Император Цинь Ши-хуанди наблюдает за строительством Великой стены.
хуанди приказал рассчитываться только золотыми и медными монетами.
Жизнь в государстве должна была идти по общим правилам. Император ввёл единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, установил одинаковую ширину колеи для повозок, утвердил обязательные для всех законы, приказал всю обрядовую утварь и оружие делать по единому образцу.
Цинь Ши-хуанди считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить грабителей и разбойников.
Однажды в Саньяне, столице нового государства, было казнено более 460 человек. Об этом оповестили всех жителей страны. Всячески поддерживалась крепость семейных уз. Убийство мужа, разрушающего своим поведением семью, приказано было не считать преступлением.
Укрепляя государство изнутри, Цинь Ши-хуанди не оставлял без внимания и соседей. Несколько сот тысяч циньских ратников сложили головы во время похода против государства Наньюе на юге.
Однажды предсказатель предрёк: «Погубят Цинь хусцы, что на севере». Встревоженный государь отрядил тысячи людей на постройку оборонительного вала против «северных дикарей». Возводить этот вал послали и всех несправедливых судей. Так было положено начало строительству Вань ли чан чэн (стены длиной в десять тысяч ли) — Великой китайской стены. Спускаясь в долины и вползая на горные кручи, она растянулась с запада на восток. Многие поколения китайцев пристраивали новые стены и башни, подновляли старые.
Цинь Ши-хуанди не знал удержу в своих прихотях. Всякий раз, когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский владыка повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. Ко дворцам, расположенным за пределами столицы, прокладывали огороженные валами дороги.
Усыпальница Цинь Ши-хуанди может потягаться с пирамидами фараонов Древнего Египта. В течение 37 лет 720 000 человек строили её на горе Ли. Сперва в горе вырыли громадную яму, докопавшись до трёх ключей. Воду их отвели, и отверстия залили медью. Над ямой насыпали курган, засадив его деревьями и кустарниками. Дно могилы и стены выложили лакированными камнями и яшмой. На полу поставили модели священных гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по
ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами. Вместе с Цинь Ши-хуанди в могилу положили несколько сот девушек, в том числе 10 сестёр государя.
Вскоре после кончины первого хуанди вспыхнула междоусобица. Победителем в схватке за власть вышел Лю Бан, волостной начальник. Он положил начало династии Ранней, или Западной, Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.).
Прекратить разбой и кровопролитие, восстановить разрушенное во время междоусобицы хозяйство — таковы были стремления императора новой династии. «За убийство — смерть убийце, за ранение и разбой — соответствующее наказание», — гласил договор, заключённый Лю Баном со старейшинами Цинь. Он отменил жестокие законы Циньской империи. По окончании войны с соперниками Лю Бан сразу распустил часть армии, разрешил бывшим воинам заняться сельским хозяйством и ремеслом. Одновременно была отпущена на свободу часть подневольных людей.
Политика восстановления сельского хозяйства, проводившаяся на первых порах существования династии Хань, дала свои плоды. Ранее заброшенные и пустующие земли обрели владельцев и стали плодородными. Подъёму сельскохозяйственного производства способствовало совершенствование орудий и приёмов агротехники. «Уполномоченный по изысканию зерна» Чжао Го применил метод смены полей, т.е. трёхпольную систему. Тот же Чжао Го изобрёл парную соху. В неё впрягали двух быков, управляемых тремя пахарями. Для увеличения площади обрабатываемых земель расширялась ирригационная система. Ремонтировались и сооружались речные дамбы и каналы. При правителях династии Хань нечиновный люд получил возможность разрабатывать полезные ископаемые. В царствование императора Вэнь-ди населению разрешили свободно заниматься добычей соли и железа. Развитию ремесла способствовали создаваемые казной железоделательные мастерские. В них работали искусные мастеровые.
Первым правителям дома Хань пришлось уделять основное внимание восстановлению разрушенного междоусобицами хозяйства. Ко времени вступления на престол государя Лю Чэ (140—87 гг. до н. э.) центральная власть окрепла, оживление производства пополнило казну. Можно было обратить силы на расширение границ. Лю Чэ оправдывал своё императорское имя — У-Ди, «Государь-Воин».
Но войны были разорительны для страны. Множились налоги в казну.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 982;