу и Югу были присущи различные традиции, а
Древнерусское государство возникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства.
Независимо от центров расселения можно установить динамику продвижениия славян в различных регионах Восточной Европы.
В V-VI вв. славяне локализировались в Приприпятьи и прилежащих районах Среднего Приднепровья.
К середине VIII в. славянская колонизация на севере достигла рубежа озёр Ильмень-Ладога-Онега-Белое. В движении на север, по одной из теорий, основное участие принимали западные славяне из бассейна Вислы, по другой— славяне из Приднепровья. На северо-востоке славяне вышли в район правобережья верхней Волги.
В IXв. славяне колонизируют Подвинье и верхнее Понемонье. На юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.
Оказавшиеся внутри этого нового славянского ареала финские (весь, меря, мещёра, чудь) и балтские (голядь) племена впоследствии полностью ассимилировались. Причем, если в отношении финских племён этот процесс был вполне мирным, то в отношении литовских племён это не так. Древнерусские былины сохранили сведения о борьбе Ильи Муромца с Соловьём Разбойником, который ни конному, ни пешему пути через свой лес не давал. Соловей - один из тотемов литовцев, а «лес соловья-разбойника» находился на границе Смоленского, Черниговского, Муромо-Рязанского и Владимирско-Суздальского княжеств. Как раз в этом регионе и проживало балтское племя «голядь». Стоит отметить, что на территории Беларуси балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне как более многочисленные и более организованные смогли включить в состав своих племенных союзов балтские племена, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из предпосылок этногенеза белорусов.
Заняв территорию по границе леса и степи, славяне попадают в зону контакта со степными народами (скотоводами). Славяне юго-востока начинают выплачивать им дань. Соседствуя с государством хазар, славяне знакомятся с самой идеей государственности. Через хазарский каганат к юго-восточным славянам (полянам, вятичам) попадают изделия из Арабского Халифата и Византии. Всё это, согласно взгляду В.О.Ключевского, способствовало экономическому и политическому развитию славян. Вполне возможно, что сам Киев был первоначально заложен в начале IX века как северный форпост Хазарии. Но стоит иметь в виду, что славяне соседствовали не с оседлым ядром тюркской Хазарии, а с их союзниками и вассалами – уграми (венграми), кочевниками, урегулировать отношения с которыми было сложно.
Само возникновение Киева связано со славяно-венгро-тюркским контактом. Киев как поселение сложился в IX в. в результате роста 3-4 поселений VI-IX вв. В IX в. как мощный славянский центр Киев находился под властью хазар и венгров.
Венгерская орда (союзник хазар) включала непосредственно венгров (уральская семья) и тюрок-кунов (этнос? родственный более поздним половцам, алтайская языковая семья). Этноним тюрок-кунов— «Kü», «Kuvu» в тюркском языке также имеет значение «Лебедь». Кроме того, лебедь как тотем известен в тюркской и алтайской этнонимике (самоназваниях народов). Константин Богрянородный говорит о существовании Лебедии, входившей в ареал венгерской орды. После 830-х гг. под натиском печенегов граница венгерского коганата сместилась в среднее Приднепровье, включив «киевские» славянские поселения, находившиеся на границе лесной зоны в свою периферию, и основали там одно из поселений, которое получило название в соответствии с этнонимом основателей «Kün». Восточные славяне могли произносить его название как «Кын». Пришедшие сюда норманны взяли за основу славянскую форму названия, а само название зафиксировано в западно-европейских документах того времени: Cönogardia, Chungard, Chue, Koénugardt. В 80-х годах IXв. венгерская орда прошла через Карпаты в Панонию, где и осела. А кооуи, куи упоминаются в Ипатьевской летописи под 1151 и 1162 гг. как союзники киевского князя.
В заключении обратимся к анализу социально-экономического развития восточных славян в V-IX вв.
Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти I-го тысячелетия у славян происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономической жизни, прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. Историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на средства производства и образованию имущественного и социального неравенства.
Главным занятием восточных славян в данную эпоху были земледелие и скотоводство в сочетании с различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение имели промыслы; кроме того, во внешней торговле, особенно со странами Востока и Византией, особую роль играл экспорт мехов, которыми в ту пору были богаты таёжные леса, заселённые славянами.
Блеклый остаток этих лесов дожил до наших дней в образе Беловежской пущи, находящейся на границе Беларуси и Польши.
Славянам, как и балтам, были известны такие системы земледелия, как переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах). При переложной системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2-4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При подсечно-огневой системе деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем сжигали и выкорчёвывали. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.
Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII в.
Однако наличие данных систем землепользования у восточных славян не должно абсолютизироваться. С юго-запада на северо-восток славяне приносят пашенное земледелие. По данным советских и германских историков фрагменты плуга были найдены как в лесостепной зоне (Украина), так и в лесных районах в городищах (укреплённых поселениях, в центре которых находились амбары и др. хозпостройки, где хранились запасы сельской округи, общины) и селищах (неукреплённых поселениях) по течению крупных рек и датируются они VI-IX вв.— периодом расселения славян по Восточной Европе. Таким образом, славяне освоили пашенное земледелие, что выделяло их из балтского и финно-угорского массива.
Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место. Как отмечают немецкие и скандинавские исследователи, именно переход к выращиванию ржи в лесной зоне способствовал социальному прогрессу в Северной и Северо-Восточной Европе, т.к. рожь, а не пшеница давала здесь большие урожаи.
Наряду с земледелием славяне разводили лошадей, коров, свиней. Стоит отметить, что именно славяне принесли в северо-восточную Европу дуговую и шлейную упряжь, заимствованную ими у Рима (шлейная упряжь) и восточных кочевников (хомут), и чуть ли не первыми в Европе начинают пахать на лошадях, а не на волах. Это дало возможность значительно увеличить производительность труда.
Славяне занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска диких пчел) и др. видами собирательства.
Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии в Причерноморье. "Поветь временных лет" (XII в ) так описывает его: "Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, из верховьев Днепра волоком до Ловоти, о Ловоти до озера Ил ень из него по Волхову в озеро Нево из того озера внидеть устье в море Варяжское (Балтийское по то морю идти до Рима, а от Рима прийти по тому же морю ко Царюгороду (Константинополю), а от Царягорода прийти в Понт море (Чёрное море) в негоже течет Днепр река". Этот путь стал основной дорогой Древней Руси.
Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны, но в это время его контролируют еврейские купцы Хазарского каганата.
Были и сухопутные пути, например источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.
Что касается семейного уклада славян в древности, то можно констатировать безусловную власть отца (главы семейства) над своими домочадцами. Кроме того, славяне до принятия христианства были многожёнцами. Положения женщины стоит подразделять на «статус девушки» и «статус жены». Девушки, пользовались большой свободой. Например, летописные сведения указывают, что они могли сходиться с молодыми людьми чужих родов на игрищах, имели возможность совещаться с ними для бегства, сам факт бегства девушки с мужчиной означал выход замуж независимо от воли главы семейства. Что касается положения жён у славян, то иностранные писатели удивляются привязанности славянских женщин к мужьям, за которыми они следовали даже в могилу. Вероятно, что у славян, как и у германцев, было верование, что мужчина легче достигает блаженства в будущей жизни, если приходит туда в сопровождении женщины, однако массовой практики «сопровождения» жёнами своих умерших мужей у восточных славян не зафиксировано. Кроме того, не смотря на подчинённое положение жены, высока была её роль, как матери, пользовавшейся почётом и уважением детей, что отражено в русских сказках и былинах.
Материальная основа восточно-славянской культуры была богаче, чем у финских племён, территорию которых колонизируют славяне на северо-востоке. Славяне приносят на север хлебную печь, но трансформируют её в главный элемент жилища (вместо очага-камина).
Археологические источники свидетельствуют, что в VI-IX вв. славяне жили в жилищах-полуземлянках с бревенчатым срубом или в наземных столбовых постройках, которые составляли селища и городища.
Подобные памятники найдены в Поднепровье, Побужье, Поднестровье, Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии.
Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом.
Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями.
Религиозные представления славян отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском, Шкловском и др. идолах). Наиболее распространённым типом пластики славян были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм.
На основе письменных источников VI-XII вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. Даже после крещения Руси (988 г.) славяне сохраняли пережитки древних верований: поклонялись явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним духам. В конечном итоге эти верования в совокупности с христианством составили основу традиционной культуры (фольклора).
К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков — «родителей», к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Ещё один древнейший пласт— поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека (фетишизм и аниматизм). Отголосками таких верований было поклонение, например камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний, а на территории Беларуси «священные камни» сохранились вплоть до начала XX в. Кроме того, белорусский фольклор зафиксировал наделение окружающих предметов сверхъестественными свойствами (начиная от бороны и печи и заканчивая метлой и горшками). Распространен был и тотемизм — вера в происхождение человеческого рода от животного-прародителя. Например, днепровские славяне поклонялись священным животным — диким кабанам-вепрям, у славян лесной полосы одним из тотемных животных был медведь. Разновидностью культа предков в облике животных, связанного с тотемизмом, является оборотничество. Так, в русских былинах имеются примеры обращения в сокола, муравья, волка, лебедя, утку, лягушку. В белорусских преданиях часто встречается образ “ваўкалака” (человека-волка), который часто является нейтральным, а не отрицательным персонажем, а обряд оборотничества сохранился в белорусском фольклоре вплоть до начала XX в. Отрыв духа-двойника от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождало веру в души мертвых, а также культ предков. Невидимые духи— души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно "заполняют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания.
Поклонение относится к живущему в нем духу. Не сам предмет, а именно его дух («anima»—дух, душа) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей.
Анимистические верования приближали восточных славян к следующему этапу— политеизму, т.е. вере в богов.
Среди восточно-славянских богов известны: Волос или Велес— бог скота, торговли и богатства, у белорусов он также является покровителем загробного царства; Хорс, Ярила— различные воплощения Солнца; Стрибог— бог ветра, вихря и вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли", богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы; Симаргл — единственное зооморфное существо в пантеоне древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Постепенно возвышается бог грозы Перун. Перун — индоевропейский бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины, возвышается в славянском пантеоне по мере возвышения княжеской власти и формирования государства. В 980 г. киевский князь Владимир проводит религиозную реформу — сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. Это была идеологическая акция, с помощью которой Владимир пытался «санкционировать» и упорядочить иерархию божеств, поставив над ними Перуна, что свидетельствовало о стремлении подвести идеологическую основу под социальную иерархию и утвердить главенство князя над всеми. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, претендует и на роль религиозного центра.
Таким образом, в ходе «Великого переселения народов» сложились условия для колонизации славянами Восточной Европы, что совпало с разложением у них родоплеменного строя вследствие сравнительно высокого уровня развития производительных сил, что в конечном итоге привело к созданию Древнерусского феодального государства, формированию мощного восточно-славянского этноса, доминирование которого в Восточной Европе с течением столетий всё более усиливалось.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1883;