ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Вторжение На п о л е о н а . 12 июня в Россию вторглась 600-тысячная "Великая армия" Наполеона. (В ли­тературе много других версий: около 500,640,700 тыс.) Ее на­зывали "армией двунадесяти языков": большую ее часть со­ставляли войска союзников-вассалов. Поскольку рекрутская система не позволяла иметь солдат запаса, в русской армии у западных границ было лишь около 220 тыс. солдат. (Есть дру­гие оценки: 250, более 300, даже 590 тыс. — в учебнике Зыря­нова.) Эти войска были еще разделены: 1-я армия военного министра Барклая де-Толли — на Немане, 2-я — князя Петра Багратиона — в Белоруссии, 3-я — Тормасова — на Волыни.

Обе стороны действовали "не по плану". 3-я армия в актив­ных операциях не участвовала. Небольшой корпус князя Вит­генштейна прикрывал от французов Петербург. 1-я и 2-я ар­мия стали отступать. Наполеон первые недели продвигался почти без боя, потом пытался догнать и разгромить эти армии поодиночке. Замысел сорвался. Две армии соединились у Смоленска. У с. Красное дивизия генерала Немировского вы­держала 40 атак конницы Мюрата. При штурме Смоленска французы потеряли 20 тыс. убитыми, русские — около 10 тыс. Барклай решил не втягиваться в генеральном сражение и приказал отступить, сберегая армию. Многих это возмущало. Храбрый Багратион, ученик Суворова, заявлял, что министр "ведет гостя в Москву". Барклай был отважным и талантли­вым полководцем, но не общался с солдатами и был не любим ими. Стал вопрос о главнокомандующем.

Кутузов, ветеран трех войн с турками, кого Суворов на­зывал своей правой рукой, был у царя в немилости. Царь, видно, не мог простить ему... своей же вины за Аустерлиц. Он даже рассматривал кандидатуры участников убийства Павла I Палена и Беннигсена. Но когда Кутузова едино­гласно выбрали главой столичного ополчения, царю при­шлось назначить его главнокомандующим.

Бородино. Прибытие Кутузова в армию вызвало восторг солдат: "Приехал Кутузов бить французов". Но он приказал продолжить отход. Надо было подтянуть дисцип­лину, пресечь случаи мародерства, ждал он и подхода под­креплений. Он рассчитывал и на то, что армия врага тает, не­ся потери, оставляя по пути гарнизоны и заслоны. Наконец, он выбрал место для битвы — Бородинское поле в 110 км от Москвы. Холмы были удобны для размещения пушек. Лес прикрывал левый фланг, а болото и р. Колоча — правый от фланговых ударов врага. К этому времени силы почти срав­нялись. У русских было 126 тыс. солдат и 30 тыс. неопытных ополченцев (по другим данным, 111 и 21 тыс.), у французов — 135 тыс. 24 августа генерал Горчаков дал бой врагу у Шевардинского редута. Тем временем на Бородинском поле воз­водили укрепления. На правом фланге была армия Барклая, в центре развернута батарея, входившая в корпус генерала Раевского, на левом фланге были флеши (земляные укрепле­ния) Багратиона. Генеральное сражение началось с рассвета 26 августа 1812 г. канонадой с обеих сторон 1200 орудий. Главный удар обрушился на Багратионовы флеши. Их защитники отбили 7 атак, но при 7-й атаке был смертельно ранен Багратион, и с 8-й попытки враг занял флеши. Рус­ские отошли на соседние холмы и закрепились там. Две ата­ки отбила батарея Раевского. Тем временем справа в тыл врагу зашла конница атамана Платова и генерала Уварова. Но после 3-й атаки защитники батареи Раевского отступили. Однако и здесь враг лишь потеснил русских, но не про­рвал фронт. Тем временем стало темнеть, пошел дождь, ата­ки прекратились. Битва кончилась новой канонадой. Все поле покрывали горы мертвых, раненых, умирающих. Русские потеряли 44 тыс. человек (по другим данным, 30—50 к. тыс.), французы — 58,5 тыс. (или 20—40 тыс.). Кутузов счи­тал, что одержал победу. Наполеон выражался осторожнее: "французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми". Приказав ут­ром отступить, Кутузов планировал дать новую битву, но не получил подкреплений и вооружения.

Пожар Москвы. 1 сентября под Москвой, в д. Фили Кутузов провел военный совет. Мнения раздели­лись, и Кутузов взял на себя ответственность — отступить чтобы спасти армию. Ушли из Москвы и москвичи: из 200 тыс. осталось 10 тыс. Наполеон, вступив в Москву, отдал ее на разграбление. А потом начался пожар. Есть разные вер­сии: "Герои москвичи сожгли Москву, чтобы изгнать из нее врага", "Варвары французы сознательно уничтожали сердце России" и т. д. Более вероятны случайные загорания по ви­не пьяных солдат или своих грабителей. За 6 дней сгорело более 2/3 домов. Сгорели и запасы продуктов. Наполеон, считавший, что взятие Москвы — это победа, и ждавший просьбы о мире, стал тревожиться. Пьянство и грабежи раз­лагали армию. К тому же, он на 3 недели "потерял" русскую армию. Кутузов вышел из Москвы по Рязанской дороге, а

потом вдруг свернул на Калужскую. Расположившись у с. Тарутино, он прикрыл оружейные заводы Тулы и хлеб­ные районы Юга. Здесь можно было подкормить и подле­чить солдат, получить подкрепления.

Изгнание французов. Не дождавшись пред­ложений о мире, Наполеон сам стал предлагать мир, но по­лучил отказ. Тем временем в тылу французов усилилась борьба партизан. Сильные отряды создали крепостной Курин, старостиха Кожина и др. С августа Барклай, а затем Кутузов стали засылать в тыл врага армейских партизан — отряды Фигнера, Сеславина, поэта и гусара Дениса Давыдо­ва. За месяц пребывания в Москве французы потеряли 30 тыс. солдат. Наполеон решил прорваться из Москвы на юг. В бою под Малоярославцем, 7 раз переходившим из рук в руки, враг потерял 5 тыс. солдат. Наполеон решил не рис­ковать и пошел по Старой Смоленской дороге, мимо раз­грабленных или сожженных сел. Мимо Бородинского поля, где все лежали тысячи трупов. Французов догоняла русская армия, с флангов били партизаны. 40 тыс. повозок с награб­ленным добром лишали французов боеспособности. Ранние морозы довершили дело. Через р. Березину перешли лишь 20 тыс. солдат "Великой армии". Наполеон бросил солдат и бежал в Париж. Но и русская армия понесла большие поте­ри. Есть сведения, что Кутузов хотел прекратить войну. Но царь приказал перейти границу.

Заграничный поход. Русская армия освобо­дила Польшу и часть Пруссии. Пруссия вернулась к союзу с Россией. В апреле 1813 г. умер Кутузов. Наполеон сумел набрать новую армию почти в 1 млн. солдат. Она одержала ряд побед; но они сменились поражениями. В октябре 1813 г. 160 тыс. французов столкнулись в "битве народов" с 300 тыс. союзников — русских, немцев, англичан, шведов. Наполеон был разбит. В марте 1814 г. Александр I въехал в Париж на белом коне. Наполеон отрекся и был сослан на о. Эльбу. Но вернувшиеся Бурбоны и дворяне-эмигранты сразу восстановили против себя народ, что позволило На­полеону вернуться к власти, однако лишь на 100 дней.

В июне 1815 г. у с. Ватерлоо в Бельгии он был разбит англо-прусско-голладскими войсками. Венский конгресс мо­нархов-победителей лишил Францию всех захватов, но они стали делить Европу между собой. Россия получила боль­шую часть Польши, за это Пруссия получила земли в За­падной Германии.

Русский народ совершил великий патриотический по­двиг, освободив от захватчиков и Россию, и большую часть Европы. Но для себя он не завоевал свободу. Подвиг рус­ского и других народов использовали монархи.

27. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ • ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Охранительное направление. Николай не только разгромил декабристов, но и хотел "очистить Русь от заразы, извне к нам нанесенной". Министр просвещения Уваров, сам втайне вольнодумец, в угоду царю разработал теорию официальной народности ("православие, самодержавие, народность"). Эту концепцию разрабатывали профессора Погодин и Шевырев, ее популярно излагали известные журналисты Булгарин и Греч в газете "Северная пчела". Жандармский генерал Дубельт заявил: "Наш народ оттого умен, что тих, а тих оттого, что несвободен. Не троньте этот народ, оставьте его в природном его величии. Не заряжайтесь бессмыслием Запада - это гадкая помойная яма". Бенкендорф считал, что "прошедшее России удивительно, настоящее великолепно", а ее будущее "выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение". Уваров писал, что, в отличие от Запада, в России "царь любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, а народ не умеет отделять Отечество от царя". Среди этого славословия, как гром среди ясного неба, появилось "Философическое письмо" Петра Чаадаева в 1836 г. Он с горечью писал об изоляции России от Европы, о национальном самодоволь­стве. Но он впадал в крайность: "Россия не внесла никакого вклада в мировую культуру". По указанию царя его объяви­ли сумасшедшим и посадили под домашний арест. Его вы­ступление вызвало среди интеллигенции горячие споры о судьбах России, хотя с его крайностями не соглашались.

Западники и славянофилы. Николай пресе­кал все попытки политической деятельности. Общественная мысль кипела в литературе и философии. Центрами идейной жизни стали не тайные союзы, а светские салоны, вузовские кафедры, журналы. В происходивших дискуссиях на рубеже 30—40-х гг. выкристаллизовались альтернативные течения западников и славянофилов. Александр Хомяков, братья Ак­саковы и другие славянофилы выступали за особый, само­бытный путь развития России. Они считали, что православие принесло в Россию дух братства и любви, а крестьянская об­щина спасает людей от эгоистического индивидуализма. Ре­формы Петра нарушили естественный ход развития России, и надо вернуть исконную русскую старину, когда царь совето­вался с Земским собором. (Но они были против конституции западного образца.) Западники юрист Константин Кавелин, историк Т. Н. Грановский и другие считали, что Россия — страна европейская и будет иметь общий путь развития с За­падом, сохраняя свои особенности. Они выступали за свободу личности, политические свободы, конституционную монар­хию. Те и другие любили Россию, выступали против крепост­ного права и бюрократизма, те и другие по-своему были пра­вы, а в крайних позициях ошибались. Но идеалы западников были больше обращены в будущее, а славянофилов — в про­шлое. Царизму были подозрительны и те и другие. К западникам примыкали мыслители более радикальных взглядов. Александр Герцен в 22 года был арестован, затем сослан по ному обвинению в "несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре". В 1847 г. он эмигрировал. Его резко оттолкнул царивший на Западе дух чистогана, потрясла расправа над восставшими рабочими в Париже. В 1853 г. он создал Вольную русскую типографию в Лондоне. Виссарион Белинский, выдающийся литературный критик, первый видный разночинец в общественной жизни России, в юности за вольнодумство изгнан из университета. В мучительных поисках истины обращался к философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. Его статьи пользовались огромной популярностью. В 40-х гг. он увлекся идеей социализма, ставшей для него "идеею идей". В 1847 г. в "Письме к Гоголю" он в отличие от своих прежних статей подверг Гоголя резкой и даже грубой критике. Последняя книга Гоголя была для него поводом заявить, что Россия являет "ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми", где "нет никаких гарантий для личности, чести и собственности". Он призывал к отмене крепостного права, "отмене телесного наказания, выполнению хотя бы тех законов, которые уже есть". Письмо разошлось по России в тысячах экземпляров. Дубельт "яростно сожалел" о смерти Белинского в 1848 г.: "Мы бы его сгноили в крепости".

Петрашевцы. Революции 1848—1849 гг. испугали царизм, вызвали ужесточение цензуры и репрессий. Западника Кавелина лишили кафедры, славянофил Иван Аксаков побывал под арестом. Особенно жестоко расправились с петрашевцами. Чиновник Михаил Петрашевский по пятницам собирал молодых офицеров, чиновников, литераторов (в том числе Михаила Салтыкова и Федора Достоевского). Они дискутировали о славянстве, об устройстве суда, цензуре, осуждали крепостное право, обсуждали книжные новинки и сочинения французских социалистов. По учению Фурье Петрашевский в своем имении хотел создать фаланстер (коммуну), но крестьяне сожгли здание. Лишь немногие петрашевцы (Спешнев и др.) строили конкретные (но фантастические) планы восстания рабочих, а затем крестьян.

Эти планы были лишь на словах, сам Петрашевский их не разде­лял. Но его и еще 20 членов кружка приговорили к смертной казни (в том числе Достоевского) лишь за чтение письма Бе­линского Гоголю. 22 декабря 1849 г. произошла инсцениров­ка казни, затем замененной каторгой. Наступило "мрачное 7-летие" реакции, царившей до 1855 г. Герцен, находясь в эмиграции, выдвинул идею русского (общинного) социа­лизма. Столкнувшись с реалиями буржуазного Запада, он уже не хотел такого будущего России. В русской крестьян­ской общине он увидел зачаток будущего социалистическо­го общества. Позже эту идею подхватят народники.








Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 561;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.