Функции семьи и их реализация в сфере досуга

Функции семьи представляют собой набор исторически обу­словленных форм деятельности, роль и значение которых меня­ется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связа­ны с потребностью общества в институте семьи и с потребно­стью личности в принадлежности к семейной группе [1]. Значи­тельная часть этих функций выполняет женщина.

Понятие функций семьи непосредственно связано с понима­нием потребности и возможности их удовлетворения. С точки зрения НА. Соловьева, Э.Г. Эйдемиллера и ВВ. Юстицкого, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчи­вой, повторяющейся форме она удовлетворяет [2]. В современ­ной науке возникла объективная необходимость в выделении специфических и неспецифических функций семьи. Согласно


А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущ­ности семьи и отражают ее особенности как социального явле­ния, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах [3].

Репродуктивная функция

Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в про­длении человеческого рода. Данная функция характеризует на­личие личных потребностей в семье и детях, определенную жиз­ненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкрет­ного уровня качества жизни.

Репродуктивная функция - это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку свя­зано не только с семьей, но и с обществом.

Семья, как закономерно возникший институт развивающей­ся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населе­ния, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых усло­виях жизни.

Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.

Репродуктивная функция семьи может выступать, как и не­специфическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Ответом на сложные проблемы современной семьи являются «ослабление, угасание ... личных мотивов и желаний», что «ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис само­го общества» [4]. Ослабление созидательной и преобладание разрушительной мотивации есть закономерный результат «рас­щепления» мотивационной целостности психической активности человеческой индивидуальности под влиянием требований со­временной постреформенной российской цивилизации [5].


Функция содержания детей

Статистическое исследование доказывает многочисленные факты реализации репродуктивной функции вне брака. Все бо­лее возрастает количество детей, рожденных вне семьи. В сред­нем около 20% детей рождается у незамужних женщин, что со­ставляет около 250 тысяч новорожденных в год. Например, в 1994 году стали матерями 14 миллионов женщин, из них 276 ты­сяч женщин - это матери-одиночки [6].

«Количество детских воспитательных учреждений в стране из года в год увеличивается, систематически возрастает и чис­ленность воспитываемых ими детей» [7].

Современный кризис усугубляет материальное и духовное со­стояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой за­висимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положе­ния родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в России в 1993 году их бы­ло 16 тыс., в 1994 году стало более 420 тысяч детей-сирот и детей без попечения. К началу 1998 года эта цифра приближалась к чис­лу 600 тысяч детей, к концу 1998 года их число увеличилось до 2 млн. детей. Аналогичное количество детей-сирот было в после­революционные и послевоенные годы. Причем, в настоящее время только у 5% детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии воспитывать свое потомство.

Сексуальная функция

Культура сексуальных отношений есть специфическая часть общей культуры личности, которая проявляется в области ин­тимных отношений. Для семейной жизни актуальность сексу­альной потребности подвержена общим закономерностям поло­вого поведения. Одной из них является зависимость удовлетво­ренности семейной жизни от качества реализации сексуальной потребности. Разрешение дефицитарности этой функции семьи возможно посредством изменения качества коммуникативной


функции, развития способности эффективно и искренне общать­ся. Данная способность с успехом может развиваться в процессе личностного консультирования, что может стать органичным элементом деятельности клуба семьи.

Семья осуществляет регулирование сексуального поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство об­щества. Основным фактором сексуального поведения является полоролевая идентичность - культура сексуальных отношений. Данная роль является совокупностью психологических устано­вок более или менее адекватных типичным, ожидаемым, приня­тым в обществе, которые были сформированы главным образом в родительской семье.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функции

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего при наличии неполной семьи). В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и ведение домашнего хозяйства.

Хозяйственно-бытовая функция - удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, совместная деятель­ность членов семьи по производству предметов потребления и ус­луг или получения их от отдельных ее членов. Эту функцию прак­тически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее со­циальный статус в семье. Хозяйственно-бытовая и экономическая функция семьи заключается в удовлетворении материальных по­требностей членов семьи, способствуя приумножению благосос­тояния семьи, сохранению и увеличению здоровья ее членов.

Благосостояние семьи зависит в современном обществе от уровня доходов и материальных потребностей, социального ста­туса и запросов ее членов. Последние варьируются в больших пределах, но в основном зависят от образа жизни, который при­вивается родителями и является устойчивым мотивационным и поведенческим стереотипом. Способность к труду зависит прак­тически от всех функций семьи, но особенно сильно от воспита­тельной, общения и от хозяйственно-бытовой деятельности. Реа­лизация этой функции достаточно вариативна для различных се­мей. Для эффективно функционирующих семей привитие ценно­сти труда своим членам не представляет большого труда. Для


членов проблемных семей последовательный, систематический труд выпадает из разряда жизненных необходимостей и ценно­стей. Это происходит по большей части в силу:

- слабости социальных связей и семейных коммуникаций;

- эмоциональной неуравновешенности;

- ряда социальных причин. Воспитательная функция

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, кон­тактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего по­коления, подготовку новых членов общества.

Реализация воспитательной функции семьи происходит, как множество воздействий малой социальной группы на каждого своего члена в течение всей жизни, формируя личность ребенка. Соответственно это постоянное взаимное влияние детей и роди­телей друг на друга. Семейному воспитанию присущи непре­рывность, продолжительность и устойчивость. Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве несо­вершенным воспитательным воздействием родителей и семьи в целом. «Ничего нет хуже, когда детские проступки не исправля­ются и через это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, объективно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещева­ниями исправить его...» [8].

В последнее время в условиях все усложняющейся современ­ной жизни увеличивается количество детей с нарушением поведе­ния. Эти нарушения могут проявляться в высокой тревожности ре­бенка, отчуждении, эмоциональной непроникаемости, агрессии, враждебности как по отношению к родителям, так и к сверстникам. Причины такого поведения далеко не всегда лежат на поверхности. Отсюда потребность в понимании заложенных в ребенке не только субъективных факторов, но и объективных, представляется крайне значимым, интересным. Объективным фактором является наруше­ние внутрисемейных отношений, приводящих к трудностям разви­тия коммуникативных способностей ребенка.


Коммуникативная функция

Особую роль в жизни человека играет общение. Общение -сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями, который включает в себя несколько функций: коммуникативную - обмен информа­цией, интерактивную - оценка и взаимодействие, и перцептив­ную - восприятие и понимание людей.

Общение является основой семейных взаимоотношений. Общение удовлетворяет потребность членов семьи в человече­ских контактах, информации, уважении и взаимопонимании. Коммуникативная функция исполняет роль духовного и куль­турного общения. По многообразию и содержанию коммуника­тивная функция оказывает большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях их совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных куль­тур, ориентации, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи.

Межличностные отношения - это субъективно переживае­мые связи между людьми, объективно проявляющиеся в харак­тере и способах взаимодействий, т.е. взаимных влияний, оказы­ваемых людьми друг на друга в процессе их совместной дея­тельности и общения.

Оптимальные возможности для интенсивного взаимодействия младшего и старшего поколений и взаимного развития семейной культуры осуществляются посредством общения с ближайшим ок­ружением, родственниками, соседями, друзьями, коллегами. Обще­ние с представителями разных категорий социума предъявляет многогранные требования к таким компонентам культуры лично­сти, как терпимость, доверие и вариативность в интересах. Доверие во многом определяет потребность в установлении новых контак­тов. Другим фактором коммуникативности является наличие жиз­ненного опыта и критичное и реалистичное его осмысление, т.е. на­личие рефлексии. Задача родителей показать ребенку многообразие


человеческих проявлений, как положительных, так и отрицатель­ных, с целью обеспечения социализированного развития и станов­ления молодого человека. При утрате доверия и откровенности ме­жду подростком и родителями коммуникативную функцию по от­ношению к подростку исполняют случайные люди. Проводниками подростка во взрослый мир становятся друзья, дворовая компания и все те, кто может удовлетворить потребность подростка в уваже­нии, новых знаниях, чувстве защищенности в значимой группе и причастности к взрослому миру. Задача социализации детей долж­на решаться в семье, но при дефицитарности ее педагогических возможностей эту проблему необходимо эффективно компенсиро­вать методами социально-культурной деятельности.

Эмоциональная функция

Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить. Взаимо­действие в браке и семье происходило во все времена вне зависи­мости от социально-экономической ситуации, на глубокой эмо­циональной основе. В народной мудрости бытует мнение, что браки заключаются на небесах, т.е. в душах, где правят чувства.

Великим чувством, которым живет человек, является лю­бовь. Она дает ему решимость, силу, знания к изменению судь­бы, к новым свершениям и трудам. Брак без чувств, основанный на удовлетворении абсолютно всех потребностей супругов, в на­родном сознании не воспринимается как искренний и стабиль­ный. Чувства обеспечивают членам семьи возможности к пере­несению тягот приспособительного периода. Отсутствие этого психологического механизма компенсации ведет к неспособно­сти поддержания стабильных и духовных отношений, проблемам в воспитании детей и ухода за престарелыми родителями. Эмо­ции имеют приспособительную природу происхождения. Их це­лью является устранение опасных для жизни человека состоя­ний. «Отсутствие эмоциональных связей может иметь для чело­века фатальный исход» [9]. Без положительных стимулов невоз­можно становление человека, полноценного члена общества, достойного семьянина, супруга и родителя.

Чувственная основа человеческого бытия есть эффективный инструмент последующего общественного воспитания. Во мно­гом они есть объект рекреативной деятельности. Неблагополуч-


ная семья полна тягостными переживаниями, которые подрыва­ют материальное и духовное ее благополучие, осложняя взаимо­действие ее членов, негативно изменяя совместное времяпрепро­вождение. Семья теряет целостность как группа, у ее членов по­являются собственные ценности, ресурсы семьи используются неэффективно. Деятельность клубов семьи в какой-то мере мо­жет нормализовать жизнедеятельность таких семей. Относитель­но благополучные семьи не испытывают вышеописанных за­труднений или же имеют возможности эффективно их разре­шать. В силу этого у этих семей отсутствует то противоречие, которое является движущим. Для этих семей наиболее важным в деятельности учреждений социально-культурной сферы будет наличие досуговых мероприятий.

Досуговая функция

Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помо­гает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как со­вместный активный отдых - это и походы пешком, на байдарке, велосипеде и т.д.

Важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является организация досуга. Ее главная цель - общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном соци­альном контроле.

Современная жизнь такова, что родители и дети одновре­менно находятся дома в среднем не более двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери -примерно около получаса в сутки. Кроме того, общение родите­лей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже -при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных про­гулках на природе, играх и т.п.

В результате роста количества городов и численности их насе­ления произошел переворот и в области использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество своих сверстников и те формы времяпре­провождения, которые им предлагает современная культура города.


Дифференциация интересов «отцов» и «детей» прослежива­ется в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Остро стоит проблема участия всей семьи в работе социально-культурных и иных учреждений.

Совместный семейный досуг является достаточно совер­шенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения кон­фликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуго-вую деятельность возможно проведение психолого-педагогиче­ских мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.

Литература

1. Семья - здоровье - общество / Под ред М.С. Бедного. М.: Мысль, 1986. 153 с.

2. Соловьев Н.Я. Семейная психотерапия. 1977. Эйдемиллер Э. Г., Юс-тицкии В.В'. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. 192 с.

3. ХарчевАГ. Быт и семья в социалистическом обществе. Л.: 1968. С. 16.

4. Антонов АИ., Медков ВЫ. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. С. 111.

5. Горелов А Расщепленный человек и целостная личность. М., 1990.254 с.

6. Труд. 31.08.1995. С. 4.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М: Мысль, 1979. С. 298.

8. Христианское воспитание детей. Опыты православной педагогики. М.: Литературная учеба. Кн. 5-6,1993. С. 110-133.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992.400 с.








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 868;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.