БЕЗОПАСНОСТЬ В АЛЬПИНИЗМЕ
Борьба за безопасность восхождений в горах всегда была в центре внимания спортивной общественности. Безаварийность — главный показатель качества работы любого альпинистского мероприятия. В последние годы в альпинизме, как и в других видах спорта, происходил рост спортивного мастерства, сопровождавшийся увеличением трудности маршрутов восхождений. Одновременно росла техническая оснащенность альпинизма: в альплагерях профсоюзов появились новые ботинки па подошве «вибрам», которые, в свою очередь, потребовали изменения конструкции кошек. Грудные обвязки повсеместно дополнялись беседками.
Изменение технических средств альпинизма и постоянное повышение трудности маршрутов повлекло за собой ревизию средств и приемов страховки на снегу, льду и скалах. Этому в немалой степени способствовали натурные испытания альпинистского снаряжения на динамические нагрузки, проведенные у нас и за рубежом и выявившие, в частности, настоятельную необходимость совершенствования и внедрения в практику автоматических тормозов, беседок вместо поясов, ледобуров вместо старых типов ледовых крючьев, снежных лопат при страховке на снегу, зажимов на вертикальных подъемах по веревке и т. п.
1) проверки и выпуска спортивных и учебных групп на восхождения;
К сожалению, новые профилактические меры безопасности в спорте формируются не сразу. Проходит достаточно времени, прежде чем отрабатываются надежные методы и приемы подготовки спортсменов для выступления на таком сложном и изменчивом «стадионе», как горы, а также меры контроля готовности к прохождению маршрута.
1) организация профилактических мер безопасности на базе уже имеющегося опыта работы, известного снаряжения, опробованных приемов страховки и тактики горовосхождений;
Первое направление общеизвестно, и методы решения его проблем носят общий характер. Второе направление значительно более сложное для осуществления, не имеет постоянных отечественных источников информации, подобных зарубежным периодическим изданиям, и отработанных методов реализации. Решение его проблем кроется в подробном изучении практического опыта работы в горах и повышении на этой основе уровня профилактики по обеспечению безопасности восхождений. Одним из наиболее действенных мероприятий в этом направлении служит ежегодный анализ происшествий и несчастных случаев в горах, позволяющий на конкретных примерах вскрыть условия возникновения несчастий, выявить наиболее типичные ошибки спортсменов разной квалификации, помочь организовать целенаправленную профилактическую работу.
Все материалы по анализу несчастных случаев ежегодно доводятся до сведения руководителей ДСО и альплагерей и входят в обязательный учебный цикл теоретических занятий спортсменов начиная со 2-го этапа обучения.
Однако необходимо отметить и существующие слабые стороны работы по формированию и реализации профилактических мер безопасности в горах.
2. Невыявленные типовые ошибки затрудняют обновление учебных программ и методик тренировок спортсменов, работу самих тренеров, совершенствование производства снаряжения. Поэтому невольно основным результатом годового анализа несчастных случаев становятся лишь ограничения в спортивной работе провинившихся альпинистов, вынесение выговоров, дисквалификация, требования к руководителям лагерей и сборов ужесточить контроль за выпуском групп. Однобокость таких мер очевидна.
4. Каждое происшествие в горах всегда остро эмоционально не только для потерпевшей группы, но и для остальных спортсменов. Поэтому использование данных по 1 ним в учебной практике альплагерей снабжает ее конкретными ненадуманными примерами и позволяет в яркой 1 форме довести до слушателей важность тщательного изучения того или иного приема или метода страховки. Большую пользу могут принести данные по аварийным ситуациям в горах и для методической командирской учебы. Однако такой материал, в виде картотеки происшествий и несчастных случаев в районе, собирается в КСП медленно и неполно. При этом обращают внимание лишь на случаи со смертельным исходом, а происшествия, результатом которых были только травмы или срывы без травм, не учитываются. Тем самым из всего объема информации теряется более 2/3, так как в среднем ежегодно на один смертельный случай в альпинизме приходятся 2—3 происшествия с травмами, однако острота аварийной ситуации в них была не меньшей. Особое сожаление вызывает потеря информации по так называемым благополучным срывам, когда четко и грамотно сработал страхующий, обеспечив своими действиями полную безопасность товарища.
Наглядность и полнота представления таких данных в виде плакатов, стендовых фотопанорам, графиков, карт, описаний и т. п. помогут альпинистской группе правильно рассчитать свои силы и возможности при выборе конкретных спортивных объектов и тем самым повысят надежность их прохождения. В регулярно и широко посещаемых горных районах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня очень полезна организация горных хижин и КСП, где можно было бы получить не только консультацию, но и недостающее снаряжение напрокат, медикаменты, приобрести некоторые непортящиеся продукты питания. Все это может активно способствовать повышению безопасности и одновременно увеличению массовости альпинизма и горного туризма. К сожалению, названные виды обслуживания в горах развиты у нас пока недостаточно.
Приведенная картина отражает становление альпинизма как вида спорта от первых лет его бурного массового развития до последних десятилетий, когда на базе освоенной техники, тактики и обеспеченности снаряжением наблюдается определенная стабилизация структуры НС по категориям трудности восхождений. Сказанное дает основание выделить для более детального анализа последнее десятилетие и считать, что выводы по нему можно с достаточной степенью вероятности и достоверности распространить и на 80-е годы.
На рис. 2, а приведены данные по НС за период с 1969 по 1979 г. Среднее количество их в год составляет 21— 25 человек с разбросом от года к году 12—31 человек.
составляет 0,049%.
Первый тревожный сигнал дает статистика на маршрутах III к/т, где спортсмен вплотную сталкивается с техникой лазанья, необходимостью реальной, а не учебной страховки, с практикой тактического планирования восхождений и самостоятельного выбора маршрута. Названные факторы столь серьезны, что повышают абсолютное значение НС в 3,5 раза, а интенсивность — в 7,3 раза по сравнению с учебными восхождениями I—II к/т. Это надо учитывать инструктору-тренеру и руководителю группы, отвечающим в первую очередь за безопасность восхождения. Очень важна в данном случае психологическая перестройка группы — от учебного восхождения к рабочему, от имитации трудностей к их реальному преодолению, от роли ведомого к роли человека, способного принять ответственные решения в сложных горных условиях, от мирного созерцания красоты природы к жесткому и трезвому учету возможных изменений погоды и температуры, структуры скал и видимости на маршруте. Главная роль в формировании у молодых спортсменов такой перестройки при восхождениях III к/т принадлежит инструктору, его педагогическому таланту, мастерству, умению постоянно проверять степень усвоения участниками нового материала и только после этого повышать его сложность.
Эти цифры обязывают детально проанализировать характер и причины НС, выявить из них типовые и наметить главные направления в борьбе за безопасность. На первом этапе исследования, некоторые результаты которого изложены здесь, был проведен анализ по 8 укрупненным показателям (причинам НС), сгруппированным в три основные группы. Каждая группа показателей характеризуется следующими средними цифрами в процентах к общему числу НС (рис. 2, г, сверху вниз):
I группа | |
Нарушение страховки и самостраховки | |
Ошибки в технике | |
Ошибки в тактике | |
II группа | |
Грубые нарушения правил горовосхождений | 8—12 |
Нарушения утвержденного учебно-тренировочного процесса в горах | 8—11 |
Плохое знание маршрута | 3—5 |
III группа | |
Недостаточное умение учитывать стихийные явления в горах (камнепады, ледопады, лавины, грозы, обвалы карнизов и сбросов) | |
НС, происшедшие в результате заболевания участников, переутомления или охлаждения |
Наибольший удельный вес имеют причины I группы (страховка, техника, тактика). В сумме эти показатели устойчиво держатся на уровне 56—60% и в большой степени отражают общий квалификационный уровень альпинизма. Повлиять на них можно только капитальными долговременными мерами, такими, как совершенствование процесса спортивного обучения, перестройка системы подготовки руководящих тренерских кадров, существенное увеличение материального обеспечения групп, выходящих в горы, наконец, совершенствование мер обеспечения безопасности. Все это достаточно дорогостоящие факторы, однако, как показал анализ, именно они в наибольшей степени влияют на количество НС в горах.
На первый взгляд для снижения числа НС II группы не требуется больших материальных затрат, почти все определяется качеством работы и ответственностью руководителей групп, тренеров, руководящего состава альпинистских мероприятий. При хорошо организованном контроле со стороны КСП, альплагерей и уполномоченных спорткомитета даже в течение одного года можно добиться определенных сдвигов в 4, 5 и 6-м показателях. Однако и в устранении этой группы причин есть своя большая трудность— воспитание в самих спортсменах сознательной дисциплины, чувства долга и ответственности перед товарищами, что, естественно, требует более длительного времени.
Показатели III группы имеют сложный характер. Так, 8-й показатель сам по себе является функцией нескольких переменных: недостаточной физической подготовки, тактической незрелости, нарушения темпа движения группы, плохого материального обеспечения и медицинского контроля. Снижение такого интегрального показателя требует повышения уровня знаний физиологии человека, медицины, а также особого внимания к разработке тактики восхождений, исключающей аварийные перегрузки участников.
В каждом горном районе должна быть карта опасности лавин и камнепадов с указанием наиболее вероятного времени схода их. Наличие таких данных позволит в будущем поднять финансовую ответственность лиц, нарушающих правила безопасности в районе, что уже внедрено в практику, например, в Альпах.
Зависимость НС от времени дня показана на рис. 3, б. Она имеет два явно выраженных максимума. Один приходится на 8—И часов утра, другой—на 16—20 часов вечера.
Второй, вечерний, пик возникает, когда спортсмены отработали уже 10—12 часов, т. е. при общей физической усталости, притуплении внимания и в условиях наступающей темноты. При этом, как показывает рис. 3, б, наибольшую опасность для альпинистов представляют ледово-снежные участки, где проскальзывание ноги и потеря равновесия наиболее вероятны.
1. При разработке тактического плана любого восхождения группа должна четко представлять себе степень изменчивости выбранного маршрута в утренние и вечерние часы. Учет этого фактора должен найти отражение в разработке конкретного временного графика прохождения наиболее опасных участков маршрута.
3. Недопустимо, чтобы ответственный, объективно опасный участок маршрута проходился в 18—19 часов. К этому времени группа должна уже стоять на биваке. Просмотр и обработку начала завтрашнего маршрута можно проводить и до 20 часов, однако это делается силами отдохнувшей и разгруженной «двойки». Зависимость аварийности от основных типов горного рельефа показана на рис. 3, в. Из рисунков видно, что количество НС на скалах и ледово-снежных маршрутах практически одинаково (43,5 и 42,5%). 14% НС приходится на заболевания, переохлаждения и переутомления на маршрутах. Полученные результаты говорят о том, что для общей массы НС в настоящее время нет основания выделять какой-либо один тип горного рельефа, где опасность возникновения их была бы максимальной.
Отечественная и мировая практика развития альпинизма говорит о том, что вероятность НС не может быть снижена до нуля, однако свести ее к минимуму — священный долг каждого спортивного коллектива. Для облегчения этой задачи выявим виды движения в горах, наиболее критичные к НС. Как показывают приведенные в табл. 1 и на рис. 4 данные анализа технических приемов движения, в настоящее время к ним относятся следующие три группы:
2) движение по ледово-снежным склонам;
Анализ поведения групп, попавших в лавины, показывает, что речь тут идет не об ошибках в приемах преодоления лавиноопасных склонов. До этого дело практически не доходит. Не умея оценить лавиноопасность склона или выходя на него в непогоду и плохую видимость, группы подрезают склон и гибнут в вызванной ими лавине.
Вторым практическим мероприятием в этом направлении должно быть усиление целенаправленной деятельности КСП по профилактике лавинной опасности в каждом конкретном горном районе. Речь идет о разработке карты лавинной опасности района и ее ежегодном уточнении; изучении и уточнении направления и времени схода лавин на каждом классифицированном маршруте района; разработке четких наглядных пособий, схем, рисунков по лавинной опасности в районе; настойчивом доведении этих материалов до всех руководителей спортивных групп.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1107;