Категория территориальной организации общества
Формируются индивидуальные и комплексные пространства многообразных географических объектов со своими временными характеристиками, задаваемыми скоростями движения и «добегания» до конечных мест от мест первотолчка и скоростями замыкания полного цикла вещественного или пространственного круговорота.
В итоге можно с удовлетворением привести слова Б. Б. Родомана: «Подобно тому как без разности потенциалов не будет электрического тока, а без разных высот местности не потекут реки и суша станет сплошным болотом – точно так же не может быть сохранения биосферы и развития общества без неравенства и пространственных различий, без взаимосвязи и распределения функций между разными, но дополняющими друг друга районами»[1].
А. Геттнер и Н. Н. Баранский неоднократно обращали внимание географов на то, что там, где нет особенностей, географу делать нечего. Следовательно, толкование особенностей как градиентных величин ориентирует географию на изучение пространственных отношений, причем эти последние могут получить и количественную интерпретацию. Имея количественные характеристики, география может подняться на уровень математической обработки данных и вывода формализированных теорий.
Итак, пространство есть субъективная категория географии формализированного уровня знания, необходимая для решения конструктивных задач. Главным итогом исследования является получение расчетных величин. Получив последние, географ интерпретирует их для конкретной территории. Сами по себе абстрактные пространственные построения не имеют ценности, но без них нельзя найти общих подходов к конкретике. Пространственные построения географии, как и всякую другую формализацию, можно назвать лесами, которые должны убираться после строительства здания.
Приведенные выше соображения о географическом пространстве позволяют еще раз закрепить и несколько уточнить положение, изложенное ранее. Есть два слоя категориального аппарата концепции территории в географии. Слой общих категорий включает абстрактное понятие пространства, теоретическое понятие территории и обыденное понятие места. Второй слой включает конкретные понятия с однозначным смыслом: площадь, расстояние, распространение, размещение, расселение, доступность, плотность и им подобные. Этот последний слой представляет систему расчетных понятий для исчисления распределения, массо- и энергообмена, стоимости, эффективности, ренты, «трения расстояния» и др. и раскрывает пространственные отношения и соседство географических объектов.
Следовательно, география изучает территории пространственными методами в целях оптимизации территориальной организации общества. Это не означает, что география отказывается от решения любых частных территориальных проблем. Здесь речь идет лишь о суперзадаче центра географии, ибо только в ходе ее решения может осуществиться единство всех ее разделов. Интеграционные процессы в географии в разрезе формирования единого объекта исследования проявляется в том, что объективной реальностью ныне являются не только естественные или общественные территориальные системы, а природно-общественные или эколого-экономические системы.
Территория представляется в качестве природно-социально-экономического ландшафта, что обогащает понятие экономического ландшафта А. Леша. «Попытка понять драму территориальных связей многообразных явлений и выявить их упорядоченность – это ли не задача для фундаментальнойнауки?» – пишет Т. Хагерстранд[2]. В принципе, у географов имеется четкое представление о том, что территория есть определенное естественно-общественное тело, которое обладает теми же свойствами самостоятельности как и другие естественные тела, например минерал. Существенную роль в такой самоорганизации играет так называемый позиционный принцип, обоснованный Б. Б. Родоманом (1979), так раскрывшим сущность этого принципа: «Для многих объектов можно найти оптимальную точку, где они могли бы лучше всего функционировать. Если объект не находится в точке своего территориального оптимума, то можно допустить, что на него действует сила, вызванная давлением места, или позиционным давлением. Под влиянием такого давления легкоподвижные объекты мигрируют, менее подвижные меняют свои свойства или функции, либо изменяют свое пространственное положение, формируя себе новую среду»[3].
Новейшим добавлением к концепции территории является представление о территориальных ресурсах. Территория, т. е. земля, пространство как особый пространственный тип группировки ресурсов, становится важнее ресурсов натурально-вещественных. Это ресурс исчерпаемый и невозобновимый, его ничем заменить нельзя.
Впрочем, сама эта идея достаточно стара. Речь, конечно, не идет о четких формулировках и расчетах, а о чистой идее. Так, у К. Риттера находим: «Только соответствие между народом и его родиной и положением государства в природе и человеческой жизни, или отношение политики и физики, содействует и обусловливает процветание народов и государств в мировой истории»[4]. Старые попытки оценки конфигураций стран и географического положения с точки зрения их влияния на развитие стран и районов, городов и других географических объектов можно отнести к проблеме территориальных ресурсов.
Ясно также, что территориальные ресурсы как площади постоянно рассматривались и рассматриваются в архитектуре, землеустройстве, районной планировке, административном управлении. В районной планировке дается достаточно глубокая оценка территорий по компонентам ландшафта – так называемая комплексная оценка: сравнительная планировочная оценка отдельных участков всей территории района по комплексу природных и антропогенных факторов с точки зрения благоприятности этих участков для размещения основных видов хозяйственной деятельности. Точное представление о территориальных ресурсах имеется и в земельном кадастре: «Земля – материальное условие существования общества, основной компонент окружающей человека биосферы, объект природопользования. В этом смысле она не только определенная поверхность конкретной площади, характеризующаяся многообразием естественноисторических условий и свойств, но и невозобновляемый и ограниченный пределами земной поверхности целостный ресурс»[5].
Подход с точки зрения только размеров учитывает лишь физический объем территории. Но кроме физического объема территории есть и другие ее стороны, отражающиеся в понятии качества жизни, включающем как естественные, так социально-экономические свойства территории. Применяя обычный в методологических исследованиях способ структурирования понятий, попытаемся расчленить понятие территориальных ресурсов. Тогда можно будетувидеть недостаточность только такого, «заполнительного», понимания сущности этого понятия.
Ресурсы территории – это объекты и явления, заключенные в любым образом отграниченном пространстве: недровые, климатические, водные, почвенные, биотические, людские, производственные и инфраструктурные. Это тот случай, когда пространство понимается как вместилище. Но когда речь идет о территориальных ресурсах, имеется в виду сама территория. Однако и такое понятие подлежит расчленению. В этом отношении ресурсы территории оказываются лишь элементом более общей системы. Сверх богатств как показателей экономической стороны дела, появляются новые понятия – емкость территории и ее устойчивость. Эти последние понятия также широко обсуждаются в географии, но еще вполне осознано не включены в структуру понятия территориальных ресурсов.
Очевидно, первым, кто реально начал рассчитывать емкость территории, исходя из ее естественных свойств, был Гриффит Тейлор, который в 1918 г. определил максимальную емкость Австралии в 30 млн человек, а в 40-х годах, работая по Канадскому Северу, разработал концепцию стоп-энд-гоу-детерминизма, согласно, которой каждая территория имеет предел емкости по ее природным свойствам.
Понятие емкости без понятия устойчивости не репрезентативно, а последнее понятие, как и первое, до общепринятого (инженерного) оценочного уровня еще не исследовано, хотя имеются некоторые опыты. Известно, что природные ландшафты обладают определенной устойчивостью. Колебания климатических и погодных условий около каких-то средних величин не вызывают изменения лика Земли. Неглубокие изменения, вносимые человеком, также не приводят к немедленным катастрофам в природе. Известно также, что один и тот же вид деятельности в разных природных ландшафтах приводит к разным результатам: ландшафты обладают различной степенью устойчивости. Однако многочисленные конфликты человека с природой подвели исследователей к необходимости изучения проблем устойчивости. В 70-х годах были даны первые определения понятия устойчивости. Т. П. Куприянова, сделавшая обзор определений понятия устойчивости, вывела следующий инвариант: «Устойчивость – это способность систем активно сохранять свою структуру и характер функционирования в пространстве и во времени при изменяющихся условиях среды»[6]. А. А. Крауклис (1979) приводит перечень значений понятия устойчивости: постоянство (константность), инерция (устойчивость к возмущениям), эластичность (скорость восстановления после нарушения), амплитуда (пределы возмущений, в пределах которых возможно восстановление), траектория (устойчивость общей тенденции изменения), устойчивость циклов. Эти определение и перечень, как и всякое предельное обобщение, практически безупречны. Но они не дают аппарата количественной оценки и, следовательно, основы для практической работы.
Первым элементом понятия территориальных ресурсов является площадь территории. Но она является чисто физической величиной, пользуясь которой можно придти к таким абсурдным оценкам вроде того, что на Земле может находиться 448 триллионов человек. Так, территория Якутии по площади равна почти шести Франциям, но расселить на ней 300 млн. человек будет очевидной утопией. Поэтому размер территории является лишь одним из элементов понятия территориальных ресурсов.
Второй элемент понятия – богатство (ресурсы территории), которое дает некоторый экономический подход к оценке территориальных ресурсов. Так, только учет ограниченности тепла по Якутии во много крат может приблизить оценку территориальных ресурсов к реальности.
Третьим элементом является устойчивость ландшафтов, которая дает возможность оценить экологическую емкость. В этом плане лимитирующим фактором территориальных ресурсов Якутии выступает ограниченность самоочистки ландшафтов и их компонентов в виду замедленности геохимических процессов, особенно в зимнее время; льдистость мерзлых пород верхних горизонтов на трети территории, что ограничивает устойчивость литогенной основы ландшафта; распространение пограничных ландшафтов на границах географических зон и высотных поясов и др.
Размер территории с богатством материальных ресурсов дает экономическую емкость, а с учетом устойчивости – экологическую. Кроме того, очевидно существует и социальная емкость, куда могут быть включены такие показатели ландшафта, как восприятие ландшафтов, их оздоровительный и эстетический потенциалы.
Такое структурирование понятия территориальных ресурсов может способствовать реальной оценке их в прикладных целях. Правда, опытов комплексной оценки, как было уже сказано, пока еще мало, но понимание проблемы существует. Ныне территория (земля) становится товаром, и это обстоятельство, отсутствовавшее в отечественной истории почти столетие, безусловно, усилит работы в этом направлении. Правильное структурирование понятия территориальных ресурсов будет важной методологической предпосылкой поисковых работ.
Категория территориальной организации общества
В первой главе было подчеркнуто, что современным центром всей системы географических наук, своеобразным «ядром» ее интеграции становится проблема территориальной организации общества (ТОО), органически связанная с общегеографической концепцией территории и территориальных ресурсов. Но прежде чем рассмотреть эту проблему, обратим внимание на более общее понятие – на категорию территориальной организации (ТО), являющейся основной и предельной для системы географии в целом.
В самом общем виде ТО характеризуется как пространственное выражение (сторона, срез) существования материи на поверхности Земли. Как и всякую организацию, ее можно рассматривать как минимум в четырех плоскостях: как строение, функционирование, развитие и управление. Соответственно территориальная организация общества – основной предмет общественной ветви географической науки[7].
Систематизация опыта исследований ТО позволила А. А. Ткаченко и Э. Л. Файбусовичу выявить следующие ее аспекты.
1. Размещение, представляющее собой локализацию на поверхности Земли объектов и их сетей в виде точек, линий, ареалов.
2. Территориальные различия, т.е. дифференциация земной поверхности по плоскостным, структурным и иным (качественным и количественным) характеристикам (так называемые «различия от места к месту»).
3. Пространственные отношения – взаиморасположение объектов, определяющее возможностиих взаимовлияния и взаимодействия.
4. Пространственные (горизонтальные) связи – реализованные пространственные отношения, выражающиеся в потоках людей, вещей, энергии, капитала, информации.
5. Территориальные системы как группы однородных (сходных по своей природе) объектов, скрепленных производственными связями, обособившиеся друг от друга благодаря различиям в интенсивности связей.
6. Территориальные комплексы – сочетания разнородных объектов в определенном месте, скрепленные «вертикальными» связями.
7. Территориальные структуры, «отражающие взаиморасположение и способ сочленения территориальных систем или комплексов. Когда речь идет о системах, то можно говорить о частных территориальных структурах (например, о территориальной структуре расселения населения), в случае же с комплексами – об интегральных структурах, например, об экономическом районировании страны,
8. Пространственные процессы, представляющие собой любые относительно устойчивые изменения на земной поверхности, характеризующиеся горизонтальным вектором развития. Различаются процессы на содержательном (например, размещение, расселение, освоение) и формализованном (концентрация и деконцентрация, поляризация, стратификация и т. д.) уровнях.
9. Пространственная морфология, т. е. форма и конфигурация («рисунок») отдельных объектов: систем и комплексов.
10. Территориальное управление как совокупность мер целенаправленного воздействия на различные (вышеназванные) аспекты территориальной организации.
Полная, исчерпывающая характеристика ТО подразумевает достаточно подробное освещение всех перечисленных аспектов, но и каждый ив них в отдельности – это тоже ТО. ТО присуща всей живой и неживой природе, она во всех аспектах сопутствует человечеству с момента его появления на Земле.
Существуют различные подходы к характеристике территориальной организации (жизни) общества. Э. Б. Алаев (1983) рассматривает ТОО как сочетание функционирующих территориальных структур (расселения населения производства, природопользования), объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов. Несколько иначе анализирует эту категорию М. Д. Шарыгин (1992), который считает, что ТОО следует рассматривать, во-первых, как явление – ТОО реализуется в форме иерархически соподчиненных районов разного ранга, в которых протекает жизнедеятельность людей, и, во-вторых, как процесс – постоянное движение и пульсация всей социально-экономической жизни населения в пространстве-времени.
Шарыгин предпринял попытку выявления закономерностей ТОО, являющихся пространственно-временной формой выражения общественных законов и действующих в конкретной социально-экономической ситуации. К их числу он относит:
а) площадную дискретизацию жизнедеятельности людей. В процессе труда люди вступают в определенные отношения с природой и друг с другом и одновременно пространственно разграничиваются.;
б) территориальную концентрацию и деконцентрацию жизни общества, которая проявляется в формировании социально-экономических районов, узлов, центров, росте числа городов и людности поселений, укреплении внутренних общественных связей. Но при этом та же территориальная концентрация общества в определенных центрах сопровождается деконцентрацией его в других частях;
в) пространственная дифференциация общества и делегирование функций вышестоящим районам, ведущая к образованию таксонов разного пространственного уровня, когда каждый иерархический уровень несет свою функциональную нагрузку и выполняет определенную роль в хозяйственном развитиии жизни населения государства.
Применительно к реальностям современной Российской Федерации Шарыгин выделяет в качестве одной из важнейших закономерностей пропорциональность ТОО, которая выражает определенные динамические соотношения между межотраслевыми комплексами, а также социально-экономическими районами одного и разных таксономических рангов
В 80-е – 90-е годы в отечественной литературе в качестве основного компонента ТОО и предмета исследования социально-экономической географии выдвигается территориальная общественная система (TOС)как пространственно-локализованная часть человеческого общества, в которой взаимосвязано сочетаются все сферы жизнедеятельности людей и создаются условия жизни. Каждая ТОС представляет собой пространственно-временную целостность – единство всех компонентов общества, взаимообусловленно-функционирующее с окружающей природной средой. В состав ТОС входят все материальные, социальные и духовные стороны человеческого бытия, все сферы жизнедеятельности населения, проживающего на контактной территории и акватории (геотории). Внутреннее содержание ТОС можно представить в форме сочетания разнообразных функциональных подсистем. Основными из них являются социальная, экономическая, природно-ресурсная, политическая, рекреационная и др. (Воронин В. В., Шарыгин М. Д., 1998; рис. 28).
Наряду с рассмотренными выше существует и более широкое, общегеографическое, толкование категории ТОО. Н. Б. Култашев (1984) характеризует ТОО как состояние глобальной системы взаимодействия человечества и земной природы – геосферы и (в будущем) ноосферы. По его мнению, необходим географический анализ ТО жизни человека и ее влияния на его (человека) поведение - как индивида, так и в групповом поведении (в виде территориальной общности людей).
Исследование проблем ТОО в условиях современного этапа социально-экономического развития России нашло отражение в работах отечественных ученых, в которых рассматриваются также конструктивные задачи географического обеспечения территориального развития и управления.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 2017;