З. Развитие интонационной выразительности речи

3.1. Формирование ритмической организации высказывания

Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспро­изведения ритмических структур, на усвоение рит­мики слова и предложения:

1. Развитие восприятия ритмических струк­тур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары ) — громких и тихих, с ко­роткими и длинными паузами:

Логопед задает детям вопросы по оценке коли­чественных и качественных характеристик ударов.

2. Воспроизведение ритмических структур.

При формировании способности к воспроизве­дению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.

Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

3. Формирование ритмической организации выс­казывания.

Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознатель­ному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, ко­торые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической орга­низации высказывания. В ходе логопедической работы предусматрива­ется постепенное усложнение предлагаемого рече­вого материала:

1) односложные слова:

а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;

б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т. д.;

2) двусложные слова:

а) без стечения согласных, с первым ударным слогом — мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;

б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т. д.;

в) со стечением согласных, с ударением на пер­вом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряп­ка, дочка и т. д.;

г) со стечением согласных, с последним удар­ным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;

3) трехсложные слова:

а) без стечения согласных, с ударением на пер­вом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, ма­шина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;

б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;

4) пары слов без перемещения ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусьгуси, зуб—зубы, стулстулья, гвоздьгвозди и т. д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песняпесни, машинамашины, палецпальцы, спица—спицы, спичкаспички и т. д.;

5) пары слов с перемещением ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением со­гласных): дом — дома, сад — сады, столб — стол­бы, стол — столы и т.д.;

6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окноокна, колесоколеса и т. д.;

б) словосочетания и фразы с различными комби­нациями по месту ударения в словах: красивое пла­тье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д.

Усвоение ритмики речевого высказывания про­ходит в процессе выполнения специальных упраж­нений:

1. Восприятие и воспроизведение синтезирован­ных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:

та -та та-та" та—та-та" та-та"-та та"-та-та

па -па па-па" па—па-па" па-па"—па па"-па-па и т. д.

2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихо­творения, фразы (вместе с логопедом и самостоя­тельно).

3. Подбор слов (картинок) к определенной ак­центной структуре.

4. Имитация акцентной структуры слова (сло­весное ударение) и предложения (синтагматичес­кое ударение).

В процессе логопедической работы целесообраз­но широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чув­ства ритма у детей.

.3.2. Формирование темповой организации высказывания

Логопедическая работа по развитию у дошколь­ников с ЗПР способности использовать в речи раз­личные темповые характеристики осуществляет­ся в три этапа:

1. Развитие общих представлений о темпе речи.

2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде

всего тем, что достаточный уровень развития рече­вого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного тем­па и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.

3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом;

в) самостоятельное воспроизведение определен­ного темпа фразы.

В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специ­альные упражнения, направленные на его нор­мализацию. Упражнения проводятся системати­чески, основной прием работы — подражание тем­пу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упраж­нений:

• повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

• самостоятельное проговаривание фраз в мед­ленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т. д.;

• ответы на вопросы логопеда — сначала шепо­том в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично;

• медленное проговаривание сложных скорого­ворок (трудности проговаривания обеспечивают за­медление темпа);

• проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.;

• различные речевые игры, в которых присут­ствует необходимость медленного проговаривания слов;

• использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно за­медлить темп речи детей, так как в процессе изло­жения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);

• рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с лого­педом, самостоятельно; под удары метронома и без них).

Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусмат­ривает использование следующих упражнений:

• повторение за логопедом фраз в быстром тем­пе (сопряженно и вслед за логопедом);

• самостоятельное проговаривание фраз в быс­тром темпе под удары метронома;

• проговаривание фраз под быструю музыку;

• заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;

• заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;

• использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающи­ми в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под му­зыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормали­зацию темпа речи.

Основными задачами в работе по развитию тем­повой организации высказывания являются:

1. Формирование у дошкольников с неко­торых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.

3. Формирование умения использовать различ­ные темповые характеристики как звуковое сред­ство выразительности собственной речи.

Для решения этих задач предусматривается ис­пользование различных игровых упражнений, со­держанием которых были следующие задания:

• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

• определить на всем протяжении рассказа (сти­хотворения), как изменяется темп его произнесе­ния (подать сигнал флажком);

• привести примеры, когда необходимо гово­рить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);

• привести примеры, когда нужно говорить мед­ленно (например, когда что-либо объясняешь, ког­да загадываешь загадку и т. д.);

· определить подходящий для высказывания темп речи;

• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;

• произнести по сигналу логопеда фразу в за­данном темпе (быстром, медленном, нормаль­ном);

• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ус­корения темпа;

• моделирование ситуаций, требующих быст­рой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с. маленьким ребенком и т. д.

Приведем в качестве примера несколько игро­вых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.

«Угадай, как надо делать». Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: «Мы с Антошкой едем по дорожке», «Ветерок играет с листочками» и т. д.

«Дождик». Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Кап, кап, кап.

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «Кап, кап, кап». В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

«Дятел». Логопед произносит двустишие не­сколько раз в разном темпе:

Дятел дерево долбит,

На весь лес он стучит.

Детям предлагается произносить слова «тук-тук, тук-тук» в том же темпе, в котором было произне­сено двустишие. Далее дети произносят данное дву­стишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

3.3. Формирование интонационной выразительности речи

1. Развитие восприятия различных видов ин­тонации.

Логопедическая работа проводится в определен­ной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средства­ми ее выражения (темп, ритм, высота и тон голо­са, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествова­тельного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопроситель­ного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклица­тельного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик «Точка», гномик «Вопросик», гномик «Восклица­ние», либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!

(А, Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

Точка

У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если точка —

Вывод прост:

Это значит —

Точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать,

Точку слушать надо.

(Ф.Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой,

Произнесет их мама:

«Ты дрался, да?..

Ты что — немой?..

Ну что молчишь упрямо?»

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...»

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет.

Войдет и скажет:

«Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!»

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель­ности речи.

В ходе логопедической работы предусматрива­ется введение специальных подготовительных уп­ражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение силы голоса (ти­хий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, сло­гов, звукоподражаний, слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки («Далеко или близко?», «Заблу­дились», «Высоко или низко», «Три медведя») и т. д.

3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных зву­ков:

а-а-а-а-а у-у-у-у-у з-з-з-з-з и т. д.

4. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух—трех звуков:

ау ои ауи аза усо и т. д.

5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наобо­рот) на материале отдельных гласных звуков и со­четаний из двух—трех гласных звуков:

у — беззвучная артикуляция — ау, ауи

у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у —~ громкое произнесение — ау, ауи и т. д.

6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с по­степенным затиханием голоса, с постепенным уси­лением голоса.

7. Повышение и понижение голоса при произ­несении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:

8. Чередование повышения и понижения голо­са при произнесении отдельных звуков.

9. Постепенное повышение голоса с последую­щим его понижением при произнесении гласных звуков.

Формирование интонационной выразительнос­ти речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последо­вательности:

1. Упражнения по отработке интонации пове­ствовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, сто­ящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопро­сительного предложения без вопросительного сло­ва, характеризующейся резким повышением час­тоты основного тона на ударном слоге слова, сто­ящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла? Маша пришла? Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации во­просительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопроситель­ном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся вос­ходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, дааай ручку!

и его сокращение:

Смотри!

Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной вы­разительности речи широко используются упраж­нения с междометиями, звукоподражаниями, счи­талками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка ин­тонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонацион­ные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства ин­тонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихо­творные тексты, содержание которых подсказыва­ет ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тико, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если ёказку ты прочтешь

Тихо, Тихо,

Тихо...

. (С. Маршак)

Скажи погромче Слово «гром» — Грохочет слово, Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

Мы с кленов...

Мы с яблонь...

Мы с вязов...

Мы с вишен...

С осинки...

С черемухи...

С дуба...

С березы...

Везде листопад:

На пороге — морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона

Пели песни три тритона.

Первый звался Харитоном,

Пел красивым баритоном.

Славно пел тритон Антон,

Был он тоже баритон.

Но у третьего тритона

Голос ниже на три тона.

А уж если у тритона

Голос ниже баритона —

Значит, это мощный бас!

Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1321;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.055 сек.