Мрамор. 70—79 гг. н. э.
Копенгаген.
В 68—69 гг. Рим оказался во власти своих собственных войск, различные группировки которых
боролись между собой за то, чтобы возвести на престол каждая своего ставленника. Победителем в этой борьбе оказался Тит Флавий Веспасиан, посланный в 67 г. императором Нероном на подавление восстания в Иудее (см. ст. «Иудея и иудейские войны»). Он стал основателем новой императорской династии в Риме — династии Флавиев (69—96 гг.). Веспасиан был человеком очень скромного происхождения; трезвый ум, осмотрительность и осторожность позволили ему пережить тяжёлые времена принципата Гая Калигулы и Нерона. По мнению римского историка Тацита, Веспасиан был единственным императором, которого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону. Скромный и неприхотливый в личной жизни, обладающий колоссальной трудоспособностью, он и на троне оставался прежде всего великим тружеником. Светоний сообщает, что, приступив к восстановлению Рима, сильно пострадавшего во время гражданской войны 68—69 гг., он собственными руками расчищал развалины сожжённого солдатами храма Юпитера Капитолийского и выносил обломки на спине.
Первым делом Веспасиана было приведение в порядок государственной финансовой системы, совершенно расстроенной сумасбродствами Нерона. Были сокращены расходы императорского двора, введены новые налоги в Италии и провинциях. Император не брезговал никакими доходами для пополнения казны. Он ввёл даже налог на общественные уборные. Своему сыну Титу, возмущённому этим нововведением, он поднёс к лицу монету и спросил, пахнет ли она? (Отсюда и пошло выражение «деньги не пахнут».) Результаты финансовой политики Веспасиана были блестящими, что позволило ему начать обширное строительство в Риме. Им был построен новый форум с храмом Мира, начато строительство грандиозного амфитеатра на 50 тыс. зрителей, позднее получившего название Колизей.
Веспасиан продолжил политику императора Клавдия по распространению прав римского гражданства на западные провинции империи. При нём знать галльских и испанских общин прочно утверждается в римском сенате, став надёжной опорой власти принцепса.
Веспасиан умер летом 79 г. Присущее ему чувство юмора, говорят, не покинуло императора и на смертном одре. Почувствовав приближение смерти, он сказал: «Увы, я, кажется, становлюсь богом». Дело в том, что римских императоров после смерти причисляли к сонму богов, если, конечно, сенат не объявлял кого-нибудь из них «врагом отечества». Веспасиан передал власть своему старшему сыну Титу Флавию Веспасиану, правление которого оказалось очень недолгим. Он умер в 81 г., оставив хорошую память о себе благодаря тому, что продолжал политику отца.
Последним императором династии Флавиев стал Тит Флавий Домициан, младший сын Веспасиана, которого основатель династии не любил и держал в стороне от государственных дел. Домициан, обладавший крутым и властным характером, испортил
отношения с сенатом открытой демонстрацией своей власти. Он требовал, чтобы его называли господином (dominus) и даже богом (deus noster). Знать не любила Домициана и дала ему прозвище «лысый Нерон» — за то, что он возобновил преследования сенаторов по закону об оскорблении величия и пытался завоевать любовь народа организацией зрелищ и щедрых раздач подарков.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 733;