ДЖУЗЕППЕ ГАРИБАЛЬДИ

В истории случаются моменты, когда кричащие проблемы, стоящие перед той или иной стра­ной, решаются в результате появления челове­ка, как бы воплощающего в себе совесть народа и освещающего светом своей личности массовое дви­жение.

Таким человеком для Италии середины XIX в. можно по праву назвать Джузеппе Гарибальди. Ро­дился он 4 июля 1807 г. в Ницце, в семье моряка. С юных лет ему был уготован жизненный путь отца — дорога в море. Уже подростком Джузеппе стал юнгой на торговом судне, побывал во многих пор­тах, в том числе в Одессе.

А время на юге Европы было бурное. Мрак, опус­тившийся над Европой после Венского конгресса, был прорезан вспышками революций в Испании, Португалии, Неаполе, Пьемонте. Девять лет шла освободительная борьба против турецкого ига в Гре­ции. Молодой Гарибальди, проходя водами Эгей­ского моря, мечтал присоединиться к греческим по­встанцам. В самой Италии для него как будто бы не было дела.

Всё изменила случайная встреча на юге России, в Таганроге, куда Гарибальди приплыл, став уже капитаном небольшого торгового корабля, за пар­тией зерна. В небольшом портовом кабачке незна­комый итальянец агитировал соотечественников вступать в освободительное общество «Молодая Италия». Деятельность этого общества, вероятно, знакома многим нашим читателям по роману Этель Лилиан Войнич «Овод». «Молодая Италия» была основана в 1831 г. группой итальянских револю­ционеров-демократов во главе с Джузеппе Мадзини. В отличие от движения передовых дворян — карбонариев в предшествующие годы, «Молодую Италию» составляли люди, которых в России наз­вали бы «разночинцами». Общество вело борьбу за демократическую и единую Итальянскую респуб­лику, против австрийского господства и папской власти. Многие революционеры всё ещё надеялись достичь перемен в стране с помощью заговоров и одиночных выступлений. Другие пытались развер­нуть агитацию в народе.

26-летний Гарибальди понял, что нашёл своё де­ло. После встречи с Мадзини в Марселе он прини­мает участие в подготовке вооружённого выступ­ления в Генуе и использует в этих целях корабль «Эвридика». Но в феврале 1834 г. замысел его со­ратников был раскрыт, многие арестованы, а сам Гарибальди через Ниццу перебрался на территорию Франции, чудом избежав ареста. Заочно его при­говорили к смертной казни.

Летом 1835 г. во Франции вспыхнула эпидемия холеры, и Гарибальди оказался там, где людям

нужна была помощь, — в Марселе он выполнял работу санитара. Вскоре вторым помощником ка­питана Гарибальди на корабле отправился в Рио-де-Жанейро. Начался бурный латиноамериканский период его жизни (опять напрашивается параллель с судьбой Овода из романа Войнич). В Бразилии, Уругвае, Аргентине было много итальянских эми­грантов, в среде которых оказался Джузеппе. Не­которое время Гарибальди всецело отдаёт себя ре­меслу моряка. Он даже совершает плавание в далё­кий китайский порт Макао. Но постепенно он на­чинает помогать повстанцам на юге Бразилии, ве­дущим борьбу против власти императора и рабства. Флагманом партизан становится его судно, назван­ное «Мадзини». Сражения, бегство в Аргентину по реке Ла-Плата, буря, арест... Пытки в застенках диктатора Росаса. Друзья добились его освобожде­ния. И вновь — партизанский отряд в Бразилии. В Бразилии Гарибальди встретил свою будущую суп­ругу — Аниту. Она стала неразлучной спутницей героя, сражалась вместе с ним, стойко переносила все лишения. Вскоре родился сын — Менотти.

В 1841 г. повстанцы потерпели серьёзное пора­жение. Гарибальди пришлось поселиться в Уруг­вае. Но и здесь он предложил свои услуги в качестве бойца против войск Росаса, пытавшихся захватить маленькую соседнюю страну. Он сражался на море и на суше, организовал итальянский легион и с че­стью расквитался со своим бывшим обидчиком-диктатором. Для уругвайцев он стал живой леген­дой. Известия о блестящем полководце дошли и до Европы. В Италии в народе уже стали связывать его имя с надеждами на лучшие времена. В свою очередь Гарибальди знал, что на его родине растёт недовольство иностранным господством. В конце

1847 г., услышав об амнистии, он отплыл в Европу с женой, тремя сыновьями и своим легионом в пол­ном составе.

Когда корабль вошёл в Средиземное море, в раз­ных странах Европы грянула буря революций

1848 г. Известие о начале народных выступлений в Неаполитанском королевстве придало гарибаль­дийцам огромное воодушевление. Один из бойцов, Кочелли, сочинил боевой гимн:

Разверзлись могилы, и мёртвые встали, И наши страдальцы пред нами предстали, Венчанные лавром, как некогда в жизни, С любовью к отчизне в горячей груди. Восстань же! Восстань же, о юность народа! Неси наше знамя под ветром свободы...

В родной Ницце Гарибальди был встречен с ли­кованием. Но в столице Сардинского королевства








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 540;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.