Игровые упражнения для оптимизации взаимодействия в коллективе
В процессе тренинговой работы очень часто используются игровые упражнения, направленные на умения приходить к эффективному ре- шению, находить компромисс и отстоять свои позиции. Для этой цели предложены следующие игры.
«Стол переговоров»
Игру рекомендуется использовать как наглядный пример при изу- чении участниками методов принятия коллективных решений и свя- занных с этим проблем.
Участники: число участников – 30 человек. Возраст участников –
не менее 13 лет.
Место проведения: помещение, позволяющее свободно переме-
щаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев.
Реквизит: карточки с игровыми целями.
Исходное положение участников: участники разбиты на 10 групп.
Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В цен-
тре зала кругом стоят 10 стульев.
Каждой группе выдается карточка с игровой целью.
Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый эта-
пы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый,
шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой
группы садятся в центре зала на стулья).
Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты.
Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время перегово-
ров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом
переговоров».
Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформули-
ровать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено
ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают.
Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учи- тывающее игровую цель группы.
Общая игровая установка:вы потерпели кораблекрушение и по- пали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель ко- торого – определить, как вам выжить на острове.
Игровые цели:
1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.
2. Вы считаете, что необходимо построить дом.
3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выби-
раться с острова группами отдельно.
4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и
ждать помощь с суши.
5. Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигналь-
ные костры.
6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от циви-
лизации:
7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.
8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему ре-
шению.
9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на ост-
ров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.
10. Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, весе-
литесь.
Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят дру-
гих участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуж-
дение игры по следующим вопросам:
Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?
Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?
Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?
Как вели себя участники во время «стола переговоров»?
Какие трудности испытывали при выработке общего решения?
Как участники пришли к общему решению? (Что помешало уча-
стникам прийти к общему решению?)
Как надо принимать коллективные решения?
Какой опыт вынесли из игры?
«Катастрофа в пустыне»
В данном случае участникам сообщается, что все они – пассажи-
ры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную
Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета вспых- нул пожар, и авиалайнер совершил вынужденную посадку в пусты- не. Они точно не знают, на каком расстоянии от них находится бли- жайший населенный пункт и в какой стороне. Под обломками само- лета им удалось обнаружить только 15 неповрежденных предметов.
Каждый участник получает бланк, на котором перечислены эти пред-
меты. Задача каждого из них – самостоятельно проранжировать эти
предметы, в соответствии с их значимостью для спасения.
После завершения индивидуального ранжирования группе также
предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению от-
носительно порядка расположения предметов.
Список предметов
• Полтора литра воды на каждого.
• Пачка соли.
• Магнитный компас.
• Летная карта окрестностей.
• Легкое полупальто на каждого.
• Солнечные очки на каждого.
• Литр водки на всех.
• Карманный фонарь.
• Полиэтиленовый плащ.
• Охотничий нож.
• Ружье с патронами.
• Карманное зеркало.
• Определитель съедобных животных и растений
• Парашют красно-белого цвета.
• Переносная газовая плита с баллоном.
Комментарии: Данный сюжет интересен тем, что выбор необходи-
мых предметов зависит от стратегии спасения: либо двигаться по пу-
стыне к людям, либо ждать помощи от спасателей.
Ролевая игра «Прием на работу»
Представьте, что вы – работники фирмы, в которой действует совет по приему новых работников. В совет входят представители разных подразделений. Каждый выбирает одну из ролей по душе – замести- теля директора по кадрам, главного инженера, председателя местко- ма, психолога и т.д. Вы задаете претенденту на работу соответствую- щие вашей должности вопросы. Вопросы, определения и оценки фор- мулируются таким образом, чтобы они давали возможность претен- денту высказать свое отношение к сути предмета.
Претендент занимает место в центре. Все остальные сидят на своих местах. Претендент может встать, выйти и зайти как положено, чтобы занять свое место в центре.
Комиссия задает вопросы и выносит вердикт, берет претендента на предлагаемую работу или нет.
Ролевая игра повторяется несколько раз с перераспределением ро-
лей между участниками.
Ролевая игра «Шериф и убийца»
Описание: Для игры готовятся билеты соответственно числу учас- тников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Дру- гие билеты – пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый уча- стник выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.
Участник, выполняющий роль «убийцы», должен взглядом «уби- вать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он должен ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он оп- ределяет «убийцу» по глазам. Во-вторых, другие игроки, почувство- вав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показывая «ше- рифу», кто в группе играет роль «убийцы».
Следует учитывать, что «убийца» может быть найден сразу, но мо-
жет также быть невыявленным до конца игры.
Оптимально повторение игры 4–5 раз со сменой игроков, играю-
щих роли «шерифа» и «убийцы». После каждой игры организуется
общее обсуждение: по каким признакам «шериф» определил «убий-
цу», и если он не сумел это сделать, то почему.
Список литературы
Основная:
1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.:
Питер, 2001.
2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу-
чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
3. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.; «Ось-89», 2000.
4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из-
дательство «Речь», 2007. – 256 с.
5. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001.
6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Ака-
демия, 2001.
7. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.:
ИНФРА-М, 2001. – С.289.
8. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: Пси-
хотерапия, 2006. – 192 с.
Дополнительная:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения,
игры. – СПб, 1996. – С.10.
2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред.
Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001.
4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. –
СПб.: Речь, 2002.
5. Социально-психологический тренинг профессионального обще-
ния сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под
общей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 2394;