СКЛОНЫ ВЕРШИН И ГРЕБНЕЙ
Далее вверх по леднику начинаются фирновые и снежные склоны, которые в конце лета и зимой могут превратиться в ледовые. В большинстве случаев они отделены от тела ледника бергшрундом — подгорной трещиной, образовавшейся вследствие отрыва при движении фирновых и ледовых масс от склона. Там, где начинаются скальные склоны и стены, в результате подтаивания льда также образуются трещины — рантклюфты. Поскольку бергшрунды и рантклюфты могут быть широкими и труднопроходимыми, для их пересечения используют лавинные мосты или пробки из обломков скал, образовавшиеся в устьях кулуаров на путях лавин и камнепадов. Проходят эти места только рано утром, когда опасность схода камней и снега минимальная, внимательно наблюдая за верхними зонами и тщательно страхуя друг друга.
Опасность обвала висячего ледника или фирновых сбросов можно определить по скоплениям битого льда или фирна на леднике ниже склона. Опасную зону необходимо обойти. Если пути обхода нет, то проведя предварительное тщательное наблюдение и проконсультировавшись со спасательной службой, выход следует наметить после того, как уже произойдут мощные обвалы, и предпочтительно ночью. Двигаться по опасному участку надо очень быстро, для чего путь подхода предварительно разведать, промаркировать и подготовить. Если передвигается колонна, то она разбивается на звенья, чтобы в угрожаемой зоне находилось немного людей.
Предпосылки образования и причины схода лавин самые различные, причем они часто объединяются, представляя целый комплекс лавинной опасности. Состояние снега, слоистое строение снежного покрова, погодные условия c начала зимы, в предшествующие дни и непосредственно во время прохождения маршрута определяют изменения структуры снега; температура воздуха, ветер, рельеф склона и действия самого человека обусловливают возможность схода лавины.
Сухие лавины опасны высокой скоростью схода и превращением на крутых склонах с отвесными ступенями в пылевые лавины, сопровождаемые воздушной волной большой силы. При такой лавине человек должен предохранить дыхательные пути от попадания снежной пыли и укрыться от удара воздушной волны, которая распространяется на сотни метров от лавинного склона.
Опытный альпинист еще до выхода на маршрут по состоянию снега, характеру погоды, рельефу склонов и следам старых лавин может установить, где и какая лавина наиболее вероятна, и в зависимости от этого наметить маршрут и время выхода. Путь надо выбирать так, чтобы не пересекать лавиноопасные склоны, для чего подняться прямо вверх по склону, а затем двигаться вдоль скал или от одного скального острова к другому. При необходимости пересечь протяженный склон идут поодиночке, с разрывом 100—200 м, стараясь не подрезать снежный склон следами. Лыжи при этом снимают. Ну а если идут на лыжах, то крепления расстегивают, петли лыжных палок снимают с рук, к груди привязывают лавинный шнур. При пересечении лавиноопасного кулуара требуется надежная страховка со скал. В любом случае обязательно наблюдение за движением товарища и верхними склонами.
Наиболее коварны снежные доски. Это ветровые образования, часто из переметенного снега и поэтому не связанные непосредственно со снегопадом. Плотный снег создает впечатление прочности, однако в плотном слое имеются большие внутренние напряжения. При перекристаллизации снега в нижних слоях любое нагружение снежной доски может привести к мгновенному разрушению внутренних связей и отрыву громадного по площади участка снежного склона, причем не в месте нагружения, а в зоне максимальных внутренних напряжений, которая может находиться выше по склону. Образуются снежные доски на обдуваемых ветром склонах, особенно мощные на подветренных, часто в совокупности со снежными карнизами.
Опасность камнепада — поражения падающими камнями — возникает, когда альпинист по снежному склону только подходит к скалам. Причина камнепада — разрушение горных пород. Частота возникновения его зависит от того, какими породами сложен горный рельеф, от форм этого рельефа, от изменений состояния воды, льда и снега на нем, наконец, от погодных условий. Малопрочны осадочные породы и крупнозернистые граниты. Горы, сложенные из таких пород, отличаются расчлененным рельефом, осыпями на склонах и внизу, следами камнепадов на снегу под стенами. Наиболее опасные элементы рельефа — кары и мульды (сборники камнепадов), желоба и кулуары (пути камнепадов), на стенных маршрутах — предвершинные пологие участки ниже гребня (зона разрушенных пород). Признаки камнепадов — отколы светлого цвета, царапины и выбоины от ударов падающих камней и их скопления внизу, на склонах. В зависимости от состояния снега и льда, скрепляющих «живые» камни, опасность камнепадов имеет годовую и суточную цикличность. Наименьшая она, хотя и не исключена совсем, зимой, наибольшая — летом. Суточная цикличность связана с быстрым изменением температуры склонов утром, когда они начинают освещаться солнцем, и вечером, когда при заходе солнца температура резко падает. Утром снег и лед тают и перестают удерживать камни на склоне. Вечером вода в расщелинах замерзает (при этом объем ее увеличивается до 15%) и, расклинивая их, сбрасывает камни. При дожде и грозе опасность камнепада существует на любом негребневом участке маршрута и не связана со временем суток.
Меры предупреждения опасностей камнепада — выбор наиболее безопасного, хотя и трудного, пути и времени, когда камнепад наименее вероятен, а также организация биваков в безопасных или защищенных от падающих камней местах. Для этого надо при разведке маршрута достаточно продолжительным наблюдением установить пути и график камнепадов, интенсивность их на отдельных участках.
Опасно обрушением преодоление карниза снизу и потому допустимо лишь там, где он обтаял и не нависает, с расположением страхующего в стороне от карниза. Следует также опасаться карнизов, образовавшихся не на самом гребне, а на ребрах или контрфорсах скальной стены. Расположение их, режим образования и созревания довольно постоянны, поэтому до выхода на маршрут надо обязательно разработать тактику движения в районе их расположения (например, карниз в верхней части стены Чатынтау, Центральный Кавказ, по маршруту Снесарева). В любом случае двигаться под карнизом надо возможно быстрее, с надежной страховкой и тогда, когда он не освещен солнцем. Следует учитывать большую вероятность падения карниза после теплой ночи.
При движении по склону ветровой воронки (например, при спуске по гребню с вершины Чатынтау или Бжедух на Кавказе) необходимо идти в кошках, с тщательной переменной страховкой и самостраховкой, так как самозадержание здесь сомнительно.
Независимо от сводок метеослужбы, зная местные признаки погоды и фиксируя изменения атмосферного давления и температуры, можно приблизительно определить погоду в районе на ближайшие сутки.
Общие признаки ухудшения погоды таковы:
быстро несущиеся облака;
круг вокруг солнца или луны;
образование клочьев облаков в долине в середине дня;
мерцание звезд ночью;
непогода ночью или ранним утром предшествует наступлению длительного периода ненастья;
появление над вершинами неподвижных облаков предвещает возможность фена.
сильная роса ранним утром;
кучевые облака, скапливающиеся во второй половине дня над долиной, к вечеру исчезают;
Ухудшение погоды влияет на физическое и психическое состояние человека, на возможности ориентироваться на местности, а все опасности, связанные с рельефом гор, непосредственно зависят от условий погоды и увеличиваются при ее ухудшении. Возрастает и трудность маршрута. Так, дождь может перейти в снег, и мокрые или заснеженные скалы станут непреодолимыми. Поэтому при ухудшении погоды надо вовремя принять решение — спускаться вниз или продолжать движение. Второе возможно, если маршрут известен и позволяет идти в непогоду, имеются места для биваков. Кроме того, при подобном решении надо иметь достаточно снаряжения для дополнительного обеспечения безопасности в усложнившихся условиях, надлежащее обмундирование и бивачное снаряжение, запас горючего и продуктов.
ГРОЗА И МОЛНИЯ
Признаки приближения грозы — гнетущая духота, отсутствие ветра, скопление дождевых облаков, превращающихся в мощные грозовые башни. Чаще грозы бывают во второй половине дня. В каждом горном районе есть наиболее поражаемые молнией вершины и гребни, их надо знать и, двигаясь по ним при наступлении грозы, особенно тщательно выполнять все меры предосторожности.
Признаки опасности электрического разряда, даже при безоблачном небе, — эффекты, связанные с возрастанием напряженности электрического поля: зуд кожи головы, шевеление волос, жужжание металлических предметов, разряды на острых концах снаряжения.
Ветер опасен для человека не только переохлаждением. Сильный ветер может сбросить идущих по гребню, снести или порвать палатки на неудачно расположенном биваке, засыпать их переметенным снегом. Некоторые кулуары превращаются в своего рода аэродинамические трубы, движение по ним опасно не только камнепадами, но и срывом связки под напором ветра. Тем более опасен в таком кулуаре или на выходе из него на гребень вынужденный бивак. На некоторых участках гребня и при ясной погоде возможен сильный ветер, распознают его на расстоянии по снежным «флагам» на гребне.
По леднику или снежным полям двигаться в тумане возможно по карте или кроки, используя компас или альтиметр. На скалах движение в тумане продолжают по ориентирам или маркировке только при хорошем знании маршрута. В любом случае, пока имеется видимость, надо определить свое местонахождение и засечь по компасу (или расставив соответственно участников группы) направление на известные ориентиры. При потере в тумане; ориентировки нужно остановиться и переждать его или; возвратиться по своим следам к определенному ориентиру. Нельзя блуждать в поисках пути, лучше, если нет возможности организовать вынужденный бивак, топтаться на одном месте, не давая друг другу уснуть и замерзнуть.
Как раз в тумане чаще всего возникает комплекс опасностей, надвигающихся очень быстро и, казалось бы, неотвратимо - группа потеряла ориентировку, попала в сеть трещин и разрушающихся ледовых башен, совсем рядом вырисовываются снежные склоны со следами лавин и камнепадов, все вымокли, кто-то ослаб, руководитель растерялся, начинается разброд. Только от подготовки, моральных и нравственных качеств участников зависит, насколько благополучно группа выйдет из этого трудного положения!
СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ
Помимо действия высоты солнечная радиация служит одним из главных факторов высокогорного климата. В гоpax благодаря чистоте воздуха и отражению солнечных лучей от снежных склонов интенсивность ее очень высока. Поэтому, если не принять меры предосторожности, возможны ожоги кожи, слизистой оболочки носа, губ, ожоги глаз (горная слепота), а также солнечный удар — вследствие прямого воздействия солнечных лучей на голову, или тепловой удар — при общем нагреве тела и нарушении терморегуляции. Значительно и общее воздействие солнца на организм при непосредственном и длительном облучении.
В горах нет отдельных «летних» и «зимних» опасностей. Учитывая особенности гор, все опасности зимой становятся более серьезными даже для опытных альпинистов и туристов. Там, где летом проходили по тропе и даже по шоссе в полной безопасности сотни новичков, зимой может сойти лавина и в один миг сбросить вниз неосторожных путников. Двигаясь по глубокому снегу, трудно заметить летящий одиночный камень, а он может нанести тяжелую травму или вызвать громадную лавину. День зимой короток, и тяжелую многочасовую работу приходится начинать и заканчивать в темноте. Ненастья суровы и длительны, движение по глубокому снегу отнимает много сил. Да и начинаются опасности зимой чуть ли не на пороге дома, а любая случайность усложняет ситуацию до крайности. По всем этим причинам для работы в зимних условиях требования к подготовке группы и ее организации очень высоки и запас надежности каждого участника должен быть достаточно велик.
Однако сам по себе срыв хотя и опасен, но не приведет к трагическим последствиям, если спортсмены хорошо освоили приемы взаимной страховки. Обучение этому требует большого коллективного труда, зато дает главное — безопасность хождения в горах.
Чрезвычайно важно формирование у альпинистов организационной и тактической грамотности. Готовясь к серьезному восхождению, необходимо иметь единство взглядов на средства и методы восхождения у всех членов группы, равноценную спортивную квалификацию и тренированность к моменту выхода, предварительную совместную схоженность на более легких восхождениях, четкое распределение обязанностей. Разработка тактики восхождения начинается с тщательного изучения маршрута, его особенностей, опасностей, трудоемкости прохождения отдельных участков. Не зная этого, трудно рассчитать временной график восхождения, правильно и ровно распределить силы участников, предусмотреть разумный запас сил и снаряжения на непредвиденные обстоятельства.
Таким образом, практическая безопасность горовосхождений зависит в основном от подготовки к ним альпинистов, от их умения применять полученные знания на практике. Как наилучшим образом проводить такую подготовку? На что обращать главное внимание? Ответы на эти вопросы во многом дает анализ несчастных случаев, изложенный в следующем разделе книги.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 797;