ГЛАВА 8. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ СЪЕМНЫХ ПРОТЕЗОВ
В широком смысле эстетика является феноменом интеллекта. Когда используются слова «эстетичный» или «неэстетичный», это вызывает эмоции, которые ассоциируются с тем, что является приятным или неприятным. Зрительное восприятие служит предпосылкой для эстетической привлекательности точно так же, как визуальный осмотр является общепринятым при обычном медицинском обследовании. И если интерпретация медицинских анализов возможна благодаря наличию научных знаний, то постижение эстетических принципов должно допускать логическую оценку основных принципов красоты.
Медицинской эстетикой называют дисциплину, изучающую законы архитектонической красоты человеческого тела и методы их практической реализации.
Для того чтобы совокупность элементов была признана эстетичной, ей необходимо удовлетворять некоторым принципам, в числе которых понятия композиции, сил сцепления и разъединения, симметрии, пропорции, доминирования и др.
Композицией называется отношение между различными объектами, видимое через контрасты. В рамках нашего вопроса используется следующая терминология: стоматологическая композиция, стомато-лицевая композиция и лицевая композиция (рис. 8.1).
Силами сцепления являются элементы, расположенные в соответствии с каким-либо принципом и имеющие тенденцию к объединению композиции (см. рис. 8.2).
Силы разделения противоположны силам сцепления. Они обеспечивают раз-
Композиция
ТТ1 |
Рис. 8.1. Стоматологическая, стомато-лицевая и лицевая композиции.
Стоматологическая
Стомато-лицевая
Лицевая
Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов
Рис. 8.2. Силы сцепления.
нообразность в единстве, которое необходимо для эффективности общего вида.
Таким образом, в стоматологической лицевой композиции гармония зависит от равновесия, создаваемого силами сцепления и разделения (рис. 8.3).
Следующее среди этих требований — наличие симметрии, или гармонического расположения нескольких элементов по отношению друг к другу. В самом строгом смысле симметрия фигуры или тела — это способность демонстрировать зеркальное отображение по обе стороны центральной оси. Считается, что если композиция симметрична, то ей присуща гармония и визуальный баланс. Однако наличие гармонии и визуального баланса не во всех случаях связано с наличием симметрии (рис. 8.4).
В отличие от строгой, статической симметрии, динамическая симметрия -это такое условие, при котором противоположны две очень похожие, но не идентичные половины. Такие небольшие отклонения от идеальной симметрии обычно дают более живой, натуральный эффект. По этой причине часто наиболее приятной кажется несколько неровная, несимметричная, а не идеальная симметрия. Тот факт, что для человеческого тела характерна скорее динамическая, нежели статическая симметрия, имеет непосредственное значение для стоматологии, и его необходимо принимать во внимание при создании любых стоматологических реставраций.
Современные исследования показали, что большая часть людей в действитель-
Рис. 8.3. Силы разделения.
Рис. 8.4. Симметрия.
ности предпочитает асимметричное лицо симметричному. Другими словами, в разумных пределах, самое привлекательное лицо — это лицо с небольшими диспропорциями (рис. 8.5).
Тесно связано с понятием гармонии понятие пропорции, в данном контексте определяемое как правильность или равномерность. Исторически эффект гармонии возникает при наличии определенных пропорций. Один из примеров этого — широко известное «золотое сечение» пифагорейцев. Согласно ему, отношение более короткой части (0,618) к более длинной (1,0) должно быть таким же, как отношение более длинной части к целому. Такая пропорция, близкая к отношению 5:8, считается обладающей выраженным эстетическим эффектом.
Этот принцип применялся к оценке человеческой внешности многими исследователями в течение многих веков. Для стоматологии это важно потому, что в положении «анфас» соотношение видимой ширины двух центральных резцов челюсти к ширине боковых резцов соответствует пифагорейскому сечению. Более того, эта же пропорция должна быть применима к соотношению между боковым резцом к клыку и клыка к первому премоляру. «Золотая» пропорция является примером гармонии, при которой силы сцепления и разделения совмещены в равной степени.
Но поскольку эстетическое восприятие сильно зависит от субъективных факторов, золотое сечение никогда не возводили в статус универсального стандарта в искусстве.
При отсутствии возможности или необходимости достичь золотого сечения следует сохранить существующую пропорцию, добиваясь при этом следующего эстетического принципа — равновесия.
Равновесие может быть определено как стабильность в результате точной регулировки противоположных сил. Когда
Рис. 8.5. Асимметрическая композиция.
все части разумно подогнаны друг к другу и когда ни один из составных элементов не выходит из пропорции, это предполагает в результате устойчивое равновесие. Наше чувство зрительного восприятия используется для поддержания или приведения к равновесию. Когда позиция объекта на заднем плане воспринимается с некомфортабельным напряжением, равновесие в композиции не достигнуто. Это напряжение возникает как противоположное нашему восприятию повторяющегося соотношения, оно имеет значение и направление, на которые влияют структурные детали поверхности, на которой располагается воспринимаемый причинный элемент. Для устранения напряжения или восстановления баланса существуют две возможности для наблюдателя или стоматолога:
1. Двигать причинный элемент по на
правлению линии сил, пока визуальное
напряжение не будет полностью устра
нено.
2. Ввести противоположный элемент
вдоль той же линии сил, что будет спо
собствовать равновесию.
Таким образом, неуравновешенная композиция выглядит незавершенной,
Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов
случайной, временной или преходящей. Напротив, уравновешенная композиция выглядит спокойной, стабильной или постоянной, потому что зрительное напряжение отсутствует. В основном, левое и правое равновесие зубочелюстно-ли-цевой системы должно рассматриваться в рамках визуальной тяжести по отношению к центральной оси. Объекты, сильно удаленные от центра, оказывают более сильное влияние, чем ближние.
Рот, лицо или голова могут выражать усложненные и трудные области применения сил, которые напрямую зависят от расстояния, на котором наблюдатель фокусируется на анализируемом объекте и обдумывает эстетическое суждение. Вместе с тем фронтальная группа зубов получает эстетическую оценку при анализе стоматологической, стомато-лице-вой и лицевой композиций, в каждой из которых она контурирована в большей или меньшей степени.
Стоматологические лицевые композиции выражают ускользающий или бросающийся в глаза вид зубов. Неуравновешенность по некоторым причинам и фронтальной, и горизонтальной плоскостей нарушает естественную область приложения сил, действующих в ротовой полости. В этом случае доминирование является первым по необходимости требованием для обеспечения единства, которое, в свою очередь, важно для обеспечения композиции и является важной характеристикой восприятия эстетического эффекта. Оно обеспечивает статичность (монотонность) или динамичность (энергичность) единства.
Цвет, форма и линии являются факторами, которые могут создать доминирование. Доминирование подразумевает наличие сходных последовательных элементов. Чем сильнее последовательный элемент, тем сильнее доминирующий элемент и тем более энергичной будет композиция. Слабое доминирование яв-
ляется силой сцепления, которая приводит к статичному и монотонному единству.
Доминирование является ключевым фактором, обеспечивающим более широкую оценку зубочелюстно-лицевой композиции и определяющим необходимость гармонической интеграции стоматологической композиции (или реставрации) в лицевую структуру, потому что рот из-за своего размера, подвижности и физиологической и психологической важности является доминирующим элементом лица.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 4825;