ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I
Личность Александра. Он был любимый внук Екатерины, она много занималась его воспитанием, часто "через голову" его отца. Она выписала к нему из Швейцарии воспитателя Лагарпа. Он разделял идеи Просвещения и был республиканцем по убеждениям. Александр гораздо глубже, чем бабка, проникся идеями французских просветителей. Друзьям юности он говорил, что ему противен двор, что многие меры правительства, например, разделы Польши, позорны. Он мечтал отказаться от своих прав на престол. Потом говорил, что став царем, даст народу конституцию, устроит его жизнь, а потом будет вести жизнь частного лица. Но жизнь и воспитание юного принца проходили между двором Екатерины и гатчинским "малым двором" отца. Это формировало в нем черты двуличия и лицемерия. При всем том его либеральные мечты были вполне искренни, но мало что из них претворялось в жизнь. Тяжелый комплекс сложился в его характере в связи с участием в отцеубийстве. Сама легкость убийства царя произвела на него тяжелое, неизгладимое впечатление.
"Прекрасное начало". Пушкин не случайно назвал так первые годы правления Александра. Он вернул из ссылки и заключения тысячи офицеров и чиновников, пострадавших при Павле, отменил запреты на выезд заграницу, на европейскую печать и литературу. Открыты лицей и новые университеты. Но планы царя идут гораздо дальше. В 1801 г. возник Негласный комитет, куда вошли его друзья: талантливый дипломат Кочубей, блестяще образованный польский аристократ Чарторыйский, воевавший против России, но потом прощенный Екатериной, автор конституционных проектов Новосильцев, граф Строганов – участник революции во Франции. Придворные и аристократы прозвали Комитет "якобинской шайкой". Он обсуждал проекты отмены или смягчения крепостничества и самодержавия. Уже в 1801 г. все свободные люди получили право покупать в собственность земли, не населенные крепостными. Указ подорвал монополию дворян на землю. В 1803 г. вышел Указ о вольных хлебопашцах. Помещик мог при желании освободить крестьянина с наделом за выкупс выплатой его в рассрочку. Указ был издан по преданию либерального дворянина Сергея Румянцева, пожелавшего дать вольную 200 крестьянам. Но таких дворян было мало. Всего при Александре вышло на волю 47 тыс. крестьян, а за 60 лег — 112 тыс. Столкнувшись с неприятием реформ большинством дворян, придворных, чиновников, царь воздержался от более радикальных мер. Да и в самом Комитете немедленной отмены крепостничества требовал лишь Строганов. С 1803 г. Комитет уже не собирался.
Сперанский. Но реформы продолжались. Царь приблизил к себе незнатного (из "поповичей") чиновника, выдающегося юриста Михаила Сперанского. Будучи масоном(как и сам царь) и сторонником конституции, он предложил постепенное проведение серии реформ. Эта постепенность нравилась царю. Сперанский исходил из принципа разделения властей, начиная с независимости судов во главе с Сенатом. Предлагалась система выборных представительных дум (от волостной до Государственной думы). Но избирательных прав не получали крепостные, наемные рабочие и прислуга. Перед представительными органами отчитывались исполнительные — от министерств до волостных управлений. (Александр создал еще в 1802 г. восемь министерств, т. к. в Коллегиях коллегиальность постепенно обернулась коллективной безответственностью.) После обсуждения законопроектов в Государственной думе они должны поступать в назначенный царем Государственный Совет, а затем на утверждение царя. Откладывая на будущее освобождение крепостных, Сперанский предлагал регламентировать их повинности, дать им право на приобретение собственности, ограничивать произвол помещиков. "Никто не может быть наказан без приговора суда". Царь одобрил планы Сперанского, но на практике дело дошло лишь до создания в 1810 г. законосовещательного Государственного совета, в который вошли министры и другие назначаемые царем высокие чиновники. Планы Сперанского казались верхам общества революционными. Их возмущали возвышение "безродного поповича", введенные в 1809 г. по его инициативе "экзамены на чин" в объеме университетского курса для чиновников, начиная с восьмого класса. Его обвиняли в симпатиях к Франции и даже в шпионаже. За ним следили и наконец "поймали": он допустил шутку в адрес царя. Царь вызвал его, беседа шла до глубокой ночи, оба плакали, и царь изрек: "России ты не изменил, но мне изменил". В начале 1812 г. Сперанского отправили в ссылку. При дворе восходила звезда Павлова любимца Аракчеева. Это в юности царь восторгался, когда Строганов звал его "гражданин Александр", терпел, когда в масонской ложе его звали братом и на ты. "Республиканец на словах" входил во вкус самодержавной власти. От реформ он не отказался, но не прекращались его колебания. Он впервые прекратил раздачу государственных крестьян дворянам. Но в связи с финансовыми трудностями началась продажа государственных крестьян дворянам и сдача в аренду. Он возмущался продажей крестьян "в розницу", т. е. без семьи и без земли. Но дело свелось к запрету публиковать объявления о продаже людей.
Послевоенные реформы и проекты. Присоединив к России Польшу, царь даровал ей конституцию. Там прошли выборы в сейм. При его открытии в 1818 г. царь заявил, что даст конституцию всей России. Его друг юности Новосильцев и поэт Вяземский разработали Уставную грамоту. Она предусматривала частично назначаемый, частью избираемый двухпалатный совещательный парламент, свободу печати и гарантии неприкосновенности личности. Но царя испугали революции 20-х гг. в Испании и Италии, и проект был забыт. В 1816-1819 гг. крестьяне Прибалтики были освобождены, но без земли, которую они теперь арендовали у помещиков. В Прибалтике ускорилось развитие капиталистических отношений. Но помещики остальной России не хотели и такого освобождения крестьян. Это было особенно нетерпимо после подвига народа в 1812 г. Царь понимал это, он выразил благодарность Пушкину за стихотворение "Деревня", бичевавшее крепостников. Он поручил Аракчееву составить проект освобождения крестьян. Грубый солдафон, запоровший не одного крепостного, приказ царя выполнил. Он предложил выделить 5 млн. руб. в год для скупки продаваемых имений и освобождать в них крестьян с крохотным наделом в две десятины. Подсчитано, что такое освобождение крестьян заняло бы лет 200. Но казна и этих 5 млн. выделить не смогла. Зато осуществился другой проект Аракчеева. Война 1812 г. разорила страну, и Аракчеев предложил часть армии перевести на самообеспечение. Ряд деревень был объявлен военными поселениями. В них государственных крестьян с 18 до 45 лет одели в военную форму и назвали "пахотными солдатами", а детей — "кантонистами". Военные учения чередовались с сельскохозяйственными работами, которые проводились по команде офицеров. Избы снесли, а крестьян поселили в одинаковые дома. Вместо вырубленных лесов насадили ровные аллеи, а хозяйство пришло в упадок "Пахотных солдат" даже женили по приказу командиров. Все это вызывало протесты, но царь заявил: "Поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова". (От Чудова начиналась полоса "поселений"). Все более доверяя Аракчееву, сам царь стал отходить от государственных дел, увлекся религиозным мистицизмом, парадами, путешествиями. Он опять стал думать об отречении и проявил странное бездействие, узнав о тайных обществах.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 556;