Притчи и метафоры, используемые в активном обучении
Духовные переживания и преобразования по самой своей природе зачастую бывают тонкими и неопределимыми, но существует множе- ство их метафоричных описаний. Притчи, метафоры и истории иллю- стрируют какие-то аспекты духовного развития и являются хорошим средством формирования содержательного контекста в группе и ре- гулирования эмоциональной атмосферы.
Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй:
Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их содержание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию
с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим структурам.
Функция модели. Истории – это по своей сути модели. Они могут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы
их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток раз-
решения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помо-
щи модели. При этом модели в историях не являются чем-то застыв-
шими. Они дают возможность человеку по-разному интерпретировать
содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это
содержание с собственной ситуацией.
Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом рас-
стаются со своими жизненными принципами, духовными ценностями,
индивидуальными мифологиями, несмотря на то, что они мешают им
конструктивно справляться со своими конфликтами. Так, как не уме-
ющий плавать боится отпустить спасательный круг, человек боится рас-
статься с привычными для него способами самопомощи. История ста-
новится своеобразным защитным буфером, позволяющим участникам
выразить свои мысли через свое понимание истории.
Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории
легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают со-
хранять его.
Функция – носитель традиций. В историях запечатлены культур- ные и семейные традиции, традиции определенной социальной общ- ности и индивидуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы индивидуально- го жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, раз- мышлений, ассоциаций.
История как помощник в возращении на более ранние этапы инди- видуального развития. Использование в ходе психотерапевтической работы восточных историй, сказок, притч помогает снять напряжен- ность в группе, атмосфера становится теплее, в отношениях появля- ются непринужденность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии.
Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять внима- нием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, актуали- зировать нужный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивле- ния в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое отражение в его Мо- дели мира.
Рассмотрим некоторые притчи метафоры, которые могут с успехом применяться в тренинге:
«Однажды пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы донести до жителей свое учение. Один из встре- чавших пророка сторонников обратился к нему с такими словами:
«Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы, как ослы и не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих людей». Пророк выслушал его и
ответил благосклонно: «Ты прав!» Вскоре другой член общины с си-
яющим от радости лицом подошел к пророку: «Господин! Ты в бла-
гословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и
открыть сердца твоему слову». Мухаммед благосклонно улыбнулся
и опять сказал: «Ты прав!»
«О господин, – обратился тогда к Мухаммеду его спутник, – од-
ному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает об-
ратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же чер-
ное быть белым».
Мухаммед ответил: «Ни один из них не сказал мне ничего лож-
ного, а всего лишь неполную правду. Каждый видит мир таким, ка-
ким он хочет его видеть. Зачем мне им возражать».
* * *
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за одним все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повели- тель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь од- ного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев власте- лина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого тол- кователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих род- ных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это пред- сказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они. На что последо- вал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только оттого, что сказать, но и оттого, как сказать».
* * *
Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о
великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности до-
быть огромные богатства, заслужить достойное положение в об-
ществе и жениться на прекрасной женщине.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ниче-
го не произошло, и, в конце концов, он умер в одиночестве и нище-
те. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посе-
тил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные
богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену.
Всю свою жизнь я ждал... но ничего не произошло».
«Я не это тебе обещал, – ответил ангел. – Я обещал тебе воз-
можности богатства, высокого положения в обществе и встречи
с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а
ты их пропустил».
Человек был озадачен.
«Я не представляю, о чем ты говоришь», – сказал он.
«Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммер-
ческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действо-
вать?» – спросил ангел.
Человек кивнул.
«Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была че-
рез несколько лет дана другому человеку, который не позволил стра-
хам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве».
«И еще, помнишь, – сказал ангел, – был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возмож-
ность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома».
Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.
«Это была твоя великолепная возможность спасти сотни чело-
веческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в жи-
вых в городе», – сказал ангел.
«Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, ко-
торая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну дру-
гую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что
она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, бо-
ясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»
Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.
«Да, мой друг, – сказал ангел, – она стала бы твоей женой, с
ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».
Всех нас каждый день окружают различные возможности, но час- то, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасе- ниям помешать нам использовать их.
* * *
Притча о рыцаре
Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он поте- рял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голо- ден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две го- ловы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:
–Рыцарь, ты чего хотел-то?
Рыцарь отвечает:
–Воды попить.
–Ну, так и пил бы...
Данную притчу можно рассказать в группе, если в ней находится
«рыцарь», постоянно стремящийся сражаться с «драконами».
* * *
Школа зверей
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1894;