Имена. Дмитрий Иванович Менделеев

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907), русский ученый, педагог, общественный деятель.

Всемирную известность Менделееву принесло составление таблицы, озаглавленной «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» (1869). После открытия предсказанных ученым элементов (галлия, скандия и германия) периодический закон получил признание как один из основных законов химии. Ученый получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, ученых обществ и учебных заведений, являлся автором более 500 печатных трудов. Труд «Основы химии» (1869–1871) при жизни Менделеева издавался в России 8 раз, переводился на немецкий, английский и французский языки.

Многие в России знают название докторской диссертации Д. И. Менделеева – «О соединении спирта с водой» (1865) и считают его «отцом» русской водки, которая приносила государству российскому огромные доходы. В деятельности Д. И. Менделеева наука органически соединялась с производством. Он был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья, протестовал против использования нефти в качестве топлива (говорил, что топить можно и ассигнациями). Распространенной «теории убывающего плодородия почвы» Менделеев противопоставил идею многократного повышения плодородия земли с помощью удобрений. Он выступал за размещение предприятий вблизи запасов сырья и топлива, считал обязательным развитие производительных сил Урала, Донбасса, Сибири, Средней Азии, отстаивал важность орошения земель Нижнего Поволжья, улучшения судоходства, постройки новых железных дорог, освоения Северного морского пути. Менделеев создал проект аэростата, обосновал принцип создания стратостата с герметически закрытой кабиной. Сам во Франции совершил подъем на привязном аэростате Жиффара.

Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, участвовал в разработке покровительственного таможенного тарифа, в обосновании необходимости индустриализации страны. Важный инструмент прогресса ученый видел в личной заинтересованности, базирующейся на частной собственности, был сторонником мирного, эволюционного развития. Но в Академию наук его принимать было не велено из-за либеральных взглядов и сочувствия передовому студенчеству.

 

В стране было немало талантливых инженеров, способных работать быстро и эффективно. Первая тепловая электростанция появилась в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге – в 1883-м. В начале XX в. в России выходило 120 технических журналов.

 

Инновации. Трамвай

В городах во второй половине XIX в. появилась конка (конно-железная дорога). Специальные вагоны упряжкой лошадей перемещались по рельсовому пути. Двухэтажные вагоны назывались империалами. В России первые линии конки появились в Петербурге в 1854 г.

Впервые в мире русский военный инженер Ф. А. Пироцкий оснастил двухъярусную конку электрическим мотором. По изолированным рельсам конки передавался электрический ток. Но в России желающих вложить деньги в непроверенное транспортное средство не нашлось.

Первая линия электрического трамвая была проложена в 1881 г. в окрестностях Берлина. Затем электрические трамваи были введены в эксплуатацию во многих странах. В России первая линия трамвая длиной 1,5 км в 1892 г. соединила Подол и Крещатик в Киеве. В 1899 г. были построены две линии трамвая в Москве, а в 1907 г. налажено регулярное движение трамваев в Петербурге.

К началу XXI в., несмотря на появление метро, автобусного, троллейбусного и автомобильного сообщения, трамвай во многих странах продолжает возить пассажиров.

 

Капиталами в России располагали откупщики, «капиталистые» крестьяне, купечество, обуржуазившиеся помещики. Государство широко привлекало капиталы заграничных банкиров. За 1860–1896 гг. количество машиностроительных заводов выросло с 99 до 544 (в 5,5 раз), а количество рабочих на них – в 7,4 раза. Появились крупные заводы: Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, Паровозостроительный в Коломне, Пушечный и Механический в Перми и др.

В последней трети XIX в. усилиями в основном частных компаний строились железные дороги. К 1900 г. железнодорожная сеть охватила 64 губернии Европейской России (85 % всей сети), 8 губерний Великого княжества Финляндского, 7 областей Азиатской части России. В начале XX в. сокращалось казенное железнодорожное строительство. Были завершены Великая Сибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога, Ташкентская железная дорога. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства снизились. Если в 1895–1899 гг. строили более чем по 2700 км ежегодно, то в 1902–1912 гг. ежегодно вводилось в эксплуатацию чуть больше 1000 км. Государственная Дума выделяла средства практически по всем запросам Министерства путей сообщения. К началу 1914 г. сеть железных дорог России достигла 74,6 тыс. км. По протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире после США, где имелось к этому времени свыше 380 тыс. км железнодорожной сети. Железные дороги были основным видом транспорта в стране, одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. Железнодорожное строительство стимулировало развитие отечественной металлургии, машиностроения, деревообработки, строительства. Паровозы, вагоны, рельсы, шпалы, уголь производились по преимуществу отечественными предприятиями.

В 1913 г. на Путиловской верфи по лицензиям иностранных фирм было впервые в России организовано производство корабельных и судовых паровых турбин. Электротехническая промышленность, почти целиком основанная на германских капиталовложениях, была оборудована по последнему слову европейской техники и технологии и удовлетворяла почти весь спрос внутреннего рынка. Накануне Первой мировой войны в стране имелось 255 металлургических заводов, 568 предприятий угольной промышленности, 170 нефтедобывающих и 54 нефтеперерабатывающих, 1800 металлообрабатывающих, 840 фабрик в хлопчатобумажной промышленности. В целом за 1890–1913 гг. объем продукции тяжелой, а также легкой промышленности вырос в 7 раз.

Не было в стране недостатка и в предприимчивых людях, крупных организаторах. Морозовы, Рябушинские, Путиловы, Елисеевы, Мамонтовы и многие другие проявляли инициативу, иногда рисковали, находили пути «наверх».

К 1900 г. доля России в мировом промышленном производстве достигла 5 %. Россия приблизилась к Франции, которая давала 7,1 % мировой промышленной продукции, но превосходила ее по выплавке стали, производству машин и хлопчатобумажных тканей. Однако Россия существенно отставала от США, Германии и Великобритании. В 1913 г. Россия произвела 5,3 % мировой промышленной продукции, но по производству изделий промышленности на душу населения находилась на уровне Испании, Италии и Японии, существенно отставая от ведущих держав.

Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1910–1913 гг. были самыми высокими в мире: мировая промышленность – 4,5 %, Англия – 5,7 %, США и Германия – по 4,2 %, Франция – 3,9 %, а Россия – 6,0 %. В тогдашнем мире было только три страны с индустриальной или индустриально-аграрной структурой экономики – Англия, США и Германия. Остальные страны, не являвшиеся колониями, были либо аграрными, либо аграрно-индустриальными. Россия находилась на одном уровне развития с Францией и опережала Италию, Австро-Венгрию и Японию. К 1913 г. доля промышленной продукции в валовом национальном продукте составляла 42 %, доля сельскохозяйственной продукции – 58 %.

Уже к 1800 г. Россия по индексу развития вдвое-втрое отставала от ведущих стран Запада. В начале XIX в. уровень урбанизации в России не превышал 5–7 %. В это же время в Западной Европе он составлял 11–13 %, в Китае – 7–8 %, в Индии – 9-13 %, на Ближнем Востоке 14–16 %. Средний уровень грамотности населения в 1800 г. составлял в России лишь 2–6 % среди женщин и 4–8 % среди взрослого мужского населения.

 

Уровень грамотности в России был в 8-10 раз ниже, чем в странах Запада и в 3–5 раз ниже, чем в Японии и Китае.

 

Таблица 17.Динамика индекса развития в крупных странах Востока, Запада и России (1800 и 1913 гг.)[176]

К 1913 г. всеми видами обучения в России было охвачено 4,7–4,9 % населения. Но это было в 3–3,5 раза меньше, чем в среднем по странам Запада и Японии (во Франции 14 %, в Германии 19 %, в США 22 %, в Японии 16 %). Индикатор грамотности среди взрослого населения России вырос с 13–15 % в середине XIX в. до 21–23 % в 1897 г. и до 35–38 % в 1915 г. Но этих показателей некоторые протестантские страны Запада достигли еще в XVII в., а ряд других стран Западной Европы – к середине или к концу XVIII в. По приросту производительности труда, по производству валового внутреннего продукта на душу населения, по доле человеческого капитала в совокупном капитале разрыв между Россией и развитыми странами Запада в XIX и даже в начале XX в. не только не сокращался, но продолжал увеличиваться[177]. По ряду качественных характеристик Россия оставалась ближе к периферийно-колониальным странам. Необходимые глубокие буржуазно-демократические реформы так и не были осуществлены.

 

Европа Южная

 

В Испании буржуазные революции начала XIX в. не привели к серьезным переменам. С помощью французских штыков в 1823 г. был восстановлен феодально-абсолютистский режим. Несколько десятилетий прошли в ожесточенной борьбе за власть («карлистская война», регентство генерала Эспартеро и т. д.). Страна оставалась аграрной. Капитализм развивался медленно. Первая железная дорога появилась в 1848 г. Главной причиной цивилизационного отставания Испании было сохранение феодальных пережитков в виде помещичьей монополии на землю и засилье католической церкви.

В 1868 г. в результате очередного вооруженного восстания (которое считают пятой буржуазной революцией в Испании) собрались Учредительные кортесы. Принятая испанским парламентом Конституция объявляла Испанию наследственной монархией. Сенат (верхняя палата) по-прежнему формировался из высших сановников. Нижняя палата избиралась на основе всеобщего голосования (для мужчин). Конституция провозгласила свободу вероисповедания и свободу печати, вводила суд присяжных, гражданский брак. Новое правительство запретило орден иезуитов и ликвидировало монастыри, основанные после 1837 г.

В результате очередного тура политической борьбы кортесы в 1873 г. провозгласили Испанию республикой. Федералисты предполагали создать федеративную республику с широким самоуправлением отдельных областей. «Непримиримые» выступили за разделение Испании на небольшие самоуправляющиеся кантоны с полной политической самостоятельностью. В районах, прилегающих к Средиземному морю, начались кантональные восстания, в ходе которых возникли независимые кантональные правительства в Севилье, Кордове, Гранаде, Малаге, Кадисе, Картахене. Правительственные войска подавили эти выступления и в конце 1774 г. восстановили монархию, пятая революция закончилась.

Вернувшиеся к власти Бурбоны утвердили закон о всеобщем избирательном праве, но избирательная система фактически осталась под контролем помещиков. В сельском хозяйстве сохранялось отсталое полуфеодальное землевладение. До конца XIX в. в земледелии Испании не применялись ни сельскохозяйственные машины, ни удобрения. Промышленность развивалась медленно. Рабочее и национальное движение (особенно в Каталонии и Басконии) носило плохо организованный характер.

Расплатой за цивилизационное отставание для Испании, как и для России, стали поражения в борьбе с более сильными и развитыми государствами. В 1898 г. США за несколько месяцев разбили Испанию, которой пришлось отказаться от Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппинских островов и острова Гуам (Марианский архипелаг). В 1899 г. Германия вынудила Испанию продать ей Каролинские, Марианские острова и острова Палау. От старой колониальной империи остались владения в Африке.

В Италии после политического объединения (1870 г.) правящая элита не смогла выработать программы реформирования, адекватной задачам, стоявшим перед страной. Сохранялось отставание сельского хозяйства Юга и прилегающих районов Центральной Италии. Здесь господствовали крупные землевладельцы, аграрные отношения были отсталыми. Бедность основной массы крестьян тормозила развитие внутреннего рынка, обеспечивала промышленный Север дешевой рабочей силой. В 1887–1894 гг. Италия пережила затяжной экономический кризис. Обанкротились промышленные предприятия, строительные компании, лопались банки, росла безработица. В Сицилии возникли «Союзы трудящихся». В промышленных центрах появились палаты труда (профессиональные союзы). В Италии стал распространяться марксизм и в 1895 г. оформилась Итальянская социалистическая партия.

Правительство искало выход из сложившейся ситуации в колониальной экспансии, главным направлением которой стала Северо-Восточная Африка. Итальянские войска в 1885 г. заняли Эритрею, а затем и Сомали. В 1882 г. Италия вступила в Тройственный союз с Германией и Австро-Венгрией, стремясь обезопасить себя в отношениях с Францией. Во внутренней политике правительство, с одной стороны, постепенно расширяло избирательное право, а с другой стороны, увеличивало налоги, вызывая разочарование широких масс населения.

Народные демонстрации, стихийные выступления жестоко подавлялись. В мае 1898 г. в Милане были убиты сотни людей, тысячи были ранены или оказались в тюрьме. 90-е гг. XIX в. современники называли «кровавым десятилетием».

В понятие «Южная Европа» наряду с Пиренейским и Апенинским входит также Балканский полуостров. На протяжении двух тысяч лет это был регион межцивилизационного взаимодействия, которое часто превращалось в свою противоположность.

В XV–XVII вв. Османская империя установила свой контроль над народами, населявшими Балканский полуостров. На протяжении XVIII–XIX вв. Турция постепенно утрачивала свои позиции. После получения независимости Грецией (1830) другие балканские народы продолжали борьбу за независимость. Решающую роль сыграла позиция России, которая в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. ценой жизни 200 тыс. русских солдат обеспечила освобождение румын, черногорцев, сербов, болгар и других народов от турецкого ига.

Однако Берлинский конгресс (июль 1878), в работе которого участвовали Россия, Англия, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Италия, Турция, Иран и балканские государства, существенно изменил условия ранее подписанного Сан-Стефанского (март 1878) договора между Россией и Турцией. Ведущие европейские державы стремились максимально и любой ценой ослабить влияние России на Балканах, карта которых была искусственно перекроена. Возникло множество поводов для новых конфликтов. Балканы не только остались ареной соперничества крупных европейских государств, но и превратились в «пороховой погреб» Европы[178].

На последующее историческое развитие балканских государств решающее влияние оказывала общеевропейская международная обстановка, а внутренняя и внешняя политика правящих кругов этих стран зависела от того, на кого ориентировались эти круги в тот или иной момент. В Болгарии за влияние боролись Германия и Россия. В Сербии России противостояла Австро-Венгрия. В Греции соперничали англичане, немцы и итальянцы.

Характерным для всех этих стран было преимущественное развитие сельского хозяйства, что делало их аграрно-сырьевым придатком ведущих европейских стран. Развитие промышленности приводило к усилению влияния иностранного капитала преимущественно в сфере добычи полезных ископаемых. Жизненный уровень трудящихся рос медленно, что было связано как с коррумпированностью власти, так и с постоянным отвлечением средств на военные конфликты. На почве широкого недовольства в последние десятилетия XIX в. в балканских странах стали возникать профессиональные союзы, распространялся марксизм, возникли социал-демократические партии.

В целом Южная Европа во многих отношениях являла собой зону экстенсивного, депрессивного развития и, как и Россия, явно отставала от лидеров западной цивилизации.

 








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 557;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.