Познание как исторически развивающееся гношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые г. процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие к-ред человеком или социальной группой в ходе освоения действи-
236 О Философия медицины 4> Раздел III -Ф- Глава 12
ч,
•1,;
тельности. Человек постоянно познает мир и всегда открывает для себя новое в материальной и духовной жизни.
Познание может быть обыденным и научным. Обыденное познание осуществляется индивидом или группой людей, оно нацелено на приспособление субъекта познания (человека) к окружающим условиям и призвано дать более или менее здравый ответ на любые изменения в' системе «человек — окружающая среда». Научное познание — познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «человек — мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законов, по которым существует мир и человек в этом мире.
В познании велика роль субъективного фактора. Субъектом познания может выступать отдельный человек (изучающий какую-либо проблему), научно-исследовательский коллектив (работающий над еди-л ной задачей), а может и часть всего человечества (размышляющая над ( одной из глобальных проблем). Фактором, объединяющим людей и | позволяющим говорить о них как о едином субъекте познания, явля-; ется объект познания, то есть то, на познание чего направлены кол-П лективные усилия творческих объединений, ученых, исследователей! и просто любознательных.
Объекты познания могут быть первичными, вторичными, третич* ными. Первичный объект познания — это определенные части, фраг- | менты объективного мира, которые исследуются, познаются человеком с помощью его органов чувств, приборов и т.д. Поскольку в процессе познания возникают абстрактные образы объективного мира, | которые верно или искаженно отражают действительность, то эти образы, в свою очередь, могут выступать объектами познания других( людей. Эти объекты познания, в силу их абстрактности, носят уже не 1 первичный, а вторичный характер. Вторичные объекты познания - это ,| те объекты, которые так или иначе связаны с психической познава-.'{ тельной деятельностью человека, с его сознанием, с отражением в со-» ч знании различных сторон и сфер жизни, включая самосознание. Тре-» тичные объекты познания — объекты высокого уровня абстракции^! которые специально создаются и изучаются человеком для того, что-1 бы, с одной стороны, упростить, а с другой, углубить процесс позна-1 ния первичных объектов. Такие, например, идеализированные теоре-1 тические объекты науки, как «точка», «прямая», «плоскость», «земная! ось», «идеальная паровая машина», «абсолютно черное тело» и т.д. изу» [ чаются для того, чтобы лучше познать мир, в котором мы живем, ко-1 торый нас окружает. Познание начинается с первичных объектов, ко-1 торые выступают не только исходным материалом для познавательной Г деятельности, но и, в конечном счете, источником знаний.
Философия познания. Специфика медицинского познания -Ф- 237
Познание, как известно, бывает эмпирическим (чувственным) и рациональным. Рациональное познание исходные посылки своей деятельности берет из чувственного познания.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.
Для чувственного познания характерны: непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта), наглядность и предметность возникающих образов, воспроизведение объектов познания на уровне явления, т.е. их внешних свойств, которые могут быть восприняты органами чувств человека.
Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.
Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта. Такими отдельными свойствами и сторонами познаваемого объекта могут быть цвет, звук, контуры, температура, запах и т.д.
Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. Оно является результатом деятельного, активного отношения человека к познаваемому миру. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета в единое целое, позволяющее судить об этом и именно об этом предмете или объекте познания. Важной чертой восприятия является его тесная связь с ранее приобретенным опытом.
Ошибки в восприятии возможны потому, что оно сопряжено с узнаванием. Воспринять то, с чем уже приходилось встречаться ранее, легче, чем создавать образ того, с чем никогда не встречался. Для узнавания предмета не обязательно ощущать все его качества, достаточно отдельных параметров, например, цвета, формы и т.д. Восприятие субъективно, поскольку мы замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в конкретный момент выходит за пределы наших интересов.
Представление - наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения. По сравнению с восприятием, оно является более обобщенным образом действительности, который служит ступенькой для перехода к рациональному отражению действительности. В отличие от восприятия, представление обычно менее отчетливо, расплывчато. Представление базируется не только на реальном опыте, но и на сведениях, почерпнутых из книг, газет, радио и телепередач. В формировании представления велика роль фантазии и воображения, а поэтому в нем нередко причудливо переплетены реальные и вымышленные элементы, детали.
238 -О- Философия медицины -О- Раздел III О- Глава 12
Чувственное познание (отражение) имеет и знаковую, и образную стороны, которые органически взаимосвязаны в самом познавательном процессе. Так, на основе опыта, закрепленного в восприятиях и представлениях, наши восприятия приобретают знаковый характер. Нам достаточно через окно дома взглянуть на выпавший снег или на низко упавший столбик термометра, как у нас возникают соответствующие ощущения. То же мы можем испытать при просмотре картинок, фильмов или при прочтении книги. При беглом взгляде на витрину магазина порою трудно отличить выставленный муляж от предмета, который он отображает. Наши чувства могут нас обмануть. Это результат взаимосвязи знаков и образов в чувственном отражении. Данная взаимосвязь, основанная на опыте, позволяет ускорить процесс познания, но иногда может привести к ошибке, к заблуждению. Знак, как материальный чувственно-воспринимаемый объект, символически, условно обозначает предмет, а образ как бы детализирует, «оживляет» знак, создает достаточно полную картину воспринимаемого явления или процесса.
Рациональное (логическое) отражение - более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и отношений.
Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение. Эти формы познания - предмет изучения логики.
Решающая роль в рациональном познании принадлежит понятию. Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. С понятия начинается и понятием завершается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия — это всегда скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.
Одна из главных функций понятия, которая отчетливо проявляется в процессе познания, состоит в том, что оно представляет в обобщенном виде группы предметов, классифицируя их по определенным признакам.
Суждение - это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение - это соотнесение понятий, выяснение степени их общности или отличия. Сужде-
I
Философия познания. Специфика медицинского познания
ние - это процесс углубления в содержание понятия, выяснение особенностей предмета или явления, стоящего за понятием.
Процесс оперирования суждениями с целью получения нового знания составляет содержание умозаключения. На базе понятий и суждений формируются умозаключения.
Умозаключение - вывод из одного или нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.
С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит переосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чувственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высокой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практически отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс в целенаправленный, осознанный.
История познания отражает противостояние и противоборство представителей различных точек зрения на роль чувственного и логического познания, на их соотношение в процессе познания. Как известно из истории философии, одни философы отводят главную роль показаниям органов чувств, опытному познанию (сенсуализм, эмпиризм). Другие, напротив, отдают предпочтение разуму, логическому мышлению (рационализм). Третьи относятся с сомнением и к показаниям органов чувств, и к результатам абстрактного мышления. Они заявляют, что подлинное знание дает лишь интуиция - непосредственное видение сущности через «озарение», «мистическое откровение». Такая точка зрения получила название «интуитивизм». Интуитивисты рассматривают интуицию в качестве самого главного и самого надежного источника познания.
Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.
Человек из всего многообразия факторов, воздействующих на его сознание, вычленяет те, которые ему необходимы в его практической
240 -О- Философия медицины -Ф- Раздел III -Ф- Глава 12
деятельности. Практика — это специфически человеческая форма деятельности, осуществляемая всегда в определенном социально-культурном контексте.
К понятию практики существуют идеалистический и материалистический подходы. В идеалистическом ключе практика понимается чаще всего в виде индивидуального опыта общения со сверхъестественными силами. Материалистический подход к практике опирается на объективную реальность, существующую вне и независимо от познающего субъекта. При таком подходе практика представляет собой целесообразную, предметно-чувственную (материальную) деятельность людей, человеческого общества, направленную на изменение и приспособление природной и социальной среды к потребностям человека.
В качестве важнейших форм практики, как правило, выделяют четыре, хотя их можно выделить и значительно больше. Во-первых, чувственно-предметная практика, с которой сталкивается каждый индивид в своей повседневной жизни. Во-вторых, материально-производственная практика, как область деятельности, без которой не может существовать человек, не приспосабливая природу и природные материалы для своих нужд. В-третьих, социально-преобразующая деятельность, — деятельность направленная на то, чтобы общественная жизнь все полнее отражала потребности живущих в обществе людей. В-четвертых, научный эксперимент — та область практики, которая открывает окно в завтрашний день во всех областях человеческой жизни.
Практика в процессе познания выполняет целый рад функций. В качестве основных функций можно выделить четыре. Во-первых, практика является источником познания, поскольку все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практической деятельности людей. Во-вторых, практика выступает как основа познания и его движущая сила. Практика пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от начала и до конца. Она служит основой познания и потому, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, сложным оборудованием, то есть всем тем, без чего современный познавательный процесс не может быть успешным. В-третьих, практика является целью познания, ибо познание осуществляется не ради простого любопытства, а для обеспечения ближних и отдаленных целей практики. В-четвертых, практика представляет собой решающий критерий истинности знаний, поскольку, будучи приобретенными ради практики, они на практике проверяются, уточняются. Практика позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Философия познания. Специфика медицинского познания -0- 241
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 613;